Раздел 2. Систематика растений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Систематика растений



Тема 2.1. Общие положения систематики растений

Студент должен

иметь представление:

– о задачах и методах систематики растений;

знать:

– понятие вида и других систематических единицах.

Задачи и методы систематики растений, ее значение в лесоводстве. Краткая история развития систематики растений. Понятие вида и других систематических единиц. Низшие и высшие растения.

Литература

(1), с. 196-206; (10); (11).

 

Методические указания

Задачей систематики является: распознавание и классификация совокупности растений по определённой системе (создание системы царства растений). Современные естественные системы называются ещё и филогенетическими. Наибольшее признание имеет система, предложенная русским ботаником А.Л. Тахтаджаном в 1966 году.

Ранее в царство растений включали грибы и бактерии, в настоящее время они выделяются в отдельные царства

В литературе для лесных техникумов материал раздела «Систематика растений» даётся по системе академика А.А. Гроссгейма, согласно которой к растениям относятся: низшие (бактерии, водоросли, грибы, лишайники) и высшие растения (мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные).

Следует различать понятия о систематических (таксономических) единицах и таксономических категориях.

Иерархия таксонов и правила наименования растений (номенклатура) регулируются обязательным для всех ботаников Международным кодексом ботанической номенклатуры, вносить изменения в который правомочны только международные ботанические конгрессы.

Система таксономических категорий: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Триба (колено), Род, Секция, Вид.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вопросы изучает систематика растений?

2. Практическое значение систематики растений

3. Какими систематическими единицами пользуется систематика растений?

4. Что такое вид?

5. Сущность бинарной номенклатуры.

6. Какие характерные черты низших и высших растений?

 

Тема 2.2. Царство Дробянки. Подцарство Бактерии

Студент должен

иметь представление:

– о строении, размножении и питании бактерий;

– о значении бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Бактерии, их строение, размножение, питание, роль в природе и жизни человека.

Литература

(1), 206-211; (2), с.136-143; (10).

Методические указания

Бактерии играют важную положительную роль в природе и жизни человека: участие в круговороте веществ, обеспечение минерализации органических веществ и фиксация азота атмосферы; создание плодородия почв, очистка сточных вод, использование в производстве молочнокислых продуктов, масла, сыров и т.д.

Велико значение бактерий в биотехнологии, которая развивается с середины 70-х годов XX в и генной инженерии. Бактерии будут все шире использовать как «фабрики» по производству гормонов, ферментов и др. биологически активных веществ, необходимых для медицины, различных отраслей хозяйства.

Отрицательная роль бактерий также велика: они возбуждают различные заболевания человека, животных и растений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности строения клеток бактерий?

2. Как происходит размножение бактерий?

3. Зачем бактерии образуют споры?

4. Какова роль бактерий в природе и жизни человека?

 

Тема 2.3. Царство Грибы

Студент должен

знать:

– строение и способы размножения грибов;

– роль грибов в питании растений и лесном хозяйстве.

Грибы, их строение, размножение, представители. Значение грибов.

 

Литература

(1), с.213-220; (2), с. 136-143; (10).

 

Методические указания

К грибам относятся бесчисленные плесени, растущие на сыром органическом материале (хлебе, коже, разлагающейся растительности и рыбе), одноклеточные дрожжи, которые в изобилии появляются на сахаристой поверхности спелых фруктов, и многие паразиты растений. Последние вызывают такие опасные заболевания посевов, как мучнистая роса, головня и ржавчина. Многие грибы являются опасными, в том числе и карантинными, вредителями растущего леса и древесины.

Следует обратить внимание на то, что грибы участвуют в создании двух очень важных типов симбиотического союза, а именно лишайников и микоризы.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности строения грибов?

2. Как происходит размножение грибов?

3. Перечислите споровместилища грибов.

4. Зачем бактерии образуют споры?

5. Какова роль бактерий в природе и жизни человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.004 с.)