Необходимость и сущность денег 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость и сущность денег



Без денег рынок не может функционировать: никто не может покупать и продавать, очень медленный бартерный обмен.

Без денег нельзя разрешить противоречие товара и рынка:

товар создан для других. Продавец его другим отдал, а что он может получить взамен, чтобы продолжить пр-во? Только деньги.

"Что такое деньги?"

1. За сущность денег принимается их видимость: то, что они делают, их функции, те операции, к-ые можно с помощью денег осуществлять (мера стоимости, средство обращения и тд) (Макконер и Брю). Вопрос "Почему они это делают?" не рассматривается;

2. Выявление того общего, что присуще всем функциям денег, т.е. поиск общей основы (содержания), к-ое позволяет осуществлять деньгам их функции.

Гладстон (младший): "Даже любовь не сделала стольких людей дураками, сколько рассуждения по поводу сущьности денег".

Шеван: "Деньги для экономической науки то же, что и квадратура круга для геометрии".

Хайек: "Деньги до сих пор остаются вещью, совершенно непостижимой, и, пожалуй, наряду с сексом объектом самых невообразимых фантазий".

Теории поиска сущности денег:

1. Номиналистическая теория (Аристотель, Платон) -- деньги - это простая условная единица, к-ая введена (придумана) людьми (гос-вом) для удобства обмена.

Аристотель: "Деньги -- это просто знак (вещь) весьма условная".

Платон: "Деньги -- это знак для обмена".

а) создателя денег нет и быть не может (Аристотель);

б) деньги искусственно ввело гос-во:

Поташков: "Деньги -- продукт монарха";

Карамзин: "Если государь заставит нас принимать в качестве денег клеймёные щепки, то мы подчинимся государю и будем их использовать";

Книсс: "Деньги -- хартальное средство", харта -- знак, устанавливаемый волей гос-ва.

2. Металлистическая концепция (Арем, XIV в.) -- отождестляет сущность денег с тем металлом, из к-ого они изготовлены: "Золото по природе своей деньги".

3. Товарная теория денег (Физеократы (Тюрго)) -- "Деньги -- товар, ничем от других товаров не отличающийся";

4. Теория рабочих денег (Оуэн, Грей, Брей) -- "Деньги -- свидетельство того рабочего времени, к-ое затрачено на изготовление товара".

Они устроили "Базар справедливого обмена": на рынке вместо денег выдавался квиточек с надписью кол-ва часов, затраченных на изготовление данного товара. Потом ч-к мог прийти на рынок и подобрать себе по часам необходимый товар.

не учитывалась разница между индивидуальным и общественным рабочим временем: товары, где разница была в пользу пр-ителя, раскупались, те, к-ые покупать было не выгодно, никто -- не брал.

5. Концепция Смита и Рикардо -- "Деньги -- товар, но товар особый, выполняющий технические функции, облегчающие обмен продукции на рынке".

Смит: "Деньги -- это колесо обмена";

Мель: "Деньги -- это машина, к-ая обеспечивает обмен".

6. Концепция Радищева: "Деньги -- это не просто товар, а товар, к-ый выделился из других товаров".

Маркс: "Деньги -- это товар, к-ый исторически выделился как роль всеобщего эквивалента, товар, к-ый служит выражением стоимости других товаров, товар, в к-ом выражается и к-ый возмещает стоимость других товаров".

7. С появлением бумажных денег возникла след концепция: "Деньги -- это финансовое средство, заменитель товара, имеющий абсолютную ликвидность".

Общий вывод:

деньги -- это особый товар (или заменяющее его финансовое средство), к-ое обладает абсолютной ликвидностью, является всеобщим эквивалентом и обеспечивает функционирование рынка. Деньги обладают этими качествами не в силу своих естественных св-в, а в силу того, что с ними связаны определённые экономические отношения: нет отношений -- нет денег (Робинзон Крузо имел много денег, а никакой ликвидности).

Сущность денег реализуется в функциях денег. (Весь товарный мир разделился на 2 полюса: товары как таковые и деньги, на к-ые любой из товаров можно обменять).

Фондовый рынок

Фондовый рынок -- объект купли-продажи -- ценные бумаги.

Фондовый рынок -- рынок ценных бумаг, бумаг, к-ые продаются и покупаются.

Ценные бумаги -- финансовые документы, удостоверяющие имущественные права собственников и обеспечивающие получение дохода или другие возможнгости; они свидетельствуют о доли вкладчика держателя ценных бумаг); ценные бумаги -- титулы собственности.

Особенности ценных бумаг:

1. Рыночность -- продаются и покупаются на рынке ценных бумаг;

2. Обращаемость -- не только продаются с первого раза, но и потом неоднократно продаются (переходят от собственника к собственнику);

3. Выгодность, доходность -- обеспечивают определённые выгоды, их собственник -- собственник капитала и может участвовать в делах управления компании и получать определённый доход в прибыли фирмы, власть (контрольный пакет, например);

4. Ликвидность -- ценные бумаги всегда можно продать;

5. Доступность -- ент ограничений в покупке ценных бумаг;

6. Регулируемость со стороны гос-ва -- бумагу легко подделать, гос-во поэтому должно устанавливать определённые рамки (регистрация предприятия, лицензирование, наличие определённого капитала...);

7. Документальность -- ценная бумага имеет вид определённого документа, выпускаемого с разрешения гос-ва;

8. Стандартность и серийность -- каждая ценная бумага должна иметь реквизиты.

С появлением цб капитал раздваивается: завод, станки,оборудование, а с другой стороны, права на эту собственность. Эти права (акции, облигации) может быть удалён территориально от материалльного капитала.

Ценные бумаги часто наз фиктивным капиталом (сама бумага (материал) стоит копейки).

Виды ценных бумаг (определяются законами каждой страны):

1. Акции -- наиболее распространённый вид ценных бумаг, свидетельствует о том, что ч-к вложил деньги в корпорацию и обладает в следствие этого след правами:

а) Имущественное право -- собственник;

б) Право на доход;

в) Право на участие в делах корпорации (принимать участие в собраниях акционеров);

г) Право голоса -- одна акция один голос.

Обязанности акционера:

а) Вносить все взносы (своевременная проплата акции);

б) Сохранять конфиденциальную информацию.

Виды цены акции:

а) Номинальная цена -- написана на акции, соответствует доли акции в уставном капитале (УстКап поделить на кол-во акций, получим номинал каждой акции);

б) Баллансовая цена -- капитал корпорации, находящийся на баллансе, делёный на кол-во акций;

в) Ликвидационная (остаточная) цена -- стоимость акции после банкротства корпорации;

г) Рыночная цена (курс акции) -- цена, по к-ой акции продаются и покупаются на фондовом рынке; формируется в результате соотношения спроса и предложения на акцию; определяется на фондовой бирже (процесс называется котировкой).

Факторы, влияющие на рыночную цену акции:

а) Характер определения средней цены акции (капитализация акции) -- дивиденд акции умножается на 100 и делится на на величину текущего банковского процента.

Спрос растёт по мере увеличения дивиденда или уменьшения процента

б) Надёжность акционерного общ-ва;

в) Перспективы, поддержка гос-вом...

Ещё 2 вида котировки акций:

а) Лондонская биржа обеспечивает котировку по фактической цене, по которой продаются пакеты акций;

б) Самокотировка -- директор, правление само определяет цену акции.

Черты акции как ценной бумаги:

а) Бессрочность -- действительна пока существует акционерное общ-во;

б) Безвозвратность вложенных средств -- деньги можно вернуть, только продав акции;

в) Дифференцированный доход -- не фиксированная величина дохода, а колеблющаяся: зависит от успеха д-ти орг-ции;

г) Право голоса -- выбор руководства, стратегии и проч.;

д) Капитал от продажи акций идёт в уставной фонд предприятия.

Виды акций:

а) Именная -- акция выдаётся конкретному лицу, указывается в реестре акционеров;

б) Винкулированные акции -- именные акции, к-ые можно продать только по спец разрешению акционерного общ-ва;

в) Акции на предъявителя -- не именная, свободно переходит из рук в руки;

г) Простая (обыкновенная) акция -- приносит доход в виде дивиденда + право голоса;

д) Учредительская акция -- обыкновенная акция, к-ую получают учредители, дающая определённые права владельцу;

е) Классифицированные акции:

- класса "а" -- обыкновенные;

- класса "б" -- учредительские акции.

ж) Привилегированные -- не более 25% от кол-ва обыкновенных акций; не дают голоса и права участия в делах корпорации, но дают фиксированный доход, выплачивающийся раньше дивидендов;

- привилегированная акция с правом голоса;

- привилегированные акции с правом конвертации (возможностью превращения в обыкновенные акции);

- комулятивные привилегированные акции -- невыплаченные дивиденды (за бесприбыльные годы) накапливаются и выплачиваются в первый прибыльный год;

- привилегированные акции типа "А" (выдаются, как правило, учредителям) -- при продаже становятся обыкновенными акциями и обратному возврату в привилегированные акции не подлежат;

з) Обыкновенные безголосые (многоголосые) акции;

и) "Голубые фишки" -- акции наиболее авторитетных, прогрессирующих, доходных АО;

к) Грошёвые акции для массового потребителя;

л) "Золотая" акция -- имеет право "вета" в АО.

Формирование дохода на акцию:

а) Дивиденд -- часть прибыли, выплачивающаяся на акцию:

из всей прибыли АО вычитаются налоги, суммы, идущие в фонды (резервный, развития, оплаты долгов), зарплата правления (тонтьемы)... из оставшейся части выплачиваются дивиденды сначала по привилегированным и комулятивным привилегированным акциям, потом уже определяется дивиденд обыкновенной акции.

б) Учредительская прибыль -- разница между номинальной и рыночной ценой акции, идущая учредителям (грюндерам);

в) Спекулятивная цена -- разница между ценой покупки и продажи акции.

2. Облигация -- ценная бумага, к-ая свидетельствует о предоставлении займа АО.

Черты облигации:

а) Носит срочный характер (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

б) Имеет возвратный характер -- по истечении оговоренного срока цена облигации возвращается;

в) Доход по облигации выплачивается в виде твёрдого процента или твёрдой разницы установленных сумм (напр. покупки и продажи -- ГКО);

г) Капитал, полученный от распространения облигаций, идёт в фонд заёмных средств АО;

д) Облигация не даёт права голоса;

е) Кол-во облигаций не должно превышать 25% от того, что дают акции.

Виды облигации:

государственные, муниципальные, банковские, облигации фирм, выигрышные...

3. Сертификат -- краткосрочная ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении большой суммы на короткий срок;

а) Сертификат, приносящий процент;

б) Сертификат, приносящий прибыль засчёт разницы покупной и возвратной цен.

4. Закладной лист -- выдаются ипотечными банками под залог недвижимости (заводы, квартиры, дачи);

5. Чек;

6. Вексель;

7. Варрант -- свидетельствует о ценностях, данных на хранение;

8. Коносамент -- свидетельствует о ценностях, сданных для перевозки;

9. Ваучер.

Своеобразны также и субъекты фондового рынка:

1. Эмитент -- выпускает ценные бумаги;

2. Инвестор -- покупает ценные бумаги

а) Индивидуальные -- одно лицо;

б) Институциональные -- орг-ции:

- неспециализированные (пенсионный фонв, страховые компании) -- покупка ценных бумаг не является основной д-тью;

- специализированные (инвестиционные фонды и инвестиционные компании.)

3. Посредник.

Структура рынка ценных бумаг:

1. Биржа -- специализированный фондовый рынок, созданный для купли-продажи цб (XV в Италии, 1531 Амстердам, Росиия -- 1703 год).

Всего в мире порядка 160 бирж.

Биржевой оборот знаменателен:

1. Купля-продажа осуществляется через зарегистрированных участников биржи;

Участники биржи:

а) Диллеры (в Англии -- Джобберы) -- совершают операции за собственный счет; доход из-зи покупной и продажной цены акций;

б) Брокеры -- оперируют засчёт чужих ресурсов, получая доход (куртаж) -- процент от продавцов и покупателей;

в) Специалисты -- специализируются на особых видах ценных бумаг;

г) Руководство биржи, консультанты, эксперты, консалтинговые компании + дипозитарий.

2. На бирже продаются-покупаются бумаги, допущенные к продаже-покупке -- прошедшие листинг бумаги надёжных компаний;

3. Купля-продажа осуществляется крупными партиями.

Внебиржевой оборот -- купля-продажа ценных бумаг вне биржи.

Виды внебиржевого оборота:

1. Зарегистрированные бумаги продаются через членов бирж;

2. Незарегистрированные ценные бумаги продаются через членов биржи;

3. Незарегистрированные ценные бумаги не через членов бирж.

Виды действий на рынке ценных бумаг:

1. Операции -- продажа (осуществляется на первичном рынке), покупка, перепродажа (на вторичном рынке);

2. Сделки -- кассовы (оплата сразу), сделки в кредит, сделки на срок.

Спекулятивная игра: на понижение или повышение.

Участники спекулятивной игры:

1. "Олени" -- привиллигированные участники рынка, скупают наиболее надёжные бумаги, играют на повышение курса;

2. "Медведи" -- играют на понижение курса;

3. "Быки" -- играют на повышение курса.

Смысл игры на повышение:

Источник дохода: разница между ценой покупки и продажи акций.

1. Покупаются дешевые акции, потом проводится кампания по поднятию престижа, авторитета, уверенности обывателей в надёжности этих конкретно акций. Цены растут, достигаю пика, в этот момент акции продаются.

2. Момент оплаты стоимости акций предшествует моменту передачи акций из рук в руки. В этот промежуток умещается игра на повышение, акции стоят дороже, чем при покупке.

Игра на понижение:

Выбирается объект, проводится игра на понижение (различная информация негативного св-ва о АО). Когда акции стоят дёшево, они покупаются. Потом выясняется, что информация действительности не соответствовала, цены акций опять поднимаются. Осуществляется продажа акций.

Билет №22

1. Функции и роль денег

2. Ценные бумаги, их сущность и назначение

Функции и роль денег

Назначение денег -- те операции, к-ые деньги выполняют в рыночной экономике, обеспечивание функционирование рынка.

Функции денег ("Классическая пятичленка"):

1. Мера стоимости (измерительная, мера цены) -- деньги дают кол-венное выражение цены;

Эта функция:

а) даёт представление о товаре (дорогой-дешёвый, доступный-недоступный);

б) придаёт рынку единообразие;

в) позволяет осуществлять подбор товара;

г) позволяет вести бухгалтерский учёт;

д) даёт информацию об экономических процессах, явлениях, показателях.

Особенность это функции: выполняется деньгами идеально, без наличия самих денег.

Средство обращения.

С помощью этой ф-ции денег решаются след задачи:

а) осуществляется продажа товаров (товар обменивается на деньги);

б) осуществляется купля товара (деньги обмениваются на товар);

в) движение товара от пр-ителя к потребителю (продажа-перепродажа...).

Особенность: деньги (этой функцией) дают возможность товарам находиться в постоянном движении (обращаться), что позволяет рынку функционировать.

3. Средство сбережения, накопления, сохранения стоимости, образования богатства и тд.

Эта функция проявляет себя, когда деньги "вырваны" из экономического процесса, находятся "под подушкой", в кошельке. Она позволяет:

а) развести во времени акты купли и продажи;

б) отсрочить покупку товара;

в) подобрать тот товар, к-ый нужен (сегодня пошёл на рынок, а товара нет... Пойдёшь завтра); -- осуществить лучший выбор товара;

г) делать неожиданные покупки;

д) покупка товаров, нужных для действий в условиях неопределённости (чтобы маневрировать, нужны свободные денежные средства);

е) поддержка риска (имея деньги, можно идти дальше в рискованных операциях: "ещё тысяча и -- успех. Если есть -- успех, нет -- провал");

ж) накапливать средства на "чёрный день" (болезнь и проч);

з) накопить средства для уплаты долга;

и) регулировать массу денег в обращении (лишние можно изъять, если не хватает, то можно взять из запаса).

4. Средство платежа -- деньги переходят из одних рук в другие без встречного движения товара.

Осуществляется в случаях:

а) выплаты долгов;

б) выплата различных коммунальных и других платежей (за електричество, газ, воду);

в) выплата доходов (степендия, зарплата).

5. Мировые деньги -- деньги перемещаются из одной национальной эконом среды в другую.

В этой функции деньги выступают в качестве:

а) всеобщего покупательного средства;

б) всеобщего платёжного средства;

в) всеобщего воплощения общественного богатства.

Роли денег в эконом системе:

1. Деньги -- это язык рынка;

2. Деньги -- это кровь рынка: перемещают всё необходимое для функционирования рынка (товары, ресурсы, налоги);

3. Деньги -- важнейший инструмент (механизм) хозяйствования: с помощью денег каждая фирма, каждое домохозяйство обеспечивает выполнение операций: закупаются ресурсы, исчисляются издержки пр-ства, выплачиваются долги...

4. Деньги позволяют преумножать с-ть и использовать её в интересах собственника;

5. Деньги дают эконом и полит силу: дают возможность навязывать свою эконом волю другим;

6. Деньги -- обеспечение свободы и независимости (при отсутствии денег трудно реализовать права на информацию, достойную жизнь и проч.)

7. Деньги -- велики мотиватор: стимулируют положительные процессы в экономике, культуре (развивать, улучшать, внедрять новые достижения, экономить...), токлают на преступления, обман...

В мире рыночного хоз-ва существует денежный фетишизм: люди преклоняются перед деньгами, приписывают им всякого рода св-ва и проч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.09 с.)