Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитический метод З. ФрейдаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возник в нач 20 в. Можно запретное желание заменить полезным: Ф наблюдал за деятельностью ребенка. Взрослый человек тоже может играть и заменить свою реальность игрой, т е миром художественным. Он может переключить свою энергию в нужную сторону (от запретного к разрешаемому) – сублимация. Писатель м показать свои желания в произв, а м их скрыть. Любой лит-вед д понять, какие скрытые мотивы лежат в основе текста. Для Ф важен вопрос: какие чувства управляют личностью. Юнг – ученик и отрицатель Ф. Существует созн и бессозн подсозн во снах, бредах (по Ф.). Юнг расчленяет бессозн на индивид и коллективн – древнейш осознавания чел-ка, кот сохраняются. Больш-во людей или не ощущают их на сознат уровне или подавляют их. Художник – наиболее остро ощущает. В рез-те эти образы влияют на читателя. + Обращают внимание на сферы подсознания. По мнению Ф, дух деят-ть – разновидность псих труда. В основе всех психоневрозов лежат нарушения психики, уходящих в подсознание, в область половых инстинктов. Психоаналитическое лит-ние рекомендует прочтение мифов сквозь призму чувственных влечений.
Русская формальная школа Гр рус лит-ведов и лингвистов, объединившихся в конце 1910-х гг. в Петербурге и Москве и сделавших из лит-ния науку мирового значения. Идейн вдохновитель – Шкловский. Ст.. «Воскрешение слова». Сначала – шумное теч, являлся разновидностью научного авангарда В Петербурге Ф. ш. дала ОПОЯЗ — Общество изучения поэт языка (Поливанов, Якубинский, Брик, Эйхенбаум, Тынянов). В Москве – МЛК — Московский лингв кружок (Бернштейн, Богатырев, Винокур). Ф. ш. резко отмежевалась от старого литературоведения, лозунгом объявлялась спецификация лит-ния, изучение морфологии худ текста. Превращали лит-ние в наст науку со своими методами и приемами. Построили теорию сюжета, научились изучать новеллу и роман, занимались стиховедением, применяя математические методы, анализировали синтаксис, создавали справочники стихотв размеров Пушкина и Лермонтова, интересовались пародией, фольклором, эволюцией, проблемой биографии. Произведение = автомобиль, кот м разобрать и потом обратно собрать (Шкл) Важн понятие – прием. Программная статья Шкловского «Искусство как прием». Прием, выделенный у Толстого – остранение. Ф. ш. построила теорию поэтического языка. В книге «Проблема стихотворного языка» Тынянов ввел понятие «единства и тесноты стихового ряда». В разных стихотв размерах различные по количеству слогов и месту ударения слова имеют разную комбинаторику. Идеи Ф. ш. переняла структурная поэтика, прежде всего Ю. М. Лотман и его школа.
20. М.М. Бахтин 20 в. Творч путь – становление и развитие единой филос идеи. Замысел создания “первой философии”, учения о бытии. Оно д б вывести из кризиса европ мысль — преодолеть разрыв между “миром культуры” и “миром жизни”. Свое учение представлял в кач-ве сис-мы, имеющей характер нравств философии. Глав категория нравств онтологии Б. стало понятие “бытия-события”, к кот был приравнен “ответственный поступок” человека; гносеологич. проблема при этом решалась на основе приобщенного к бытию мышления. “Первая философия” не осуществилась в кач-ве задуманной системы, ее ключ представления выразились в конкр разработках. Цель Б. – концептуальное соединение понятия культурной ценности с интуицией жизненной актуальности. Стремился преодолеть односторонности “философии жизни” и “философии культуры”, дав их своеобразный синтез в представлении о “живой” ценности, о культуре, — не дистанцированный от бытия, но являющийся его полновесной частью. Подразумевая категорию культурной ценности, Б. имел дело с худож. лит-рой, его учение оказалось неотделимым от “эстетики словесного творчества”. В этом смысле “идея” Б. в ее развитии прошла ряд ступеней, объединенных внутр. логикой. В филос. становлении Б. можно выделить этапы 20-х, 30-х гг. и заключит, периода творчества. С др. стороны, Б. занимали проблемы, восходящие к его интуиции культуры как “бытия-события”. К области его культурологии могут быть также отнесены исследования филос. природы человеч. языка — первофеномена всякой культуры. В 20-е гг. проблему культурной ценности Б. сопрягал с поиском такой эстетич. формы, к-рая бы в своей “завершительной” функции не умерщвляла, не “парализовала” собою жизненное содержание. Он создал модель “эстетич. объекта”, принципом к-рой стала жизнеподобная “архитектоника” “взаимоотношений” автора и героев худож. произведения (“Проблема содержания, материала и формы в словесном худож. творчестве”, 1924). Искомая “ценность” связывалась с героем, свободно, без принуждения со стороны автора, осуществляющим свою собственную “идею”, раскрывающим свое внутреннее содержание, отождествляемое Б. с нравств. поступком. В трактате “Автор и герой в эстетич. деятельности” Б. подвергает классификации формы, соответствующие разл. “архитектонич.” принципам - принципам отношения автора к герою; критерием этой классификации он делает свободу героя от автора. Учению об идеальной в этом смысле форме — о герое, к-рый в равной степени принадлежит как худож. целому, так и—в своей свободе — жизненной действительности, — посвящена книга Б. “Проблемы творчества Достоевского” (1929). Герой романа Достоевского видится Б. в равноправном “диалоге” с автором; свобода героя означает исчерпание им до конца собств. идеол. потенций, полное обнаружение своих взглядов на “последние” мировоззренч. проблемы. Герой, обладающий такой же духовной реальностью, что и автор (а вместе и “полифонич. роман” в целом, представляющий собой “архитектонически” организованное общение подобных героев-протагонистов с автором и между собой), являются в культурологии Б. той самой идеальной “ценностью”, к-рая одновременно принадлежит и худож. миру, и реальной действительности, т.е. нравств. бытию-событию. В концепции полифонич. романа Б. достигает цели своей “философии поступка” — примиряет “мир культуры” и “мир жизни”; роман Достоевского является в глазах Б. “культурной ценностью” совершенно особого, высшего порядка. Вывод о романе Достоевского как о своеобразной духовной действительности, причастной реальному бытию (утверждение более сильное, чем традиц. представление о “жизнеподобии” романного мира), в 30-е гг. Б. переносит на жанр романа в целом. Роман в его концепции оказывается живой проекцией не только совр. ему нац. языкового универсума, но и осн. форм миросозерцания, обусловленных состоянием культуры. Параллельно исследованию худож. особенностей романа разл. эпох Б. приходит к выводу о принципиально разном переживании времени и пространства в изменяющихся культурных ситуациях (“Формы времени и хронотопа в романе”, 1937-38). Если анализ поэтики Достоевского в 20-е гг. может быть лишь для спец. исследования отделен от его диалогич. онтологии (равно как и от концепции причастной бытию культурной ценности), то в 30-е гг. двумя сторонами одной и той же медали оказываются изучение Б. худож. природы ряда разновидностей романа и конкр. культурологич. наблюдения. Б. досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европ. карнавала; раскрытие худож. принципов романа Рабле, давшего Б. богатый материал для его культурологич. штудий, оказалось в целом подчиненным скорее культурологич. задаче. Карнавал, по мнению Б., представляет собой неофициальное, демократич. дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комич. снижение в нар. праздничных действах (“веселая относительность”). На первый план в карнавале выступает неизбывная правда жизни, соотнесенная с телесным человеч. и мировым началом; иерархич. ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”. Б. видит корни ср.-век. карнавала уходящими в глубь веков, — в его концепции карнавал оказывается неким универс. культурным феноменом, тесно связанным с возникшим из него романным жанром. В филос. культурологии Б. в целом, занятой соотношением “мира культуры” и “мира жизни” (“К философии поступка”), категория карнавала знаменует диалектич. победу “жизни” над культурной “ценностью”: карнавальная стихия, будучи слепым витальным порывом, не обладает созидающей силой и не порождает новых ценностей. Не имея своего собств. внутр. содержания, она паразитирует на наличной культуре и, пародийно переворачивая ее духовные основы, стремится к их разрушению. Показав растворение — в сущности, духовную смерть человека в карнавальной толпе. Б., несмотря на свое эмоционально-положит. отношение к феномену карнавала, невольно представил его в качестве антипода христ. культуры, пафос к-рого в отношении ее верховных ценностей — не что иное, как агрессивная деструкция. Будучи обобщено, бахтинское понятие карнавализации широко применяется в наст. время для осмысления самых разнообр. культурных, социальных и худож. явлений. Поел. период творчества Б. для его культурологии ознаменовался введением представления о “диалоге культур”, родившегося под влиянием идей Шпенглера и, вместе с тем, полемически обращенного против них. Если мировые культуры суть в нек-ром смысле “личности”, то с т. зр. Б., между ними должен существовать, длясь в веках, нескончаемый “диалог”. Для Шпенглера обособленность культур, их замкнутость внутри себя приводит к непознаваемости чужих культурных феноменов; на культурологию Шпенглер переносит свою интуицию безграничного одиночества человека в мире. Для Б. же “вненаходимость” одной культуры в отношении другой не является препятствием для их “общения” и взаимного познания, как если бы речь шла о диалоге людей. Каждая культура, будучи вовлечена в “диалог”, например, с последующими культурными эпохами, постепенно раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей. Б. вносит в культурологию свое представление о диалогической природе всякого смысла, благодаря чему его концепция трансформируется в своеобразную культурологическую герменевтику. Через все культурологич. работы Б. начиная с 30-х гг. проходит представление о культурной традиции, соотносимое Б. с категорией “большого времени”. За этой категорией стоит образ связной мировой истории культуры. Понятие “большого времени” принадлежит бахтинской герменевтике, соответствуя восприятию и интерпретации культурного феномена, созданного в глубокой древности. При встрече с таковым “большое время”, разделяющее события творчества и рецепции, “воскрешает” и при этом непрерывно преображает забытые, “умершие” и погребенные в “авторской” эпохе, в “малом времени” культурные смыслы; “большое время” — время “диалога культур”. Одна из целей введения Б. категории “большого времени” — указать, в полемике со Шпенглером, на герменевтич. плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения. Когда поздний Б. настаивает на том, что в “большом времени” “нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения”, то, возражая Шпенглеру, он постулирует герменевтич. “открытость” ушедших с истор. сцены культур. Однако, несмотря на то что представление Б. о возможности культурологич. исследования принципиально расходилось со шпенглеровским пессимизмом, созданный им образ диалога — образ смотрящихся друг в друга ликов культуры — философски красиво согласуется с “физиогномикой мирового бывания”, как определил Шпенглер собств. философию.
Структурализм от лат. – строение, в XX веке. зарождается в Германии и Австрии в 20 – е годы XX века. Стр-зм превратился в противовес догматическому лит-нию. Мметод заявил о себе в кач-ве объектив анализа внутр структуры произведения. Структурн исследование лит текстов приводит в стройный и логический порядок изучаемые явления. Модель в искусстве направлена на структуры человеч мыслей, чувств, настроений, отношения человека к миру. Стр-зм создал теорию ф-ния микродеталей и их анализа без суб «как мне кажется» и «я думаю». Структура опред-ся как форма, увиденная изнутри. Дух мир персонажа вкладывается в структуры: материал – анализ – вывод. Основоп-ки: Клод Леви-Стросс, Барт, Якобсон, Лотман, Борев. Интересует?: «Как сделано произведение?». Лит-вед – структуралист, даже простой подсчет худ деталей позволяет установить сис-му авт пристрастий или антипатий. Расцвет филологов–семиологов – 60-70-е годы XX века. Метод семиотического анализа исследует сигнальные системы в тексте. Семиологи м вести выкладки повторяющихся слов, фраз, эпизодов, портретных деталей.
22. Тартуско-московская семиотическая школа
Постструктурализм Идейное течение западной гум мысли, оказывающее влияние на лит-дение Западной Европы и США. Пришел на смену стр-зму, явился его самокритикой, продолжением и развитием присущих ему тенденций. П харак-ся негат пафосом по отношению к позитив знаниям, к попыткам рац обоснования феноменов действит-ти. Отриц-но относятся к идее «прогресса» в области научн знаний и к проблеме соц-истор развития. Черпают свое вдохновение в бессознательном => явление, которое называют иррационализмом, пристрастием ко всему нестабильному, противоречивому, случайному. Теория П - это выражение философского скептицизма, сомнения, являющегося реакцией на позитивист представления о природе человеч знания. П-сты выступают как критики «метафизического дискурса». П относят к общему течению «критики языка». Если классическая философия в основном занималась проблемой познания, то практически вся западная новейшая философия переживает «поворот к языку», поставив в центр вн проблему языка. В совр обществе видят борьбу за «власть интерпретации» различн идеолог сис-м. «Господствующие идеологии» ограничивают способность индивидуумов осознавать свой жизненный опыт. Современная «индустрия культуры» лишает его необходимого «языка» для понимания самого себя и окруж мира. Язык рассм-ся не просто как средство познания, но и как инструмент соц коммуникации. Ведущие представители: Деррида и Фуко – воспринимают критику языка как критику культуры и цив-ции. Теория П развивалась как критика стр-зма, кот велась по четырем основным направлениям: проблемам структурности, знаковости, коммуникативности и целостности субъекта. Первым п\в соссюровской концепции знака выступил в 50-х годах Лакан, отождествив бессознательное со структурой языка, и заявив, что «работа сновидений следует законам означающего». Означающее и означаемое образует отд ряды. Ввел в употребление понятие плавающего означающего. Наиболее авторитетное среди п-стов теорет обоснование этой критики дал Деррида. Предпринял попытку опровергнуть невозможность разделения ряда означаемого и ряда означающего. Аргументация направлена на мир вещей и законы, им управляющие. Неприятие вызывает: когда чел-к говорит, то у него создается «ложное» представление о естественности связи означающего (акустического образа слова) с означаемым (понятием о предмете). Это недопустимо, не учитываются ни направленность сознания, воспринимающего мир по своим представлениям, ни роль контекста культуры. П-сты готовы уподобить самосознание личности некот сумме текстов в той массе текстов, кот и составляет мир культуры. Весь мир – безграничный текст. В том же направлении развивалась мысль Фуко. Цель исследований - выявление ист бессознательного различн эпох. Постулирует для каждой эпохи существование специф эпистемы - «проблемного поля», достигнутого к данному времени уровня «культурного знания». В своей совокупности они образуют единую сис-му знаний - эпистему. Она реализ-ся в реч практике совр-ков. Эта яз норма предопределяет яз поведение и мышление отд индивидов. П-ская критика коммуникативности сводилась к выявлению невозможности адекватно интерп-ть текст. П – основа, на базе кот деконструктивисты и постмодернисты выстраивали свои концепции.
Деконструктивизм Яв-ся лит-ведческой разработкой общей теории пост-зма. Синоним постструктурализма. Принципы д-ской критики сформулированы в трудах п-стов Дерриды, Фуко и Кристевой. Формировался в течение 70-х годов в процессе переработки идей п-зма, оформился в 1979 г. с появлением «Йельского манифеста» Миллера. Выд-ся: 1) Йельская школы - авторитетн направление 2) «герменевтическое направление» 3) «левый деконструктивизм» 4) «феминистская критика» название получил по осн принципу анализа текста - «деконструкции» (выявление внутр противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых остаточных смыслов. 1) Йельские д-сты развивали идеи Дерриды, отрицая возм-сть единственно правильной интерпретации лит текста, отстаивали тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения. Утверждали общность задач литературы и критики – разоблачение претензий языка на истинность и достоверность. Ман - авторитетный представитель Д, лит языку придается статус чуть ли не живого существа => понимание существования произв как «жизни текста». Текст якобы «знает», что его аргументация будет понята неправильно, если она будет воспринята буквально. Текст как бы постулирует необходимость своего «неправильного прочтения». Миллер утверждает – все лингв знаки – ритор фигуры, слова - метафоры. Основной предмет критики Миллера - концепция возм-ти языка адекватно отображать действительность; особенно резко – п\в принципа реализма. Йельцы осуждают практику «наивного читателя», стремящегося обнаружить в произведении единый смысл. Чтение произв влечет за собой интерпретацию со стороны читателя. Сущ-ние бесчисл интерп-ций любого текста свид-ет о том, что чтение никогда не бывает объектив процессом обнаружения смысла, а яв-ся вложением его в текст, кот сам по себе не имеет никакого смысла. Предлагают «критику-читателю» отдаться «свободной игре активной интерпретации», что д открыть п\д критиком «бездну» значений. 2) задача – позитивно переосмыслить деструктивную герменевтику и деконструировать господствующие ментальные структуры. Глав предст – Спейнос. Вн к совр лит-ре и проблеме п-зма. В его трудах оформился синтез п-зма, д-зма и постмодернизма, за который ратует немецкий философ В. Вельш. 3) неприятие аполитического и аисторического модуса Йельской школы с ее замкнутостью на лит-ре. Рассм-ют лит текст в более широком контексте, включая в него религ, полит и эк дискурсы. Они образуют общий текст. Связывают произв с историей культуры. 4) представляет собой переосмысление постулатов Дерриды и Лакана. Сталкиваются с проблемой отношений м\у аргументами, выраженными в терминах логоцентризма, и попытками избежать системы логоцентризма». Отстаивают тезис о «женской» природе письма, не подчиняющегося законам мужской логики, критикуют стереотипы «мужского менталитета», господствующего в лит-ре, утверждают особую роль женщины в оформлении структуры сознания человека. Призывают критику постоянно разоблачать претензии мужской психологии на преобладающее положение по сравнению с женской.
25. Герменевтика (гр. герменевтика – разъясняющий, истолковывающий) I. «Мифологическая герменевтика» - в Древней Греции. Основателем называет посланника Зевса, бога Гермеса. В произведениях рассматривались картины пророчества, предсказания оракулов, системы загадок. Древн Г делила текст на кульминационные моменты, в которых заложена тайна, скрытая автором. Эти картины и подвергались расшифровке. II. В эпоху раннего Ср-вья Г получила название Hermenewtica Sacra (лат. сакра - священный). Вклад в эту науку внес Ориген (III век нашей эры). Трактат «О началах» - излагает методы чтения и трактовки священного писания. Г совершенствует методологию. Г Сакра выполняла разъясняющую функцию. III. Романтический период. В XIX веке ученые усилили категорию историзма, что позволило расширить сферу научн поисков Г. Уделяют вн приемам и способам, кот позволяли направить вн исследователей на древ тексты. Романтики впервые создали типологию Г: а) грамм Г (выявлением смысла каждого элемента языка); б) истор Г, (раскрытие авт намеков и «темных мест» в произв); в) индивид Г (изучает личность автора на материале его произв); г) родовая Г (устанавливает связь между текстом и лит родом). IV. В XX веке Г – самост наук, изучает первонач смысл лит памятников, дошедших в искаженном или неполном виде. Во 2 пол XX века становится университетской дисциплиной. Издают монографии, учебники. V. Превращение в филос науку связано с именем Хайдеггера, рассм-л «понимание» текста в онтологическом смысле. Учение Хайдеггера связано с философией Шлейермахера, кот в своей работе «Герменевтика» расширил горизонт познания смысла текста и внутр контакта м\у автором и толкователем его произв. Схема анализа: а) трактовка текста как ценностного объекта; б) интерпретация значимых частей; в) обобщение частностей и возведение их в целостность. В XXI веке Г утвердила свои позиции.
Рецептивная эстетика (от лат. — принятие) — направление в совр эстетике, философии лит-ры и иск-ва, сформ в сер 20 в. В центре вн РЭ – проблема бытия худ произв как рез-та коммуникации м\у автором и читателем, который создает «смысл произведения». Пространство восприятия трактуется как «встреча» текста и реципиента, во взаимодействии кот возникает живое произв искусства. Представители: Яусс, Изер, Варнинг, Вайнрих, Гримм – отвергли традиц эстетику, критиковали идею автономности худ произв. Для преодоления разрыва между историей и эстетикой Яусс предлагал сформировать новую парадигму. В ее основе н (1) соединить эст анализ с рецептивным,; (2) объединить эвристику стр-зма и Г; (3) расширить горизонт эст рефлексии, придать статус эст объекта др формам текстовой реальности культуры. Процесс интерпретации произв Яусс связывает с эст опытом и горизонтом ожидания читателя. Эст опыт – любые проявления эст активности реципиента. Расширение РЭ-кой рамок худ смысла и ряд др идей разблокировали многие запреты в мире искусства. В рамках РЭ разработано и обосновано огромное число понятий, которые исп-ся в эст рефлексиях совр школ постстр-зма. РЭ в основном разрабатывалась в Германии, позже сформировалось движение рецепт критики, цель – зафиксировать отклики сознания читателя в акте чтения.
Социологическое лит-ние Социолог метод связан с пониманием лит-ры как одной из форм обществ сознания. Чел-к мыслит концептами, комбинируя их и формируя новые концепты в ходе мышления. Мышление – это оперирование концептами как ед-цами структурн знания. Возможна типология концептов: понятия, общее представление, картинки, сценарии, прототипы, штампы и др. Тип концепта отражает специфику явления объектив или суб действит-ти. Концепт – глоб мыслит ед-ца, представл собой объект структурированного знания. Концепт- это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека: 1) из его чувственного опыта – восприятие действит-ти органами чувств; 2) из предметной деятельности; 3) из мыслительных операций человека с другими концептами => образование новых концептов; 4) из яз общения (концепт м б сообщен чел-ку); 5) из самостоятельного познания реальности Появление этих концептов связано с форм в обществе новых потребностей. Концепты общества потребления – отражение ценностей общества. Cоциолог лит-дение 1910–1920-х – опыт применения к лит-ре положений марксизма. Лит произв, утверждал Переверзев, возникает не из замыслов писателя, а из бытия, ученому н понять «соц месторождение» лит факта. Произв харак-сь «как продукт определенной социальной группы». Лит-веды-социологи начала XX в. опирались на понятие классовости литературы, понимая ее как выражение интересов и настроений узких социальных групп, к кот по происхождению и условиям воспитания принадлежали писатели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.012 с.) |