Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная сущность права и государства
П – один из важнейших атрибутов жизни общества имеет социальную природу, который позволяет раскрыть реальное содержание П в целом, отдельных правовых актов и конструкций, служит критерием их оценки с точки зрения универсальной системы ценностей. Говоря о социальном содержании П, речь идет о соотношении П с интересами общества в целом, его составных частей (социальных слоев, классов, групп) и отдельных лиц. Социальная природа П и Г практически совпадают. Идея социального государства нашла закрепление в ряде Конституций последнего времени (Германии, Испании, Турции и др., а ныне - и России). По сути дела термин "социальное государство" является аналогом термину "социалистическое государство". Б.А.Кистяковский, обосновывая социальные функции Г, говорил о социалистическом государстве, о поглощении с его помощью частного права правом публичным. При освещении деятельности "социального Г" употребляются характеристики, присущие именно социалистической государственности. С древнейших времен исследователей политиков и обычных граждан волновал вопрос: чьим интересам служит государство (Г). В диалоге «Г» Платон доказывает, что Г должно служить общему благу в противовес идее о том, что Г служит интересам тех, в чьих руках находится власть. По его мнению, это свойственно не нормальному, а коррумпированному Г. И.Бентам в «Конституционном кодексе» воспроизвел эту мысль. Целью Г должно быть наибольшее счастье наибольшего числа людей, однако на деле это наибольшее счастье существует только для тех, кто осуществляет правительственную власть. Т.Мор в «Утопии» считал, что Г служит не общему благу и не только интересам властвующих, а богатым людям, т.е. определенному социальному слою. Чуть позже эту же мысль повторил Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Он полагал, что богатые навязали большинству договор об образовании Г, которое они использовали в своих интересах, возводя в ранг законов правила, благоприятные для богатых. Маркс и Энгельс развили идеи Мора и Руссо, утверждая, что Г возникает с расколом общества на антагонистические классы и представляет собой аппарат принуждения в руках господствующего класса. В результате социалистической революции пролетариат должен превратиться в господствующий класс и создать свое Г – диктатуру пролетариата. Предполагалось, что на высшем уровне коммунизма, когда исчезнет деление на классы Г исчезнет, аппарат классового принуждения станет ненужным. Г, будучи инструментом классового господства, выполняет ряд общесоциальных функций, ни один правящий класс не может не учитывать в какой-то мере интересов других социальных слоев, что Г обладает относительной самостоятельностью и может маневрировать между классами.
В понимании социальной сущности П и Г господствуют 2 подхода: 1. П и Г служит интересам всех, т.е. общему благу (поддерживается большинством философов и юристов). Идея общего блага: Ф.Аквинский: «закон – предписание рассудка, продиктованное мыслью об общем благе», И. Бентам: «наибольшее счастье наибольшего числа людей», В.Н. Хропанюк: «П выражает общие и индивидуальные интересы населения страны» Г служит общему благу и Г – аппарат в руках господствующего класса, обслуживающего свои интересы; 2. П и Г выражает интересы господствующего меньшинства или класса (поддерживали марксисты). П – возведенная в закон воля господствующего класса. Кроме марксистов, англ.либерал Дж.Ст. Милль писал об эгоистическом законодательстве буржуазии и предостерегал, что если пролетариат придет к власти, он тоже будет принимать эгоистические законы, и признавал, что в прошлом П защищало интересы привилегированных, а теперь пришло время превратить его в инструмент осуществления всеобщего блага. Шершеневич считал, что П отражает, прежде всего, интересы властвующих, хотя благоразумие побуждает их считаться в какой-то мере с интересами подвластных. В 70-е гг. 20 в. в американской юриспруденции под влиянием марксизма сложилось левое течение – «критическое исследование П». Его представитель Д.Кеннеди считает, что система общего права легитимирует существующую несправедливость, представляет существующие угнетательские социальный отношения как неизбежные и естественные. Многие исследователи предлагали разумную позицию, позволяющую выявлять в П как элементы справедливости, общего блага, так и эгоистические интересы доминирующих в обществе групп. Новгородцев различал П как порождение силы и произвола и как выражение справедливости и свободы.
Развитие П протекало и протекает в напряженной борьбе различных, сталкивающихся, антагонистических интересов. Р.Иеринг подчеркивал, что «в борьбе обретешь ты право свое» и какой напряженной борьбы требовал каждый шаг к свободе в истории П, он отмечал, что в истории П общий интерес всегда брал верх над частным, но поскольку общество неоднородно, параллельно с конфликтом между личностью и обществом развиваются и противоречия между отдельными социальными слоями, они оказывают еще большее воздействие на содержание П. В к.19 в. в общественных науках приобретают популярность идеи социальной солидарности. Теория Л. Дюги: жизнь общества поддерживается солидарностью классов, а Г должно превратиться в политическую форму осуществления такой солидарности. Учение Л. Дюги направлено не на утверждение ПП людей, последовательных правовых начал в их жизни, а напротив, на некое коллективистское "преобразование" П, отрицание значимости субъективных ПП, необходимости их "замены" социальными функциями на коллективистических основах. Большой вклад внесли социал-демократические партии на Западе в 20в., которые говорили о «Г благоденствия», которое представляет собой независимую посредническую силу, и ни один класс не может утвердить себя в качестве господствующего, тем самым снижая уровень социальных конфликтов. Теперь «Г благоденствия» называют социальным Г, а идеи независимого посредничества приобретают признание. Характер Г меняется вместе с обществом. На рубеже 20-21 вв. оно уже не то, каким было в эпоху резкого обострения социальных противоречий 19 и пер.пол.20 вв. Успехи в смягчении социальных конфликтов, повышение благосостояния населения неоспоримы. В западных обществах сохранятся привилегии высших слоев, неравенство и противоречия между бедными и богатыми. Идея социального Г вызывает серьезную тревогу, которая обусловлена тем, что кредо рассматриваемой идеи состоит в усилении Г в решении социальных вопросов, его деятельности в экономике, в сфере распределения. Усиление же Г, его деятельности в экономико-распределительных отношениях, неизбежно сопряжено с ужесточением и расширением властно-императивных начал, доминированием публично-властного управления по исконно-экономическим делам, а, значит, с ростом государственного аппарата, дальнейшим укоренением бюрократических сторон его функционирования, чиновничьим всемогуществом, тенденцией вмешательства во все стороны экономической и социальной жизни, с неизбежными злоупотреблениями властью и коррупцией. Приведенные критические соображения об идее социального Г ни в коей мере не умаляют необходимость решения многообразных социальных задач, вытекающих из объективных потребностей современного общества. В связи с идеей "социального Г" следует еще раз сказать о проблеме равенства в условиях гражданского общества. Политическое и юридическое равенство людей - это непременный, обязательный атрибут политического режима демократии, гуманистического права. Корень вопроса равенства людей в современном обществе - в фактическом равенстве людей, в необходимости его обеспечения, в т.ч. путем соответствующей деятельности Г.
П. Новгородцев высказывал мысли о необходимости уравнения социальных условий жизни, т.к. такое "уравнение" условий обретения собственности - именно равенство в условиях, которые обеспечивают приоритет свободы в самом глубоком ее понимании, т.е. как поприще для конкуренции, экономического состязания, без чего нет свободного конкурентного рынка. Современная Россия после развернувшейся борьбы за власть и собственность в 90-е гг. 20 в. представляет собой Г собственников, отчужденное от общества, общество поляризировалось. В нынешней ситуации в России положения о социальном государстве служат своего рода оправданием для всемогущества бюрократического чиновничества. Обозревая историю Г и П можно придти к выводу, что редко удавалось выражать подлинный, всеобщий, независимый интерес, не отождествляемый с интересами какой-либо части общества. Сопоставляя различные точки зрения на социальную природу Г и П следует признать, что в каждой из них есть доля истины. Теоретически Г может случить как общему благу, так и благу носителей власти и интересам определенных классов или слоев общества. Любое Г служит и 1-му, и 2-му, и 3-му. Все дело в доле каждого из них, в их соотношении
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.) |