Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности



Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность

квалификация (степень) выпускника «магистр»

форма обучения – заочная

срок изучения – 2, 3 семестр

 

 

Челябинск 2013

УДК 316.77 (073)

ББК 88.5я73

М14

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность

 

Автор-составитель: Т. П. Степанова, кандидат педагогических наук, доцент

 

Рецензент: Рябков В. М., доктор педагогических наук, профессор.

 

Программа одобрена на заседании совета культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол №1.

 

 

М14
Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность, квалификация (степень) выпускника «магистр»; форма обучения – заочная, срок изучения – 2, 3 семестр / авт.-сост. Т. П. Степанова; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 28 с.

 

Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемы при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013


Содержание

1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины  
1.2. Задачи дисциплины  
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП  
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание дисциплины  
4.1. Структура преподавания дисциплины  
4.1.1. Матрица компетенций  
4.2. Содержание дисциплины  
5. Образовательные технологии  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
6.1. Темы творческих заданий по дисциплине  
6.2. Темы курсовых работ  
6.3. Задания для проведения текущего контроля  
6.3.1. Темы семинарских занятий  
6.3.2. Темы для практических занятий  
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам  
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
7.1. Основная литература  
7.2. Дополнительная литература  
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы  
7.4. Журналы  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
8.1. Список изданий по дисциплине, используемых для проведения занятий  
8.2. Перечень используемых наглядных средств  
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов  
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств  
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях  
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий  

 


1. Цель и задачи освоения дисциплины

1.1. Цель дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о методологическом, методическом и прикладном уровнях исследования социально-культурной деятельности; широком спектре междисциплинарного научного инструментария, применяемого в гуманитарных отраслях научного знания, в том числе в исследовании социально-культурно-культурной деятельности.

В процессе изучения данной дисциплины у студента формируются следующие компетенции:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

- способностью к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-6);

- готовностью к осуществлению на научной основе технологического процесса деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга (ПК-1);

- готовностью использовать современные достижения науки и передового опыта учреждений социально-культурной сферы в научно-исследовательских работах (ПК-3);

- способностью к руководству научно-исследовательской работой научных коллективов по вопросам истории, теории и технологии социально-культурной деятельности (ПК-6);

- готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований для учреждений и организаций социально-культурной сферы (ПК-13);

- быть способным к разработке совместных научно-исследовательских работ по проблемам социально-культурной деятельности (ВК-4).

 

1.2. Задачи дисциплины

Перед курсом «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности» стоят следующие задачи:

- освоение методолого-теоретических основ научного исследования социально-культурной деятельности;

- изучение и применение методологии междисциплинарного подхода в исследовании социально-культурной деятельности;

- изучение методических основ исследования;

- освоение навыками разработки программы исследования;

- владение навыками выбором методов, адекватных цели исследования;

- владение навыками разработки инструментария исследования;

- освоение навыков проведения исследования;

- освоение навыков анализа полученных в ходе исследования данных, их оформления, разработки практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности социально-культурной деятельности.

2. Роль и место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:

- общенаучный – «Философские проблемы науки», «Психология высшего профессионального образования», «Понятийно-терминологическая система теории социально-культурной деятельности»;

- профессиональный – «Информационные технологии», «Теория и практика социально-культурного проектирования», «Теория организации и управления социально-культурной деятельности», «Историография социально-культурной деятельности».

Данные дисциплины готовят студентов к эффективному изучению курса «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности», формируя следующие «входные» знания и умения:

- понимание особенностей менеджмента предприятий социокультурной сферы, значения корпоративной культуры как инструмента менеджмента предприятия;

- понимание интегративной сущности корпоративной культуры предприятия (ее культурологических, психолого-педагогических, этических основ);

- знание типов корпоративной культуры, ее структурных элементов;

- понимание роли корпоративной культуры в управлении развитием персонала, а также в формировании позитивного имиджа предприятия; понимание взаимосвязи имиджа и деловой репутации предприятия;

- понимание значения корпоративного досуга в командообразовании, развитии культурной идентичности, креативности, межличностных отношений персонала организации;

- умения анализировать корпоративную культуру предприятия, выявлять ее позитивные и проблемные стороны, ставить управленческие задачи, направленные на повышение эффективности менеджмента предприятия;

- знание и умения применения методики формирования и развития корпоративной культуры предприятия.

Освоение дисциплины «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности» будут необходимы при прохождении научно-производственной (технологической) практики.

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Методология и методика научного исследования» обучающийся должен:

 

Знать:

- основы научного исследования социально-культурной деятельности с применением социологических, педагогических и психологических методов;

- особенности социально-культурных процессов в современной России;

- законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютерных технологий.

Уметь:

- определять результативность социально-культурной деятельности;

- использовать компьютерные технологии для обработки социологической и психолого-педагогической информации о социально-культурных процессах,

- применять компьютерную технику для решения прикладных задач социально-культурной деятельности;

Владеть:

- методами изучения и использования историко-культурного наследия в процессе удовлетворения духовных потребностей и интересов разных групп населения;

- методами создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков, молодежи и взрослых;

- современными технологиями поиска, хранения, обработки и систематизации информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, в том числе 36 часов на экзамен.

 

 

4.1. Структура преподавания дисциплины

№ раздела дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек. сем. практ. с/р
    1-3         тестирование, проверка выполнения практических заданий, проверка выполнения самостоятельной работы   -  
    1-3 -       текущий контроль знаний, тестирование, проверка выполнения практических заданий, оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам. работы Экзамен
Итого 144 часов, в т.ч.:           Экзамен 36 часов

Матрица компетенций

Разделы, темы дисциплины Кол-во часов Компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-6 ПК-1 ПК-3 ПК-6 ПК-13 ВК-4 S общее количество часов
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социально-культурной деятельности                    
Тема 1. Сущность научного исследования социально-культурной деятельности.   +   +     +   +  
Тема 2. Основные направления исследований социально-культурной деятельности.   +   + +          
Тема 3 Методология научного знания.     +     + +   +  
Тема 4 Методы научного исследования.       +            
Тема 5. Методы теоретического исследования социально-культурных явлений.   +     + +   +    
Тема 6. Метод моделирования в научных исследованиях социально-культурной деятельности   +   +            
Тема 7. Методы эмпирического исследования социально-культурных явлений     +              
Раздел 2. Технологические аспекты научного исследования социально-культурной деятельности                    
Тема 8. Организация исследования социально-культурной деятельности.   + + +     + +    
Тема 9. Анкетирование как метод сбора первичной информации                 +  
Тема 10. Процедура измерения в социально-педагогическом исследовании.   +   +            
Тема 11. Метод интервью в научном исследовании.   +   +     +   +  
Тема 12. Тестирование как метод сбора эмпирической информации.     + +   +     +  
Тема 13. Наблюдение как метод социально-педагогического исследования.     +   +     +    
Тема 14. Метод анализа документов в научном исследовании социально-культурной деятельности     +     +        
Тема 15. Педагогический эксперимент в научных исследованиях социально-культурной деятельности.   +   +     +   +  
Тема 16. Оформление результатов исследования.     +   +       +  
Итого                    
Экзамен   + + + + + + + +  
Всего                    

4.2. Содержание дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.031 с.)