Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тл как наука. Предмет, взаимосвязь с др наукамиСтр 1 из 3Следующая ⇒
ТЛ как наука. Предмет, взаимосвязь с др науками ТЛ помогает глубже понять лит явление, встроить его в лит процесс, определить законом-ти его развития. Это важнейшая часть лит-ния, дает знания об общих св-вах лит произведений, характеризует сущность, обществ значение, особ-ти содержания и вормы худ лит-ры. ТЛ дает определение природы лит-го тв-ва, его видов и форм, разрабатывает методы анализа лит-го произв-я. ТЛ изучает проблемы образности и художественности, изучает понятия стиля, метода, течения, описывает в целом лит-ый процесс. Термин «ТЛ» часто заменяется термином «поэтика». Но они не в полной мере синонимичны. Поэтика – особ-ти построения лит произв-я, отвечает на? «как?», это составная часть ТЛ, описывает ср-ва художественности. ТЛ – многоплановая наука. В ее основе различают научн дисциплины двоякого рода, кот одновр яв-ся и вспомогат и базовыми: - библиография - текстология Предмет – мировая худож лит-ра. Цель – осмысление особ-тей и законом-тей развития лит-ры, ее содерж, форм. Связь с историей: ТЛ изучает связь лит-ры с историей народа, ее создавшей. Произв-е отражает своеобразие эпохи. Эта связь не иерархична: и лит-ра и история самост-ны. Лит произв-е – это тоже история. Но в лит-ре есть законом-ти, отличные от законом-тей исторических. М\у лит и истор процессами есть глубокие связи. Лит процесс, развиваясь по своим собств эст законам, то сливается с общим истор процессом, то образует противополож течения. Поэтому отождествлять историко-полит и лит процессы нельзя, хронология разная. Один и тот же метод изучения – метод историзама (изучение явления в развитии. Связь с философией: косвенная. Лит-ра – это мысль глобальная о чел-ке. Философия – это осмысление, размышление о чел-ке. Связь с лингв-кой: глубокая связь. Лингв терминология изучает отношения м\у понятиями. Лит-ра стала изучаться как коммуникация, как связь м\у автором, произв и читателем. Лит-ра стала изучаться как текущее во вр. Произв-е изуч-ся как процесс. Связь с семиотикой: язык – это знаковая сис-ма. Слова – это знаки. Лит-ра рассм-ся как вторичн знаксис-ма. В ней рассм-ся процесс образования смыслов. В ТЛ много спорных моментов. Многие суждения часто м\у собой расходятся (сюжет и фабула). Это разнобой не устраним.
Не м сущ-ть единой универс ТЛ на все времена. Совр ТЛ стремится уйти от всякого догматизма, отказ-ся признавать единственно верной какую-л одну концепцию, призывает учитывать разные подходы.
Семиотическая природа В природе лит-ры 3 аспекта: семиотический, эстетический, коммуникативный. Любая деят-ть со знаками яв-ся семиотической. Лит-ра – тоже семиот деят-ть. Любые знаки создаются людьми, м принимать различн формы. Знаками м выступать любые вещи и живые существа, знаком не м б личность. Знак всегда порождает смысл. Сущность знака – замещает нечто. Вещи или существа становятся знаками, если вступают в семиотические отнош. У каждого знака 3 стороны, каждая определяет семиот отнош: - означающая (сигнальное имя) – отнош знака к опред языку - означаемое (значение знака) – отнош знака к действит-ти, кот не всегда яв-ся реальной. Значение знака модель некот явления жизни, но не сама жизнь, на кот знак указывает - актуализируемая – смысл – это отнош знака к понимающему сознанию, способному распознавать не только отд знаки языка, но и упорядоченные конфигурации знаков. Слово в словаре обладает значением, но не смыслом. Смысл всегда контекстуален. Связный текст наполнен потенциальными смыслами, которые воспринимающее сознание призвано актуализировать. Смысл предполагает альтернативность, не яв-ся ни субъективным, ни объективным. Он интерсубъективен – объединяет вокруг себя тех, кто его понимает и принимает. Лит-ра – вторичная знаковая сис-ма –> лит-ра пользуется уже готовой и наиболее совершенной семиот сис-мой – естеств человеч языком.
Эстетическая природа В природе лит-ры 3 аспекта: семиотический, эстетический, коммуникативный. Помимо переживай красоты к сфере эст-го принадлежат смеховые, трагические и др переживания, предполагающие катарсис (очищение аффектов). Катарсис (Аристотель) помогает безболезненно возбудить аффекты, пережить их и очиститься от них. Эст отноше – это опред эмоц рефлексия. Эмоц рефлексия – это переживание переживания. Эст удовольствие нельзя смешивать с гедонистическими. Отличие – в акте эст-го созерцания Я бессознательно ориентируется на духовно солидарного ДРУГОГО.
Иск-во – высшая деятельная форма эст отношений. В иск-ве есть и эмоц рефлексия, и план созидания. Тв-во худ-ка – деят-ть, удовлетворяющая эст потребности дух жизни личности и формирующая сферу эст отношений м\у людьми. Эст деят-ть – переоформляющая, придающая чему-л новую вторичную форму. Эст деят-ть яв-ся беспрецедентным созиданием. Оригинальность (т е беспрецедентность и невоспроизводимость) – принципиальная харак-ка тв акта. Подлинным произв-ем иск-ва м б признано лишь нечто уникальное. Объективная предпосылка эст отношения – целостность. Предмет эст наслаждения д б целостным. Произв-е иск-ва д б завершено.
Коммуникативная природа Л.Н. Толстой, трактат «Что такое иск-во» - иск-во делает то, что воспринимающий вступает в общение с произведением и со всеми теми, кто уже воспринял или воспримет то же худож произв-е. Эту мысль развивали писатели и ученые, в частности – М. Бахтин. Произв-е иск-ва осуществляет коммуникацию м\у разными культурами. Комм подход предполагает не столько возм-ть общения посредством произв-я, сколько неизбежность такого общения. Акту худож письма изначально присуща адресованность. Белецкий: «Лит-ра – это всегда диалог осознанный или неосознанный», Мандельштам: «Нет лирики без диалога». Адресат по отнош к произв-ю занимает позицию сопереживания. По отнош к автору адресат занимает позицию соавтора. У читателя всегда есть место в событии худож тв-ва. Читатель д занимать двустороннюю позицию в нем: по отноше к автору (сотв-во, читатель проникает в худ замысел) и к герою (сопереживание). Полноц восприятие текста – равновесие сопереж и сотв-ва. Сам худ текст – это всегда комм событие (субъект, объект, адресат)
Методологические проблемы Одна их акт проблем, центр проблема лит-ния – проблема подходов к изуч худ произв. История определяла разные подходы. Причина появления метода – своеобразие лит-ры как вида иск-ва. Осн тенденции в изучении проблем худ произв формировались в связи с тем, что лит произв обладает формальной (всё то, что порождает смыслы, часто относили поэтику) и содержат стороной (семантическая сторона тв-ва). Подходы, связ с содерж: 1) анализ подменяется интерпретацией – фиксированием суб эст впечатлений, когда ценится не объектив познание законом-тей образования и ф-ния худ произв, а оригинально выраженное собств отнош к нему 2) отрицание необход-ти и возм-ти познания произв со стороны его содержания Произв трактуется как феномен, не имеющий ничего общего с реал действит-тью, ее проблемами, с авторской концепцией личности. Глав вопрос всей ТЛ -? о взаимопредставленности содержания в форем и наоборот. Исследование произв как многопланового эст объекта как одновременно формы обществ сознания и эст объекта => встает задача поиска новых путей осмысления произв. Логика решения литературоведч проблем вынуждает исследователя отказаться от одностороннего подхода к изучению проблем и вынуждает обращаться к различн концепциям и к др сф научн познания. Необходимо многоплоскостное видение произв как момента эст движения, как момента историко-лит эпохи, как звена лит процесса, как момента тв-ва писателя.
При выборе метода иссллит-вед д осознавать меру их применения.
Платон, Аристотель В античности были выдвинуты идеи, кот стали основополагающими и на сегодняшний день. Лит-ние тогда еще не зарождается (только в 19 в, ворм-ся в 20 в). Интересовала природа иск-ва, чем оно отлич-ся от др видов деят-ти. Платон. Философия объективного идеализма. С него начинается представление об идеях, пытается объяснить, что это такое. Сущ-ют некие идеи – модели вещей, их нельзя почувствовать, метафизичны, не объясняются, но они есть. Идеи Платона – это общие понятия, представляющие собой самост сущности, кот по отнош к реал вещам оказываются прототипами, образцами. Вопросы эстетики поднимает в произв-ях: Гиппий Больший, Софист, Пир и др. В них важнейшей эст проблемой яв-ся проблема прекрасного. Прекрасное – та вещь, в кот очевидна идея, выражена в полной мере. Дает иерархию красоты: 1. красивые физические тела 2. представление о красивом вообще 3. красота внутренняя 4. красота науки Наука позволяет возвыситься до абсолютной красоты. Идея прекрасного противопоставлена чувственному миру, находится вне времени и пространства, не изм-ся, не м б уничтожена. Красота постигается не чувствами, а разумом, т к носит сверхчувств хар-р. Способ постижения прекрасного – отвлеченное умозрение, состояние интеллект экстаза. Источник красоты н искать в объективных условиях, вне субъекта. Иск-во подражает чувственным вещам, кот сами яв-ся отражением идей. Если иск-во вторично, то оно лишено познават ценности. Иск-во – ложь и обман. Муза д доставлять наслаждение только наилучшим людям, получившим хорошее воспитание. Аристотель. Первый критик Платона. Др-греч философ, основатель перипотетической школы (школа тех, кто гуляет по тропинкам). Создатель науки логики. Размышлял о проблемах эстетики: Риторика, Политика, Поэтика. В его эстетике появились материалистические тенденции. Исходит из конкр фактов. Осн черты прекрасного: слаженность, соразмерность, определенность, ограниченность величины. Наиболее высокое выражение прекрасного – живые существа и чел-к. Важнейший признак прекрасного – целостность. Прекрасное объективно, находится не в идеях. Иск-во коренится в склонности людей к подражанию. Удовольствие кроется в радости узнавания. Задача иск-ва – не в механическом подражании, а в творч отражении действит-ти. Эстетика кл-зма – нормативная. Основа кл-зма – рационализм Декарта. Важнее всего разум, это основа постижения действит-ти. Всё прекрасное д б разумным.
Декарт выделил 3 принципа рационализма в иск-ве: - худ тв-во подчиняется строгой регламентации со стороны разума - худ произв д иметь четкую и я сную внутр структуру - глав задача худ-ка –убеждать силой и логикой мысли Образцы берутся из ант иск-ва. Полную теорию кл-зма создал Никола Буало, трактат «Поэтич иск-во» - мысль о необход-ти соблюдения правила 3-х единств: места, вр, действия. Утверждал, что теория иск-ва д помочь достижению абсолютной красоты. Кл-зм строго регламентировал образы персонажей: 1) + или – 2) в персонаже д б ярко выраженная черта хар-ра Герои остаются цельными.
7. Лессинг (18 в) Основоп-к нем классич эстетики – Лессинг. Разносторонне развитый, первый нем писатель и теоретик иск-ва. Поставил? о народности иск-ва. «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Размышлял о сути греч иск-ва. Не был согласен с трактовками классицистов. «Сущность греч иск-ва – в торжестве духа над телесными страданиями». Ссылаясь на примеры из ант иск-ва, доказывает, что греки никогда не стыдились человеч слабости. Стоицизм – это умонастроение рабов. В кл-зме усматривает наиболее отчетливое проявление стоически рабского сознания. Кл-зм ограничивает возм-ти ИЗО. «Истина и выразит-ть – глав закон иск-ва. Иск-во дотражать всю видимую природу».
8. Кант (18 в) Глав сочинение – «Критика способности суждений», это 3 часть его «Теории познания». Эст часть работы делится на 2 раздела: 1) аналитика прекрасного – пытается понять, что такое прекрасное. Суждение о прекрасном отличается от логического суждения. Эст суждение яв-ся суждением вкуса. Цель логич суждения – поиск истины. Особый вид эст суждения – создание прекрасного. Определяет 4 момента восприятия прекрасного: - прекрасное свободно от практического интереса - прекрасное носит всеобщий хар-р и имеет значение для каждого - красота – форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели - прекрасное – то, что нравится без понятия 2) аналитика возвышенного – развивает учение о возвышенном. Возвышенное обладает теми же 4 св-вами, что и прекрасное. Показывает различия. Выделяет 2 типа возвышенного: - математически возвышенное (величины, имеющие протяженность во вр и пространстве – небо и океан) - динамически возвышенное, выражает величины силы и могущества (наводнеия, землетряс, ураганы). Прекрасное заставляет восхищаться, возвышенное – подавляет. Формулирует 4 кач-ва худ гения: 1) гений абсолютно оригинален 2) тв-во гения д б образцом 3) гений – это способность создавать правила 4) гений встреч-ся лишь в иск-ве Разделил иск-во на 3 вида: - словесное (красноречие и поэзия) - ИЗО (пластика, живопись) - иск-во изящной игры ощущений (музыка) Ведущий вид иск-ва – поэзия. Иск-во приближает чел-ка к идее.
9. Гегель (конц 18 в – нач 19 в) Обобщил идеи предш-ков, рассмотрел эстетику ч\з призму историзма и диалектики. Свое эст учение изложил в лекциях –> книга «Эстетика», включает в себя учение о прекрасном, учение о 3-х формах сущ-ния иск-ва и теории отд его видов.
Иск-во прошло 3 стадии развития: 1) символистская – начальная стадия развития иск-ва, ей соотв-ет иск-во Др мира, в кот идейное содержание еще не обладает своей индивид-тью, идея не м найти адекватную форму выражения, что приводит к символизму. Форма преобладает над содерж. Пример: иск-во древних. 2) классическая – включает в себя единство содержания и формы. Классич иск-во характерно для иск-ва Др Греции, но в большей мере – в ант классич скульптуре, для кот характерно гармоническое единство содержания и формы. 3) романтическая – утверждает приоритет духовного содержания над чувств формой. Романт форме иск-ва соотв-ет живопись, музыка, поэзия. В основе этой эволюции – реализация иск-вом его осн ф-ции – познават-ной. Иск-во – форма познания. «Иск-во доводит до сознания истину в виде чувств образа, кот имеет высший глубокий смысл и значение». Идеал исторически изм-ся => изменяются способы его худож выражения.
Биографический метод Основатель – французский писатель и филолог Шарль Огюст Сент–Бёв (19 в). Источник вдохновения писателя – личная жизнь автора => исследовательский акцент ученый должен поставить на детальное изучение жизненного пути автора. Призывал проникнуть как можно глубже не только во внутренний мир литератора, но и в домашнюю обстановку, познать привычки, посмотреть, как на обычного человека. «Литературные портреты» – рассмотрел фр лит-ру, изучив быт писателей, их связи с разными людьми. Эти биографические факты перенес на сюжет, идею и художественное своеобразие произведения. Под биографией понимал и полит и соц идеи века, охватывающие писателя и его произв. Модель творчества писателя – движение от жизни к его художественному наследию. Эту же схему биографисты переносят и на метод анализа текста. Первична личность писателя, вторична – его литературная продукция. Школа утвердила представление о том, что тв-во писателя индивидуализировано. Обращаются к понятиям «стиль писателя», стиль худ произв». Стиль – это человек, это и эпоха.
Мифологическая школа - научное направление в фольклористике и лит-ведении, возникшее в эпоху европейского романтизма. МШ не следует отождествлять с наукой о мифологии, с мифологич. теориями. Мифология приобретала в теоретич. построениях МШ универсальное значение как источник нац культуры, привлекалась для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора. Филос основа МШ — эстетика романтизма Шеллинга и бр. Шлегелей. По Шеллингу, миф был первообразом поэзии, из к-рой затем возникли философия и наука. В «Философии искусства» доказывал, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства». Сходные мысли высказал Шлегель: «Ядро, центр поэзии следует искать в мифологии и в древних мистериях»; возрождение иск-ва возможно только на основе мифотворчества, источником нем. нац. культуры должны стать мифология древних германцев и рожденная ею нем. нар. поэзия. Эти идеи разработали при изучении фольклора гейдельбергские романтики и ученики — бр. Гримм, Клеменс, Брентано. Бр. Гримм считали, что нар. поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа возникли сказка, эпос, легенда, т е фольклор — бессознательное и безличное творчества коллективной нар. души. Изучая нем фольклор и др пришли к выводу, что в основе этих равных фольклоров лежит прамиф, черты кот сохранились в нем мифологии и нем фольклоре. Свои взгляды обобщили в «Нем мифологии». Приверженцы: Кун, Шварц, Мюллер, Пикте, Бреаль, Афанасьев, Буслаев, Миллер. 2 направления МШ: 1) этимологическое (выяснить происхождение мифа, установить прамиф, выяснить, как миф вл на развитие фольклора) 2) аналогическое (сравнение мифов, установление соответствия общих мотивов, сюжетов, образов) В России: Буслаев, работал в 50-х гг., туды собраны в кн. «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Все жанры фольклора возникли в «эпический период» из мифа. Былинные образы связаны со сказаниям о возникновении рек (Дунай), о великанах, живущих в горах. Своеобразным синтезом различных теорий МШ была работа « Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьева Недостатки: основывалась на идеалистическом понимании мифологии. Преувеличивала роль мифологии в понимании иск-ва. Плюсы: активизировала исследование как мифологии, так и фольклора, заложила основы сравнительной мифологии.
Психологическая школа Первооткрыватель – Вильгельм Вундт (19 в). «Психология народов» - выдвинул идею о коллективном усилии при создании языка, мифа и поэзии, кот яв-ся выразителями «народного духа». Человеч сознание подчиняется «первичному волевому началу». Интересует не личность писателя, а состояние его духа. «Миф и религия» - отводит значительное место сновидениям и галлюцинациям как созидательным импульсам, адресованным группе творч личностей. Мифотворчество – форма таинственного коллективного письма. Вторая особенность – познание психологии персонажа. Каждый лит герой несет в себе психомир, кот объединяется дух энергией творца (перекличка с культурно – историческим методом). Учение Вундта повл на работу Фрейда «Я и Оно», кот объяснял худ тв-во бессознат проявлениями чувственного начала. Научн формулы выводил из античной мифологии, обозначив в ней болезненное осознание героями своей неполноценности или мании величия, комплексами Эдипа и Электры. Психологизм литературных героев, автора и общества нельзя сбрасывать со счетов. Порочность исследовательского метода состоит в субъективном начале. В творческом процессе Вундт отводил значительное место таким сновидениям, галлюцинациям, неврозам.
Русская формальная школа Гр рус лит-ведов и лингвистов, объединившихся в конце 1910-х гг. в Петербурге и Москве и сделавших из лит-ния науку мирового значения. Идейн вдохновитель – Шкловский. Ст.. «Воскрешение слова». Сначала – шумное теч, являлся разновидностью научного авангарда В Петербурге Ф. ш. дала ОПОЯЗ — Общество изучения поэт языка (Поливанов, Якубинский, Брик, Эйхенбаум, Тынянов). В Москве – МЛК — Московский лингв кружок (Бернштейн, Богатырев, Винокур). Ф. ш. резко отмежевалась от старого литературоведения, лозунгом объявлялась спецификация лит-ния, изучение морфологии худ текста. Превращали лит-ние в наст науку со своими методами и приемами. Построили теорию сюжета, научились изучать новеллу и роман, занимались стиховедением, применяя математические методы, анализировали синтаксис, создавали справочники стихотв размеров Пушкина и Лермонтова, интересовались пародией, фольклором, эволюцией, проблемой биографии. Произведение = автомобиль, кот м разобрать и потом обратно собрать (Шкл) Важн понятие – прием. Программная статья Шкловского «Искусство как прием». Прием, выделенный у Толстого – остранение. Ф. ш. построила теорию поэтического языка. В книге «Проблема стихотворного языка» Тынянов ввел понятие «единства и тесноты стихового ряда». В разных стихотв размерах различные по количеству слогов и месту ударения слова имеют разную комбинаторику. Идеи Ф. ш. переняла структурная поэтика, прежде всего Ю. М. Лотман и его школа.
20. М.М. Бахтин 20 в. Творч путь – становление и развитие единой филос идеи. Замысел создания “первой философии”, учения о бытии. Оно д б вывести из кризиса европ мысль — преодолеть разрыв между “миром культуры” и “миром жизни”. Свое учение представлял в кач-ве сис-мы, имеющей характер нравств философии. Глав категория нравств онтологии Б. стало понятие “бытия-события”, к кот был приравнен “ответственный поступок” человека; гносеологич. проблема при этом решалась на основе приобщенного к бытию мышления. “Первая философия” не осуществилась в кач-ве задуманной системы, ее ключ представления выразились в конкр разработках. Цель Б. – концептуальное соединение понятия культурной ценности с интуицией жизненной актуальности. Стремился преодолеть односторонности “философии жизни” и “философии культуры”, дав их своеобразный синтез в представлении о “живой” ценности, о культуре, — не дистанцированный от бытия, но являющийся его полновесной частью. Подразумевая категорию культурной ценности, Б. имел дело с худож. лит-рой, его учение оказалось неотделимым от “эстетики словесного творчества”. В этом смысле “идея” Б. в ее развитии прошла ряд ступеней, объединенных внутр. логикой. В филос. становлении Б. можно выделить этапы 20-х, 30-х гг. и заключит, периода творчества. С др. стороны, Б. занимали проблемы, восходящие к его интуиции культуры как “бытия-события”. К области его культурологии могут быть также отнесены исследования филос. природы человеч. языка — первофеномена всякой культуры. В 20-е гг. проблему культурной ценности Б. сопрягал с поиском такой эстетич. формы, к-рая бы в своей “завершительной” функции не умерщвляла, не “парализовала” собою жизненное содержание. Он создал модель “эстетич. объекта”, принципом к-рой стала жизнеподобная “архитектоника” “взаимоотношений” автора и героев худож. произведения (“Проблема содержания, материала и формы в словесном худож. творчестве”, 1924). Искомая “ценность” связывалась с героем, свободно, без принуждения со стороны автора, осуществляющим свою собственную “идею”, раскрывающим свое внутреннее содержание, отождествляемое Б. с нравств. поступком. В трактате “Автор и герой в эстетич. деятельности” Б. подвергает классификации формы, соответствующие разл. “архитектонич.” принципам - принципам отношения автора к герою; критерием этой классификации он делает свободу героя от автора. Учению об идеальной в этом смысле форме — о герое, к-рый в равной степени принадлежит как худож. целому, так и—в своей свободе — жизненной действительности, — посвящена книга Б. “Проблемы творчества Достоевского” (1929). Герой романа Достоевского видится Б. в равноправном “диалоге” с автором; свобода героя означает исчерпание им до конца собств. идеол. потенций, полное обнаружение своих взглядов на “последние” мировоззренч. проблемы. Герой, обладающий такой же духовной реальностью, что и автор (а вместе и “полифонич. роман” в целом, представляющий собой “архитектонически” организованное общение подобных героев-протагонистов с автором и между собой), являются в культурологии Б. той самой идеальной “ценностью”, к-рая одновременно принадлежит и худож. миру, и реальной действительности, т.е. нравств. бытию-событию. В концепции полифонич. романа Б. достигает цели своей “философии поступка” — примиряет “мир культуры” и “мир жизни”; роман Достоевского является в глазах Б. “культурной ценностью” совершенно особого, высшего порядка. Вывод о романе Достоевского как о своеобразной духовной действительности, причастной реальному бытию (утверждение более сильное, чем традиц. представление о “жизнеподобии” романного мира), в 30-е гг. Б. переносит на жанр романа в целом. Роман в его концепции оказывается живой проекцией не только совр. ему нац. языкового универсума, но и осн. форм миросозерцания, обусловленных состоянием культуры. Параллельно исследованию худож. особенностей романа разл. эпох Б. приходит к выводу о принципиально разном переживании времени и пространства в изменяющихся культурных ситуациях (“Формы времени и хронотопа в романе”, 1937-38). Если анализ поэтики Достоевского в 20-е гг. может быть лишь для спец. исследования отделен от его диалогич. онтологии (равно как и от концепции причастной бытию культурной ценности), то в 30-е гг. двумя сторонами одной и той же медали оказываются изучение Б. худож. природы ряда разновидностей романа и конкр. культурологич. наблюдения. Б. досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европ. карнавала; раскрытие худож. принципов романа Рабле, давшего Б. богатый материал для его культурологич. штудий, оказалось в целом подчиненным скорее культурологич. задаче. Карнавал, по мнению Б., представляет собой неофициальное, демократич. дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комич. снижение в нар. праздничных действах (“веселая относительность”). На первый план в карнавале выступает неизбывная правда жизни, соотнесенная с телесным человеч. и мировым началом; иерархич. ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”. Б. видит корни ср.-век. карнавала уходящими в глубь веков, — в его концепции карнавал оказывается неким универс. культурным феноменом, тесно связанным с возникшим из него романным жанром. В филос. культурологии Б. в целом, занятой соотношением “мира культуры” и “мира жизни” (“К философии поступка”), категория карнавала знаменует диалектич. победу “жизни” над культурной “ценностью”: карнавальная стихия, будучи слепым витальным порывом, не обладает созидающей силой и не порождает новых ценностей. Не имея своего собств. внутр. содержания, она паразитирует на наличной культуре и, пародийно переворачивая ее духовные основы, стремится к их разрушению. Показав растворение — в сущности, духовную смерть человека в карнавальной толпе. Б., несмотря на свое эмоционально-положит. отношение к феномену карнавала, невольно представил его в качестве антипода христ. культуры, пафос к-рого в отношении ее верховных ценностей — не что иное, как агрессивная деструкция. Будучи обобщено, бахтинское понятие карнавализации широко применяется в наст. время для осмысления самых разнообр. культурных, социальных и худож. явлений. Поел. период творчества Б. для его культурологии ознаменовался введением представления о “диалоге культур”, родившегося под влиянием идей Шпенглера и, вместе с тем, полемически обращенного против них. Если мировые культуры суть в нек-ром смысле “личности”, то с т. зр. Б., между ними должен существовать, длясь в веках, нескончаемый “диалог”. Для Шпенглера обособленность культур, их замкнутость внутри себя приводит к непознаваемости чужих культурных феноменов; на культурологию Шпенглер переносит свою интуицию безграничного одиночества человека в мире. Для Б. же “вненаходимость” одной культуры в отношении другой не является препятствием для их “общения” и взаимного познания, как если бы речь шла о диалоге людей. Каждая культура, будучи вовлечена в “диалог”, например, с последующими культурными эпохами, постепенно раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей. Б. вносит в культурологию свое представление о диалогической природе всякого смысла, благодаря чему его концепция трансформируется в своеобразную культурологическую герменевтику. Через все культурологич. работы Б. начиная с 30-х гг. проходит представление о культурной традиции, соотносимое Б. с категорией “большого времени”. За этой категорией стоит образ связной мировой истории культуры. Понятие “большого времени” принадлежит бахтинской герменевтике, соответствуя восприятию и интерпретации культурного феномена, созданного в глубокой древности. При встрече с таковым “большое время”, разделяющее события творчества и рецепции, “воскрешает” и при этом непрерывно преображает забытые, “умершие” и погребенные в “авторской” эпохе, в “малом времени” культурные смыслы; “большое время” — время “диалога культур”. Одна из целей введения Б. категории “большого времени” — указать, в полемике со Шпенглером, на герменевтич. плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения. Когда поздний Б. настаивает на том, что в “большом времени” “нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения”, то, возражая Шпенглеру, он постулирует герменевтич. “открытость” ушедших с истор. сцены культур. Однако, несмотря на то что представление Б. о возможности культурологич. исследования принципиально расходилось со шпенглеровским пессимизмом, созданный им образ диалога — образ смотрящихся друг в друга ликов культуры — философски красиво согласуется с “физиогномикой мирового бывания”, как определил Шпенглер собств. философию.
Структурализм от лат. – строение, в XX веке. зарождается в Германии и Австрии в 20 – е годы XX века. Стр-зм превратился в противовес догматическому лит-нию. Мметод заявил о себе в кач-ве объектив анализа внутр структуры произведения. Структурн исследование лит текстов приводит в стройный и логический порядок изучаемые явления. Модель в искусстве направлена на структуры человеч мыслей, чувств, настроений, отношения человека к миру. Стр-зм создал теорию ф-ния микродеталей и их анализа без суб «как мне кажется» и «я думаю». Структура опред-ся как форма, увиденная изнутри. Дух мир персонажа вкладывается в структуры: материал – анализ – вывод. Основоп-ки: Клод Леви-Стросс, Барт, Якобсон, Лотман, Борев. Интересует?: «Как сделано произведение?». Лит-вед – структуралист, даже простой подсчет худ деталей позволяет установить сис-му авт пристрастий или антипатий. Расцвет филологов–семиологов – 60-70-е годы XX века. Метод семиотического анализа исследует сигнальные системы в тексте. Семиологи м вести выкладки повторяющихся слов, фраз, эпизодов, портретных деталей.
22. Тартуско-московская семиотическая школа
Постструктурализм Идейное течение западной гум мысли, оказывающее влияние на лит-дение Западной Европы и США. Пришел на смену стр-зму, явился его самокритикой, продолжением и развитием присущих ему тенденций. П харак-ся негат пафосом по отношению к позитив знаниям, к попыткам рац обоснования феноменов действит-ти. Отриц-но относятся к идее «прогресса» в области научн знаний и к проблеме соц-истор развития. Черпают свое вдохновение в бессознательном => явление, которое называют иррационализмом, пристрастием ко всему нестабильному, противоречивому, случайному. Теория П - это выражение философского скептицизма, сомнения, являющегося реакцией на позитивист представления о природе человеч знания. П-сты выступают как критики «метафизического дискурса». П относят к общему течению «критики языка». Если классическая философия в основном занималась проблемой познания, то практически вся западная новейшая философия переживает «поворот к языку», поставив в центр вн проблему языка. В совр обществе видят борьбу за «власть интерпретации» различн идеолог сис-м. «Господствующие идеологии» ограничивают способность индивидуумов осознавать свой жизненный опыт. Современная «индустрия культуры» лишает его необходимого «языка» для понимания самого себя и окруж мира. Язык рассм-ся не просто как средство познания, но и как инструмент соц коммуникации. Ведущие представители: Деррида и Фуко – воспринимают критику языка как критику культуры и цив-ции. Теория П развивалась как критика стр-зма, кот велась по четырем основным направлениям: проблемам структурности, знаковости, коммуникативности и целостности субъекта. Первым п\в соссюровской концепции знака выступил в 50-х годах Лакан, отождествив бессознательное со структурой языка, и заявив, что «работа сновидений следует законам означающего». Означающее и означаемое образует отд ряды. Ввел в употребление понятие плавающего означающего. Наиболее авторитетное среди п-стов теорет обоснование этой критики дал Деррида. Предпринял попытку опровергнуть невозможность разделения ряда означаемого и ряда означающего. Аргументация направлена на мир вещей и законы, им управляющие. Неприятие вызывает: когда чел-к говорит, то у него создается «ложное» представление о естественности связи означающего (акустического образа слова) с означаемым (понятием о предмете). Это недопустимо, не учитываются ни направленность сознания, воспринимающего мир по своим представлениям, ни роль контекста культуры. П-сты готовы уподобить самосознание личности некот сумме текстов в той массе текстов, кот и составляет мир культуры. Весь мир – безграничный текст. В том же направлении развивалась мысль Фуко. Цель исследований - выявление ист бессознательного различн эпох. Постулирует для каждой эпохи существование специф эпистемы - «проблемного поля», достигнутого к данному времени уровня «культурного знания». В своей совокупности они образуют единую сис-му знаний - эпистему. Она реализ-ся в реч практике совр-ков. Эта яз норма предопределяет яз поведение и мышление отд индивидов. П-ская критика коммуникативности сводилась к выявлению невозможности адекватно интерп-ть текст. П – основа, на базе кот деконструктивисты и постмодернисты выстраивали свои концепции.
Деконструктивизм Яв-ся лит-ведческой разработкой общей теории пост-зма. Синоним постструктурализма. Принципы д-ской критики сформулированы в трудах п-стов Дерриды, Фуко и Кристевой. Формировался в течение 70-х годов в процессе переработки идей п-зма, оформился в 1979 г. с появлением «Йельского манифеста» Миллера. Выд-ся: 1) Йельская школы - авторитетн направление 2) «герменевтическое направление» 3) «левый деконструктивизм» 4) «феминистская критика» название получил по осн принципу анализа текста - «деконструкции» (выявление внутр противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых остаточных смыслов. 1) Йельские д-сты развивали идеи Дерриды, отрицая возм-сть единственно правильной интерпретации лит текста, отстаивали тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения. Утверждали общность задач литературы и критики – разоблачение претензий языка на истинность и достоверность. Ман - авторитетный представитель Д, лит языку придается статус чуть ли не живого существа => понимание существования произв как «жизни текста». Текст якобы «знает», что его аргументация будет понята неправильно, если она будет воспринята буквально. Текст как бы постулирует необходимость своего «неправильного прочтения».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.09 с.) |