Раздел 2. Технологические аспекты научного исследования социально-культурной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Технологические аспекты научного исследования социально-культурной деятельности



Тема 8.Организация исследования социально-культурной деятельности. Классификация научных исследований социально-культурной деятельности. Выделение и определение методологических параметров исследования: обоснование актуальности проблемы исследования, формулировка научной проблемы (наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки); постановка цели исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвижение гипотезы исследования как совокупности теоретически обоснованных предположений; определение критериев научной новизны, теоретической и практической значимости исследования; выдвижение положений, выносимых на защиту.

Этапы психолого-педагогического исследования социально-культурной деятельности: выбор, формулирование и обоснование темы исследования. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования. Формулирование основных выводов по результатам исследования. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

 

Тема 9. Анкетирование как метод сбора первичной информации. Анкетирование как метод сбора первичной информации, предполагающий письменное обращение исследователя к определенной проблеме, с последующей статистической обработкой и теоретической интерпретаций полученных данных.

Анкета как инструмент сбора первичной информации, представляющий собой перечень вопросов и вариантов возможных ответов к ним, связанных между собой едиными целями и задачами исследования.

Познавательные возможности анкетного вопроса.

Функции анкетного вопроса: индикаторная, коммуникативная, инструментальная. Необходимость «перевода» исследовательских проблем и вопросов на «язык» опрашиваемого (респондента). Исследовательские вопросы (индикаты) и задаваемые респонденту (индикаторные), их соотношение.

Классификация вопросов анкеты: по форме (прямые и косвенные; закрытые, открытые, полузакрытые); по содержанию (фактологические, клинические); по методической функции (вопросы-фильтры, контактные вопросы, вопросы-ловушки, основные и неосновные); по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные); по технике заполнения (трудные, сложные).

Общая композиция (структура) анкеты: введение (обращение, цель научного исследования, информация о правилах заполнения анкеты, благодарность за участие в исследовании). Цель введения – убедить респондента принять участие в опросе; реквизитная часть – информация, касающаяся респондента; информативная часть (содержательные вопросы с нарастанием степени трудности); классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-классификационные сведения о респонденте – «паспортичка»; заключительная часть анкеты (содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании).

Обработка результатов анкетирования. Удаление «методического балласта» (проверка анкет на точность, полноту и качество заполнения). Виды обработки анкет – ручная и на ЭВМ. Ручная обработка, составление кодовых таблиц; обработка на ЭВМ, получение табуляграмм. Сводная таблица распределения ответов по результатам анкетирования. Группировка данных в таблицы (простая, сложная, комбинированная. Интерпретация количественных данных).

 

Тема 10. Процедура измерения в социально-педагогическом исследовании. Понятие измерения, значения процедуры измерения. Взаимосвязь выбора критериального блока исследуемого объекта – основных признаков (явления, процесса), подлежащих изучению, изменению и процедуры измерения. Значение процедуры измерения при разработке инструментария исследования (анкеты, плана интервью и т.д.). Количественные и качественные характеристики социальных объектов и явлений. Понятие протяженности (континуума) в качественном анализе свойств и признаков объекта. Измерение как соотнесение свойств объектов или явлений с числами. Взаимосвязь выбора фактов (индикаторов), подлежащих измерению и гипотез исследования. Характеристика индикаторов объективного и субъективного характера. Индикаторы как основание для формулировки вопросов анкеты и других видов инструментария. Характеристика индикаторов (варианты ответов на вопросы). Понятие шкалы измерения. Виды измерительных шкал.

Шкала наименований (номинальная шкала) (группировка объектов в классы по тем или иным признакам, числовые обозначения классов не имеют количественного значения). Простая классификация объектов.

Шкала порядка (ранговая шкала). Расположение объектов по степени увеличения (или уменьшения) какого-либо признака или свойства. Обозначение числом, приписанным проранжированным объектам, порядка их следования, ранга.

Интервальная шкала. Установление единицы измерения. Числовое обозначение. характеристика шкал с равными и неравными интервалами. Характеристика комбинированной шкалы, основные виды комбинаций шкал.

 

Тема 11. Метод интервью в научном исследовании. Интервью как метод сбора первичной эмпирической информации. Интервью как целенаправленная беседа, способ получения информации с помощью устного опроса.

Основания для классификации интервью: по степени стандартизации вербального диалога. Формализованное интервью (по детально разработанной программе). Неформализованное интервью (длительная беседа по общей, недетализированной программе). По числу обсуждаемых тем: фокусированное или направленное интервью (подробное обсуждение одной темы); Нефокусированное или ненаправленное интервью (где нет предметного единства, общей темы). По количеству опрашиваемых: индивидуальное или личное интервью (беседа интервьюера с одним опрашиваемым); групповое интервью (беседа одного интервьюера – модератора с несколькими людьми. Главные разновидности – фокус группа и мозговая атака). По месту проведения интервью: интервью по месту жительства (а домашний обстановке); интервью по месту работы, учебы (офис, производственная среда); интервью посетителей (магазинов, учреждений культуры и т.д.). По целевой направленности: диагностическое интервью; клиническое интервью.

Интервью – как ситуация, как совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказывать воздействие на ход и результаты интервью.

Вопросник интервьюера, его функции. Требования к интервьюеру.

Подготовка интервью: выбор объекта, определение места и времени, подготовка схемы (свободного) интервью, обучение интервьюеров. Процедура интервью: установление контакта, закрепление контакта, переход к основным вопросам, завершение интервью. Оформление протокола интервью.

 

Тема 12. Тестирование как метод сбора эмпирической информации. Т естирование как научно обоснованный метод выявления индивидуальных особенностей личности путем применения заданий стандартизованной формы, поддающихся статистической обработке. Тестирование в мировой и отечественной практике.

Классификация тестов в зависимости от ряда критериев.

1. Область применения:

Психодиагностика (психические процессы, темперамент и характер, интеллектуально-познавательные особенности, возрастное развитие личности). Профориентация (профессиональная пригодность, профилизация и профессионализм персонала). Образование (успешность овладения учебными дисциплинами; знания, умения, навыки, уровень понимания обучающегося). Социализация личности как приоритетная сфера применения тестирования в социологических исследованиях (усвоенные индивидом образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования индивида в обществе).

2. Приближенность к реальным жизненным условиям:

Абстрактные, относительно узкие умения (например, нешаблонность мышления) – аналитические тесты;

Адекватные действия в условиях, имитирующих реальность, в том числе, профессиональные ситуации (например, тренажеры, модель-тесты) – комплексные тесты;

Профессиональная пригодность к определенному виду деятельности в условиях реальной рабочей ситуации (например, интервьюирования) – синтетические тесты.

3. Степень формализованности:

Формализованные (тесты с заданными вариантами решения, из которых тестируемый может выбрать одно или несколько). Полуформализованные (тесты, сочетающие готовые варианты решений с возможностью принятия тестируемым самостоятельного решения). Неформализованные (тестируемый не ограничен вариантами решений и может принять самостоятельное решение).

4. Речевая (неречевая) основа: вербальные (словесные); невербальные (тесты действия).

Социометрический тест – тест, предназначенный для диагностики взаимных симпатий и антипатий в отношениях между членами малой группы. Социометрия – метод сбора социологической информации для изучения и анализа межличностных отношений в малых группах, позволяющий количественно изменить те межличностные отношения, симпатии и антипатии, которые образуют неформальную структуру отношений в малых группах. Вклад Дж. Л. Морено в создание и развитие социометрии. Использование социометрического метода в социокультурной деятельности. Процедура социометрического опроса и основанные ее этапы. Критерий социометрический – критерий, на оснований которого респонденты осуществляют выборы членов своей малой группы.

Обработка суммарных данных, социоматрица. Социограмма как графический способ отображения структуры межличностных отношений в малой группе. Социометрический статус личности. Требования к этическому аспекту применения социометрического метода.

 

Тема 13. Наблюдение как метод социально-педагогического исследования. Понятие наблюдения. Отличия научного наблюдения от ненаучного. Особенности социально-педагогического наблюдения. Соотношение метода наблюдения с другими методами научного педагогического исследования. Проблема надежности и достоверности наблюдения. Объект и предмет наблюдения. Использование технических средств в наблюдении.

Этапы и процедура наблюдения. Разработка программы наблюдения в соответствии с гипотезами исследования. Способы регистрации результатов наблюдения. Виды наблюдения: по степени формализованности – неконтролируемое (бесструктурное) и контролируемое (структурное) наблюдение; по положению наблюдателя - простое (невключенное) и соучаствующее (включенное); стимулирующее наблюдение как модификация включенного наблюдения; по условиям организации – полевые (наблюдение в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Требования к инструментарию.

Обработка результатов наблюдения. Особенности применения различных видов наблюдения в зависимости от этапа социологического исследования.

Основные этапы проведения исследования методом научного наблюдения: 1 этап – разработка программы наблюдения, его целей и задач, предмета, объекта; 2 этап – организационно-технический; 3 этап – определение выборки и вида наблюдения, разработка его процедуры; определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта (времени, места); 4 этап – разработка инструментария (бланка для проведения формализованного наблюдения); 5 этап – процедура наблюдения, фиксация результатов; 6 этап – систематизация результатов наблюдения.

Тема 14. Метод анализа документов в научном исследовании социально-культурной деятельности. Понятие документа в научном исследовании. Значение документа как важного источника эмпирической информации. Классификация документов: по способу фиксирования информации (рукописные; печатные; аудио-, видеозаписи, кино, фотодокументы и т.д.); по типу авторства (личные, безличные); по целевому назначению (наличные и целевые); по статусу (официальные и неофициальные); по источнику информации (первичные и вторичные); материалы средств массовой информации и т.д.

Методы анализа документов. Традиционный и формализованный анализ.

Контент-анализ документов, его сущность и место в социально-педагогическом исследовании. Смысловые единицы анализа (понятие, тема, имена персонажей, целостное общественное событие и т.д.). Сочетание количественного и качественного видов анализа документов. Контент-анализ, его использование при изучении публикаций периодической печати, документации образовательных, культурно-досуговых учреждений, учреждений дополнительного образования.

Основные этапы контент-анализа: постановка проблемы и определение целей и задач контент-анализа, его объекта и предмета; отбор документального материала, определение его выборочной совокупности; операционализация понятий или определение категорий анализа; составление кодификатора; количественно-качественный анализ полученного материала.

 

Тема 15. Педагогический эксперимент в научных исследованиях социально-культурной деятельности. Эксперимент как общенаучный метод исследования. Психолого-педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, обеспечивающий научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в социально-культурных явлениях.

Эксперимент как способ получения информации о количественном и качественном измерении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Значение экспериментального метода в получении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, для достижения нового, более точного значения о закономерностях, тенденциях социальных процессов.

Особенности эксперимента по сравнению с другими методами сбора данных.

Сущность эксперимента в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. Методы, используемые ходе эксперимента: наблюдение, беседа, опрос и т.д. Создание и реализация исследователем в процессе эксперимента тех или иных, заранее определенных психолого-педагогических, социально-культурных условий. Варьирование условий, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, их неоднократное воспроизведение. Потенциал эксперимента в создании нового опыта в точно учитываемых условиях.

Виды психолого-педагогического эксперимента: естественный и лабораторный; констатирующий и формирующий; зондирующий и проверочный; сравнительный и перекрестный.

Задачи психолого-педагогического эксперимента: Установления неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач. сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбора и выбора наиболее оптимального из них по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам. обнаружение причинно-следственных, закономерных связей между явлениями, представления их в качественной и количественной формах.

Основные этапы педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий (преобразующий), аналитический.

 

Тема 16. Оформление результатов исследования. Оформление научной работы в виде соответствующего научного труда либо различных научных или методических публикаций (методические пособия, статьи, брошюры и т. д.).

Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала: концептуальная направленность, которая определяется системой исходных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности; сущностный анализ и обобщение, которые направлены на обеспечение глубокого рассмотрения, анализ, объяснение и обобщение фактов; аспектная определенность, предполагающая рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе; сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным подходом, что определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации; определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, для чего целесообразно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать на протяжении всего изложения материала; четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске и авторской позиции (новые идеи и подходы формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов в специфических условиях или модернизированные методики); мера в сочетании однозначности и вариативности; конструктивность рекомендаций.

Основные виды изложения результатов исследования: доклад, статья, курсовая работа, дипломный проект, диссертация и т.п.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, – это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Структура научной статьи: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Структура изложения результатов научной работы: введение, теоретическое обоснование, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию, приложение.

Особенности языково-стилистического оформления результатов психолого-педагогических исследований.

 

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.029 с.)