Этапы развития сюжетно-ролевой игры. Роль взрослого в управлении игровой деятельностью детей. Индивидуальный подход в игре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития сюжетно-ролевой игры. Роль взрослого в управлении игровой деятельностью детей. Индивидуальный подход в игре.



Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры -- действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.

Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

Четвертый этап. Основное содержание игры - это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная она определяется опытом детей.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле. Если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников детского сада.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как показывают специальные исследования и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими умениями, как умения:

♦ наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

♦ проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;

♦ обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

♦ организовать начало игры, побуждать детей к игре;

♦ проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;

♦ широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;

♦ изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;

♦ включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;

♦ прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;

♦ предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

♦ регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;

♦ обсуждать и оценивать с детьми игру.

Индивидуальный подход к каждому ребенку во время игр и упражнений является

непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Сюжеты, правила

и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение

заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка. Например, в ходе

игры дети должны проползти на четвереньках определенное расстояние до указанного

места, где лежит погремушка, флажок и т. п. По пути к игрушке надо проползти под

деревянной дугой. Некоторые малыши, увлеченные игровым заданием, не могут сразу

проползти все расстояние, и они, после того как проползут под дугой, встают и идут или

бегут к игрушке, которую надо поднять над головой и показать остальным. Не следует

требовать от ребенка, особенно на первых порах, обязательно проползти все расстояние.

Главное - вовлечь детей в активную и полезную для них деятельность, и эта цель

достигнута: дети упражняются в ползании, подчиняясь при выполнении задания

определенному правилу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.006 с.)