Развитие элементов трудовой и учебной деятельности в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие элементов трудовой и учебной деятельности в дошкольном возрасте



Подготовка к овладению учебной деятельностью в дошкольном возрасте включает развитие познавательных интересов и усвоение учебных действий. Это осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. Устойчивые познавательные интересы начинаю складываться у детей к концу дошкольного возраста, и зависят от содержания тех заданий, которые получает ребёнок в процессе дошкольного обучения. Но познавательные интересы создают только желание учиться. Для того чтобы не только хотеть, но и уметь учиться, нужно овладеть учебными действиями. Главное в овладении учебными действиями –научиться отличать учебные задания от практических жизненных ситуаций. Например, ребёнку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 4 конфеты, а Мише дала – 2. Сколько они съели конфет вместе?» «А почему она Мише так мало дала,- спрашивает ребёнок.- Надо было поровну», - и отказывается считать. Бывает, что дети вместо выполнения арифметических действий ссылаются на свой жизненный опыт.

Дети начинают принимать учебные задания только когда их можно сразу применить в какой-либо деятельности (игра, изодеятельность). Только к концу дошкольного возраста становится возможным сознательное усвоение знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем (не каждого ребёнка привлекает отдаленность результата).

Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребёнок их выполнял (выполнять их он может и под влиянием взрослого), а и для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить. Проявление внимания к способам действий служат возникающие у детей обращения к взрослому с просьбами оценить правильность выполнения задания, соблюдения тех требований, которым оно должно соответствовать (дети спрашивают: «Посмотрите, пожалуйста, правильно у меня получается?», «Нужно, чтобы уголок к уголку и чтобы этот треугольник был напротив этого. Правильно?»).

Оценка взрослым хода и результатов выполнения детьми учебных заданий приводит к развитию у них самооценки. Умение правильно оценивать результат своих действий совершенно необходимо для успешного обучения. Однако достаточно правильной самооценки в пределах дошкольного детства достигают только немногие дети. У большинства остается тенденция завышать свои успехи.

Таким образом, для овладения элементами учебной деятельности ребёнку нужно уметь:

- понимать цель и содержание учебной задачи;

- использовать средства, предлагаемые взрослыми (наблюдение, сравнение, группировка);

- контролировать себя в процессе выполнения задания;

- достигать результатов;

- контролировать результаты своей деятельности и осуществлять самооценку.

Трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельность, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность формирует определённые элементы трудовой деятельности. Именно в игре ребёнок учится воспроизводить труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда, приобретает представления о необходимости труда, его общественной значимости и коллективном характере. Продуктивная деятельность способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия, получать соответствующие результаты, которые сверяться с заранее поставленной целью. В процессе учебной деятельности у ребёнка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение планировать деятельность и достигать в ней результаты. В процессе учебной деятельности происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций.

Потребность трудиться надо воспитывать. Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то – нет. Поэтому надо отдать ребёнку ту часть работы, которую он предпочитает, а также сможет выполнить, чтоб удовлетворить свои потребности и получить в ответ: «Спасибо. Молодец!».

В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребёнка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребёнок моет посуду, он выполняет роль мамы. Общественные мотивы труда появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребёнок видит смысл труда в оказании помощи другим людям. Дети этого возраста ошибок в своей работе не замечают, считают её хорошей, независимо от результата.

Старшие дошкольники умеют планировать труд, выделять средства и способы достижения цели. Планируют не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве трудовых действий. Трудовые действия постепенно становятся более точными, быстрыми и координированными.

Виды труда в дошкольном возрасте:

1.труд по самообслуживанию

2.бытовой труд(мытьё посуды, стирка одежды, чистка обуви и т.д.) Большую роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д.

3.труд в природе(ухаживание за растениями и животными)

4.ручной труд- требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, ножницами, молотком, лобзиком и т.д.) Его освоение начинается с 5 лет.

Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.005 с.)