Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самосознание личности и «Я-концепция».
В психологии имеют место различные подходы к выделению критериев самосознания. Рассмотрим основные. В.М. Бехтерев считал, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн подчеркивали, что самосознание есть этап в развитии сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Р. Чамата определял самосознание как возникающее и развивающееся одновременно с сознанием. Он считал, что самосознание возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Школа психоанализа доказывала, что процесс зарождения самосознания — процесс субъективного отделения от матери. Дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери. И.С. Кон, Э. Штрангер подчеркивали, что периодом возникновения сознательного ″Я″, как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания — возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни. Таким образом, в общем, можно выделить следующие критерии самосознания: -выделение себя из среды (физической, социальной), осознание себя как субъекта, автономного от среды; - осознание своей активности - ″Я управляю собой″; - осознание себя ″через другого″; - моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания выделяют: - осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего ″Я″ (″Я″ как действующий субъект); - осознание своих реальных и желаемых качеств (″Реальное Я″ и ″Идеальное Я″); - познавательные, когнитивные представления о себе (″Я как наблюдаемый объект″); - эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя: - самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); - самоотношение (эмоциональное отношение к себе). В результате развития самосознания у человека складывается ″ Я - концепция ″, представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. 1 этап (до 3-х лет). Осознание границ своего тела (например: до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Способность к самостоятельным действиям с предметами. Ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в лексикон входит местоимение ″Я″, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. 2 этап (дошкольный возраст). Начинается длительный период развития самооценки. Самооценка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе достаточно ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. 3 этап (школьный возраст). Складывается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Происходит сопоставление подростком разных мнений о себе и на их основе выработка собственного мнения. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются и рациональные. Следующий этап — моральная самооценка. Очень часто возникает несовпадение самооценки и уровня притязаний, что приводит к возникновению фрустраций (эмоционально тяжелых переживаний человеком своих неудач, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.005 с.) |