Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ольга Лучинина Елена Винокурова

Поиск

 

Проект «LENOLIUS»

Лучинина О. Винокурова Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей. – Астрахань, Проект «LENOLIUS», 2010

 

 

Тема музыкальных способностей неисчерпаема. Слишком много в ней домыслов, противоречий, откровенных мифов и заблуждений… Книга, которую Вы держите в руках, посвящена некоторым секретам развития музыкальных способностей. Она написана педагогами-практиками, работающими с учениками-музыкантами разных возрастов и разного уровня профессиональной подготовки. Надеемся, что книга поможет Вам найти собственные подходы к развитию способностей каждого из Ваших учеников.

 

 

© О. Лучинина

© Е. Винокурова

© Проект «LENOLIUS»

 

Содержание

Ольга Лучинина. «Карта музыкальных способностей» и

формирование индивидуального стиля деятельности музыканта …… 4

· Что же такое «музыкальные способности»?.. ……………………………… 4

· Упражнение «Карта музыкальных способностей» ………………………… 6

· Формирование целей и изучение ресурсов ……………………………….. 11

Елена Винокурова. Воспитание чувства ритма в классе

фортепиано …………………………………………………………………. 14

 

· Введение ……………………………………………………………………. 14

· Формирование чувства равномерной пульсации ………………………… 17

· Методы освоения различия в длительности звуков …………………….... 20

· Формирование навыка чтения ритмических рисунков …………………… 29

· Освоение ритмической терминологии ………………………………….. 31

Ольга Лучинина. Сценическое волнение ……………………………… 32

· Сценический стресс ………………………………………………………. 32

· Методы психологической поддержки для преодоления волнения ……… 40

Елена Винокурова. Звук фортепиано и исполнительский слух

пианиста …………………………………………………………………. 45

 

· Введение …………………………………………………………………… 45

· Звук фортепиано ………………………………………………………….. 48

· Особенности восприятия фортепианного звучания …………………… 54

· Восприятие протяженности звука фортепиано …………………………. 56

· Особенности восприятия динамики и тембра ………………………….. 58

· Восприятие динамической стороны фортепианного звука …………… 60

· Восприятие горизонтали и вертикали ………………………………….. 61

· Слуховые представления ………………………………………………… 63

· Слуховой контроль ……………………………………………………….. 65

· Музыкально-слуховое воображение …………………………………….. 66

· Метод образных сравнений как средство развития

исполнительского слуха пианиста ………………………………………. 68

Ольга Лучинина

«Карта музыкальных способностей» и формирование индивидуального стиля деятельности музыканта

· Что же такое «музыкальные способности»?..

Проблеме музыкальных способностей посвящено, пожалуй, более трёх четвертей всей научной и научно-популярной литературы по музыкальной психологии. В частности, в методической литературе по вопросам обучения музыке, музыкального воспитания и по теории музыкального исполнительства значительную роль играют сведения, касающиеся природы, развития и функционирования музыкальных способностей. По идее, музыканты оснащены множеством научно обоснованных средств, которые могут быть использованы ими в целях профессионального развития и совершенствования. Среди современных фундаментальных изданий можно назвать труд Д. Кирнарской «Музыкальные способности»[1], в котором не только предложены различные подходы к классификации, но и дан обстоятельный анализ проявления способностей. Данная работа ценна ещё и тем, что в конце книги Кирнарская предоставляет подробнейший перечень литературы по проблеме способностей и одарённости, включающий русскоязычные и зарубежные публикации.

Тем не менее, несмотря на множество специальных изданий, созданных для музыкантов-профессионалов, среди наших коллег до сих пор бытует множество мифов относительно природы способностей вообще и музыкальных способностей в частности. Что такое способности, по мнению большинства опрошенных нами музыкантов-исполнителей, теоретиков и даже педагогов? Как правило, музыканты придерживаются некой иррациональной позиции, объявляя способности уделом «избранных» – это нечто, либо присутствующее, либо отсутствующее у данного конкретного человека. Даже изучая психологию и знакомясь с теорией способностей, многие наши коллеги по-прежнему остаются в плену обыденных представлений о том, что музыкальные способности являются неким единым для всех «даром», которым обладают люди в разной степени, а некоторые не обладают вовсе. Как выразился один из участников наших занятий, «способности – это акции: кто-то держит контрольный пакет, а кто-то имеет меньше одного процента от общей суммы». Подобные представления не только далеки от реальности, но и весьма вредны: они тормозят развитие и самореализацию человека в музыкальной деятельности.

Согласно наиболее общему «классическому» определению, предложенному Б. М. Тепловым, способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности»[2].

Прежде всего, важно отметить индивидуальный характер способностей. Способности – никак не одинаковый по качеству и разный по количеству «дар», данный как бы «извне», а присущая данному конкретному человеку индивидуальная особенность, позволяющая успешно справляться с некой поставленной задачей.

Таким образом, способности у различных людей отличаются не по количественным характеристикам, а, прежде всего, по качественным. Поэтому работу по развитию способностей мы начинаем не с «диагностики» наличия или отсутствия их у человека, а с изучения индивидуальных особенностей самого человека.

Как функционирует у данного человека музыкальный слух? Каковы характеристики его ритма? Каковы особенности его музыкальной памяти? Как проявляется его музыкальность? Мы предлагаем дать подробное описание всех форм проявления музыкальных способностей, избегая оценочных высказываний. «Плохой» или «хороший» слух – это пустые, абсолютно не работающие характеристики. Мы всегда просим человека подробно рассказать и показать, как конкретно и что конкретно он слышит, что он делает (или не делает) при этом, какие проблемы возникают во время осуществления «слуховой деятельности», постоянны или временны эти проблемы? В результате мы составляем индивидуальную «карту» музыкальных способностей, включающую характеристики ощущений, восприятия, действий (и иногда даже чувств) при их функционировании.

Перед тем, как перейти к основному упражнению «Карта музыкальных способностей», укажем на некоторые особенности проявления способностей в музыкальной деятельности. Музыкальные способности – сложная система, включающая несколько самостоятельных групп. Поэтому и классифицировать музыкальные способности можно по-разному. Вы можете, опираясь на любые научные и методические источники, выбрать для себя наиболее приемлемую схему, которая устраивала бы лично вас.

Можно придерживаться классификации, основанной на функциональных системах. В этом случае ваша задача – описать проявление 7 групп способностей:

1. Сенсомоторные способности – буквально «ощущение плюс движение», то есть двигательные способности. Сюда относится вся работа вашего исполнительского аппарата.

2. Перцептивные способности – способности восприятия, к которым относят звуковысотное, тембровое, динамическое, ритмическое, архитектоническое восприятие и некоторые другие его виды.

3. Аттенционные способности – способности внимания.Как функционирует ваше внимание во время музыкальной деятельности? Как вы «настраиваете» ваше внимание, как удерживаете?

4. Мнемические способности – способности памяти. Как работает ваша память? Как вы запоминаете нужную вам информацию? Что делаете для длительного хранения информации? Как забываете ненужное?

5. Имажитивные способности – способности воображения. Какую роль играет воображение в вашей профессиональной деятельности? Как проявляется ваше воображение?

6. Мыслительные способности – музыкальное мышление. В музыкальной деятельности основу составляют два самостоятельных вида мышления – теоретическое и исполнительское.

7. Коммуникативные способности – способности общения, куда включены уже обсуждавшиеся способности сценического общения с публикой, общения внутри исполнительского коллектива и др.

Также можно воспользоваться известной типологией Б. Теплова, который выделил 3 группы способностей:

1. Ладовое чувство – способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные.

2. Музыкально-слуховые представления или «внутренний слух» – способность «в уме» прослушать музыку, которую человек воспринял ранее.

3. Музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.

Подходит также «традиционная» классификация, включающая музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, двигательные способности и музыкальность. При описании упражнения «Карта музыкальных способностей» мы воспользовались данной последней классификацией в качестве основы.

 

· Упражнение «Карта музыкальных способностей»

Музыкальный слух.

Опишите Ваш музыкальный слух на уровне музыкального звука как такового. Какие характеристики звука для Вас наиболее значимы? – высота звука или тембровая окраска? Что вы воспринимаете в первую очередь? На что обращаете меньшее внимание? Возникают ли у вас ассоциации по отношению в высоте или тембру звука? Если да, то какие это ассоциации? Цветовые, осязательные, вкусовые или какие-то иные? Обладаете ли Вы абсолютным слухом? Если обладаете, то какого типа ваш слух – активный, пассивный или «псевдоабсолютный»? Если не обладаете, то постарайтесь вспомнить – бывали ли у вас ситуации, когда абсолютный слух у вас будто бы «прорезался» и вы точно слышали высоту?

С той же степенью подробности изучите проявления вашего интервального, гармонического, полифонического и архитектонического (формообразующего) слуха. Если вы музыкант-исполнитель, то дополните вашу «карту» описанием своего «исполнительского» слуха, заставляющего находить тембро-динамические нюансы своего инструмента или голоса.

 

Чувство музыкального ритма.

Истоки ритмического чувства коренятся в природе самого человека – в ритмах физиологических процессов (дыхание, сердцебиение и др.), в ритмизованных действиях (ходьба, бег, секс и др.), в ритмах трудовых процессов. Важно помнить, что музыкальный ритм это слуходвигательный процесс. Нельзя подавить моторные реакции без ущерба для ритмического восприятия и переживания. Попробуйте намеренно «зажать» все мышцы вашего тела при прослушивании ритмичной музыки. Что происходит? Вы заметили, что восприятие существенно затруднилось? А теперь примите «безвольную» позу – уберите тонус ваших мышц, «развалитесь» в кресле, «повесьте» руки и голову. Как обстоит дело с ритмическим переживанием теперь? Скорее всего, оно также неполноценно.

В этом и заключается «секрет» проблемы чувства ритма – проблема эта телесно-волевая. Чувство ритма неизменно страдает при наличии у музыканта телесных блоков и зажимов или при сложностях с волевой саморегуляцией. Именно поэтому проблема чувства ритма многими педагогами-музыкантами относится к категории «неразрешимых». Действительно, обычными музыкально-педагогическими методиками эту проблему не решить (в этом смысле со слухом работать проще). Приходится работать с самим человеком – прежде всего с его телом и волей. Пределы развития чувства ритма, а также вокальной или инструментальной исполнительской техники (двигательные способности) могут существенно расшириться при снятии характерологического «мышечного панциря» (термин В.Райха), т.е. проработке личностных характерологических проблем, проецирующихся на телесные структуры и функции.

Поэтому при составлении «карты» Ваших ритмических способностей обратите внимание на работу Вашего тела и волевые структуры характера. Как соотносится Ваша «ритмичность» или «неритмичность» с волевыми и телесными процессами? Не случайно ещё в 1973 году А. Бирмак заметила, что «волевое начало в исполнении создаёт яркость, динамику, ритмическую организованность; без исполнительской воли игра делается вялой, аморфной, темпы тягучими, ритм расплывчатым. Некоторым пианистам свойственны высокие качества исполнительской воли, связанной с эмоциями, большой динамической выразительностью, с особым «упругим ритмом»[3].

Ритм также взаимосвязан с внутренней дисциплиной человека. Нередко ритмические проблемы испытывает человек, для которого «дисциплина» - понятие внешнее, к тому же несущее насильственную, тираническую окраску. Какие ассоциации у Вас сразу же возникли при произнесении слова «дисциплина»? Какой образ пришёл? Если образ негативный – налицо «сковывающее» представление о дисциплине как о давлении извне, а не «ритмичное следование поставленной цели», несущее свободу и уверенность. Взаимосвязано ли Ваше чувство дисциплины с проблемами ритма (если они есть)?

В заключение составления «карты» ритма спросите себя – где Вам легче быть «ритмичным» - в условиях сольного или ансамблевого исполнения? Мешает или помогает Вам наличие партнёра или дирижёра?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.008 с.)