Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальное и социализированное действие

Новорожденный ребенок не может делать практически ничего из того, что он будет способен делать как взрослый член человеческого общества; но он может делать практически все, что делает и взрослый человек в качестве индивидуума: он может дышать, есть, переваривать пищу, выделять ненуж­ное; его тело может организовывать все биологические и физиологические процессы, кроме полового акта. Впрочем, сейчас полагают, что взрослая сексуальность также развивается из ранней детской ауто-сексуальности, что позволяет объяснить многие неадекватности в этой сфере как недостаточное развитие индивидуальной сексуальности в социализированную.

КОНТАКТ С ВНЕШНИМ МИРОМ

Контакт новорожденного с внешним миром устанавливается в основном посредством губ и рта; так он узнает свою мать. Он начинает использовать руки в помощь работе рта и губ и познает на ощупь то, что уже знает губами и ртом. Потом он постепенно обнаруживает различные части своего тела в их отношении друг к другу, и таким образом формируются его первые представ­ления о расстояниях и пространстве. Время открывает ему себя в координации процессов дыхания и глотания, которые связаны с движениями губ, рта, челю­стей, ноздрей и прилегающей области.

ОБРАЗ СЕБЯ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРЕ

Если мы обрисуем область коры головного мозга месячного ребенка, которая активирует мышцы, послушные его развивающейся воле, мы получим форму, напоминающую форму его тела, -.но таким образом представлена только область произвольных движений, а йе анатомическая конфигурация частей его тела. Мы увидим, что губы и рот занимают большую часть обрисо­ванной области. Антигравитационные мускулы, - те, которые поддерживают тело вертикально - еще не поддаются произвольному управлению. Мышцы рук также лишь временами отвечают произвольными движениями на импуль­сы. Мы получаем функциональную картину, в которой человеческое тело представлено четырьмя тонкими линиями для конечностей, соединенных также тонкой и короткой линией, соответствующей туловищу, губы же я рот занимают большую часть этой картины.

КАЖДАЯ НОВАЯ ФУНКЦИЯ ИЗМЕНЯЕТ КАРТИНУ

Если мы перерисуем теперь эту картину для ребенка, который научился уже ходить, а потом - писать, мы получим каждый раз иные функциональные образы. Губы и рот вновь будут занимать значительное место, поскольку добавилась функция говорения, занимающая язык, рот и губы. Появляется новая значительная область, связанная с большими пальцами, причем об­ласть, связанная с правым большим пальцем, значительно превосходит ту, которая соответствует левому. Большой палец принимает участие практиче­ски в каждом движении руки, в особенности -• в письме, так что область, соответствующая большому пальцу, превосходит те, которые соответствуют другим пальцам.

МЫШЕЧНЫЙ ОБРАЗ В МОТОРНОЙ ЧАСТИ КОРЫ УНИКАЛЕН У КАЖДОГО ИНДИВИДУУМА

Продолжая рисовать такие картинки, мы заметим, что они не только меняются со временем, но что они сильно различаются у различных индиви­дуумов. Если, например, человек не учился писать, области, связанные с большим пальцем, менее развиты. Области, связанные с другими пальцами, окажутся более развиты у человека, который учился игре на музыкальных инструментах. Люди, изучавшие несколько языков, или учившиеся пению, обнаружат большее развитие областей, связанных с дыханием, языком, ртом и т.д.

МЫШЕЧНЫЙ ОБРАЗ ОСНОВАН НА НАБЛЮДЕНИИ

В результате многочисленных экспериментов физиологи обнаружили, что по крайней мере в основных движениях затрагиваемые клетки коры свя* зываются в формы, напоминающие тело; они назвали это «гомункулусом». Это составляет значимую основу для понятия «образа себя», по крайней мере в отношении основных движений. У нас нет подобных экспериментальных свидетельств относительно ощущений, чувствований и мышления.

НАШ ОБРАЗ СЕБЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НАШИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Наш образ себя существенно меньше, чем мог бы быть, поскольку он строится лишь из тех групп клеток, которые мы актуально используем. Более того, различные паттерны и комбинации клеток важнее, чем их количество. Человек, изучивший несколько языков, по-видимому использует большее количество клеток и больше их сочетаний. Большинство детей национальных меньшинств мира знают по крайней мере два языка; их образ себя чуть ближе к потенциально возможному, чем у людей, знающих лишь один родной язык.

То же относится к другим областям деятельности. В целом наш образ себя гораздо ограниченнее, чем наши возможности. Есть люди, знающие от трид­цати до семидесяти языков. Это указывает, что обычно образ себя занимает лишь около 5 % потенциально возможного. Систематическое наблюдение и работа с около тысячи пациентами, принадлежащими к различным нацио­нальностям и культурным слоям, убедили меня, что это приблизительно и есть та доля, которую мы используем из нашего скрытого потенциала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.006 с.)