Карта наблюдения за поведением учащегося 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта наблюдения за поведением учащегося



ОТЧЕТ

о выполнении психологического компонента

педагогической практики

 

Толок Дарьи Ивановны

Курс 5 Группа 25

 

ФИО группового руководителя от факультета:

Хвалюк В. Н.

ФИО руководителя практики от

кафедры психологии:

Колмаков А. А

 

Место прохождения практики:

г. Минск, ул. Грицевца, 9

Учреждение образования: ГУО «Средняя

общеобразовательная школа № 22»

Класс: 8 «В»

Минск, 2016

Профиль поведенческих особенностей учащегося

Компонент карты наблюдения Набранный балл Качественная оценка
Внимание   Очень высокая оценка
Память   Высокая оценка
Мышление   Высокая оценка
Речь   Очень высокая оценка
Особенности эмоционального реагирования   Низкая интенсивность
Проявление личностных качеств   Высокая степень выраженности
Особенности темперамента и характера   Очень высокая адаптивность
Социальная подструктура личности   Высокая оценка

Письменная интерпретация карты наблюдения

Из карты наблюдения видно, что Иванова Екатерина имеет очень высокий уровень внимания: на уроках слушает объяснения учителей, не отвлекается, всегда включена в работу. Практически не допускает ошибок по невнимательности при выполнении заданий, а если допускает, то всегда старается их исправить.

Также у Кати хорошо развита память. Она быстро запоминает различный материал, хоть и испытывает небольшие затруднения при запоминании и употреблении сложных слов и понятий.

Девочка проявляет достаточно высокую активность на уроках. Одной из первых отвечает на вопросы учителей, при этом логически рассуждает, легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. При ответе всегда поднимает руку, что говорит о её дисциплинированности.

Также Екатерина имеет грамотную, хорошо развитую речь. Все эти качества свидетельствуют о её старательности в учебе.

Однако, Катя проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но и в различных видах внеурочной деятельности. Если ей поручают общественное дело, то она выполняет его добросовестно и в назначенный срок, что свидетельствует о способности правильно распределять своё время.

В результате наблюдений за Ивановой Екатериной установлено, что ей присущи такие качества эмоционально – волевой сферы как энергичность, работоспособность, активность. В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и невозмутимость, быстро адаптируется к новому. Катя – общительная девочка, легко находит общий язык с новыми людьми, в классе ни с кем не конфликтует, всегда искренне готова помочь своим товарищам.

Но несмотря на активную позицию в учебной и общественной деятельности, ей присущи такие качества как скромность, доброта, отзывчивость.

 

Результаты беседы

Вопросы по теме «Ощущение и восприятие».

Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя/преподавателя или читая по книге или конспекту? Как ты думаешь почему?

Ответ: Слушая объяснения учителя, т.к. учитель объясняет проще, чем написано в книге.

 

Как тебе легче повторять изученный материал – перечитывая учебники и конспекты или рассказывая вслух кому-то другому? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Рассказывая вслух кому-то другому. Я лучше запоминаю материал, когда его проговорю.

 

Вопросы по теме «Память».

Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Легче всего запомнить материал, который мне понятен, без непонятных, незнакомых слов. Особенно трудно запоминается материал со сложными терминами.

 

Что из изученного в прошлом году ты можешь вспомнить сейчас сразу, не прилагая особых усилий? А с позапрошлого учебного года? Что общего в том, что ты запоминаешь надолго?

Ответ: С прошлого года я могу вспомнить несколько реакций, формулы массовой доли. С позапрошлого года могу вспомнить названия химических элементов и их символы, формулы химического количества и массы вещества. Общее из запомнившегося, то что мне был понятен этот материал, и я его хорошо выучила.

 

Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ли твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания? Если да, то какие?

Ответ: В основном, способы запоминания материала не отличаются. Нет, специальные техники и приемы я не использую.

 

Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того, чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

Ответ: Чтобы учитель лучше объяснял новый материал на уроках.

 

Вопросы по теме «Внимание».

Что ты делаешь, когда на уроке/лекции ты невольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит? К чему приводит?

Ответ: Ничего, начинаю слушать и стараться не отвлекаться больше. Это происходит из-за посторонних мыслей, которые не касаются темы. Невнимательность приводит к тому, что я не до конца разбираюсь в новой теме.

 

Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?

Ответ: Стараюсь концентрироваться на выполнении задания. Нет, специальные приемы я не использую.

 

Вопросы по теме «Мышление».

4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого – сложнее? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Проще всего выполнять задания, которые на уроке объяснил учитель, или похожие на те, что мы когда-либо решали. Сложности у меня вызывают задания с непонятным и большим условием.

4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

Ответ: Больше всего мне нравится выполнять интересные задачи, задания, для которых нужно проводить опыты, делать реакции. Это очень интересно.

4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?

Ответ: Задания, повышенной сложности.

4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление? Почему?

Ответ: Задания, где надо думать, рассуждать, где надо всё подробно расписывать.

 

Вопросы по теме «Речь».

5.1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные? Почему? Есть ли какие-то отличия для разных предметов?

Ответ: Письменные. Т.к. можно всё расписать, отметить главное, а, например на литературе, ничего этого не нужно.

5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам/однокурсникам и учителям/преподавателям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответах?

Ответ: Думаю, да.

5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи? Насколько это для тебя важно?

Ответ: Нужно больше работать с литературой, читать больше книг. Это важно.

 

Вопросы по теме «Эмоции».

6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности? Почему?

Ответ: У меня ничего не вызывает радость в учебном процессе. А если же она и появляется, то это, безусловно, помогает мне в учёбе.

6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?

Ответ: Большая загруженность в конце четверти/года (контрольные, самостоятельные работы, тесты). Приходиться более старательно работать.

6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?

Ответ: Я просто настраиваю себя на лучшее и надеюсь, что всё будет хорошо.

6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему? Что ты можешь делать, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние?

Ответ: На результаты моей учебной деятельности больше всего влияет волнение за оценку. Это помогает лучше учить предмет. Я стараюсь так сильно не переживать.

 

Вопросы о теме «Мотивация».

7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

Ответ: Наибольшее желание учиться у меня появляется, когда я понимаю, что эти знания мне пригодятся в будущем, для выбора профессии, например. Препятствует этому желанию усталость, плохое самочувствие, не хватка времени.

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

Ответ: Учиться довольно интересно, но не всегда. Я учусь, в первую очередь, для себя, чтобы поступить в хороший институт.

7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

Ответ: Можно убрать некоторые темы, которые не будут нужны в жизни (или для поступления). И прибавить темы, которые нам пригодятся.

 

Возможности ученика.

В результате беседы были выявлены следующие качества ученицы, которые являются наиболее значимыми для учебной деятельности: внимательность, целеустремлённость, упорство.

Внимательность -- избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимательность на уроках позволяет Екатерине быстрее и лучше усваивать материал, делать меньше ошибок при выполнении заданий. Как говорит сама ученица: «…Невнимательность приводит к тому, что я не до конца разбираюсь в новой теме».

Целеустремлённость – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Целеустремленность также важное качество в учебной деятельности. В ходе беседы было понятно, что Екатерина уже задумывается о своей будущей профессии и поступлении в ВУЗ. Это является хорошей мотивацией в учёбе для девочки.

Упорство – это качество личности, обладая которым человек (в том числе и ученик), практически всегда добивается поставленных целей, невзирая на всевозможные трудности и препятствия. Это также важная черта для достижения определенных успехов в учёбе.

Ограничения ученика.

В ходе беседы было выявлено, что учебный процесс не приносит Екатерине никаких положительных эмоций: «У меня ничего не вызывает радость в учебном процессе…». Это уже приводит к тому, что Екатерина не всегда хорошо усваивает материал. В дальнейшем эта проблема может привести к тому, что девочка перестанет прикладывать усилия в учёбе, ухудшится её успеваемость, она не сможет поступить в вуз, куда очень хочет, и не достигнет того, чего могла бы достичь.

В освоении своего предмета (химии) я не вижу качеств, препятствующих этому.

Рекомендации для педагогов.

Основываясь на ответах самой ученицы, я могу дать такие рекомендации:

1) Учитель должен заинтересовывать учеников в своём предмете. Например, рассказывать интересные факты; приводить больше примеров, где знания, полученные на уроке, могут пригодиться; придумывать интересные задания; игры; конкурсы; викторины; показывать видеоматериалы и т. д.

(-- Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

-- Можно убрать некоторые темы, которые не будут нужны в жизни (или для поступления). И прибавить темы, которые нам пригодятся.

-- Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

-- Больше всего мне нравится выполнять интересные задачи, задания, для которых нужно проводить опыты, делать реакции. Это очень интересно).

2) Также учитель должен доступно и понятно объяснять новый материал на уроке.

(-- Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того, чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

-- Чтобы учитель лучше объяснял новый материал на уроках).

 

Заключение по психологическому компоненту педагогической практики

Я невысоко оцениваю свою педагогическую компетентность. Есть много пунктов, над которыми нужно работать, развивать те или иные навыки, личностные качества.

Набранный мною балл, я не считаю достаточно высоким, есть к чему стремиться, но и слишком низким назвать не могу.

Я думаю, что существенно повлияло на мою оценку как педагога нехватка практики в школе во время обучения. Только на 2 курсе мы проходили ознакомительную практику в школе (присутствовали на уроках химии, смотрели как ведут уроки опытные педагоги, знакомились с документацией).

Высокую оценку я получила по компетентности в области личностных качеств и коммуникативной компетентности. Данные коммуникативные и личностные качества имеют большую значимость не только в преподавании моего предмета, но и других предметов, которые изучают в школе.

Компетентность в области личностных качеств позволила мне найти взаимопонимание с учениками, находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося. Ученики безбоязненно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

Хорошо развитые личностные качества позволяли мне организовывать свою деятельность и деятельность учеников так, чтобы достичь всех намеченных целей урока. В зависимости от сложившейся ситуации, я своевременно вносила коррективы в намеченный план урока, а также всегда хорошо организовывала своё рабочее пространство.

Как мне кажется, за счёт свободного и открытого общения с учениками во время урока мне удавалось лучше донести изучаемую тему. Обучающиеся не боялись задавать дополнительные вопросы, высказывать свое мнение. Также за счет коммуникативности я легко разрешала конфликты между учениками. Практически к каждому удалось найти свой индивидуальный подход.

Ни по каким видам психологической компетентности я не получила низкую или очень низкую оценку. Но, как уже отмечалось ранее, есть личностные и профессиональные качества, которые нужно развивать и усовершенствовать для достижения профессионализма в педагогической деятельности.

Для повышения эффективности моей преподавательской деятельности мне необходимо улучшить умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету, умение отмечать успехи учеников перед родителями и одноклассниками, умение создавать условия на уроке для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Также необходимо использовать больше различных методов и приемов обучения, для развития внимания, мышления, памяти, речи у учеников. И немного подкорректировать методы оценивания.

Для того, чтобы улучшить умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету необходимо найти и изучить интересный материал, который можно рассказать на уроках химии (интересные исторические факты, примеры использования знаний по химии в повседневной жизни и т.д.), проводить больше интересных демонстрационных опытов как на уроках, так и на факультативных занятиях, готовить интересный видеоматериал и многое другое. Отмечать успехи учеников в учебе перед классом, а также рассказывать родителям об успехах их ребенка. Изучить литературу по педагогике для овладения навыками различных методов и приемов обучения. Следить за справедливым оцениванием каждого ученика, при оценивании учитывать ценности учащихся, возрастные и индивидуальные особенности, а также формировать навыки самооценки учебной деятельности.

Если мне удастся развить в себе все перечисленные навыки, то я смогу более уверенно чувствовать себя в качестве учителя. Я безусловно повышу свои профессиональные навыки и качества, усовершенствуюсь как личность.

ОТЧЕТ

о выполнении психологического компонента

педагогической практики

 

Толок Дарьи Ивановны

Курс 5 Группа 25

 

ФИО группового руководителя от факультета:

Хвалюк В. Н.

ФИО руководителя практики от

кафедры психологии:

Колмаков А. А

 

Место прохождения практики:

г. Минск, ул. Грицевца, 9

Учреждение образования: ГУО «Средняя

общеобразовательная школа № 22»

Класс: 8 «В»

Минск, 2016

Карта наблюдения за поведением учащегося

Дата: 23.10.2016. Фамилия, имя ребенка: Иванова Екатерина.

Класс: 8 «В». Возраст: 14 лет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.043 с.)