Обзор фармацевтического рынка России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор фармацевтического рынка России



Фармацевтический рынок в России: выживание по Дарвину

Рост цен на лекарства – больная в прямом смысле слова тема для многих россиян, переживающих, что собственное здоровье может оказаться не по карману. Генпрокуратура и ФАС не устают бороздить аптечные сети с рейдами, ряд компаний заверили общественность, что замораживают цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Но, несмотря на оптимистичный отчет Вероники Скворцовой на встрече с Владимиром Путиным о том, что ситуация на рынке стабилизирована, а 15 выявленных фактов превышения цен на ЖНЛВП – всего лишь повод для возбуждения уголовных дел, тревоги населения не утихли. К сожалению, покупателей возбуждают не только случаи нарушения закона, но и рост цен на лекарства сам по себе. Только по официальным данным Росстата в первом квартале 2015 года инфляция в этом сегменте составила 23,8%, что вовсе не внушает оптимизма.

 

Дорого или никак

«Внезапно» - самая неприятная версия развития событий, как известно. Фармацевтический рынок набирал обороты с 1992 года, когда была отменена монополия на торговлю лекарственными препаратами. Все это время он был, разумеется, импортоориентированным, и при этом одним из самых перспективных. Темпы роста фармрынка лишь немного замедлились последние пару лет, при этом, по данным dsm group, к 2014 году рост объема рынка сопровождался его сокращением в номинальном выражении. То есть продажи падали, а выручка – все же росла. Грянувший кризис резко ввел фармацевтический бизнес в режим выживания по Дарвину. По прогнозам экспертов, многие из мелких аптек, особенно региональных, 2015 года не переживут, зажатые в сузившемся зазоре выживания между нерентабельностью и ненавистью потребителей (выражающейся в падении продаж). А крупные компании при грамотном лавировании получат возможность если не обогатиться еще больше, то уж точно прибрать к рукам ослабленных конкурентов или просто от них избавиться, причем естественным образом.

Что вовсе не приведет к облегчению ситуации для покупателей, если не будет предложено альтернативного решения, цены продолжат расти. А ситуация с жизненно необходимыми препаратами может сложиться вообще неприятная. Для коммерсанта, в свете сегодняшних событий, замедленная индексация цен на эти позиции превращает их не просто в невыгодные, а в убыточные. Особенно сильно это может сказаться на периферии страны: доставлять туда товар исключительно из человеколюбивых побуждений мало кому покажется интересным. Пресловутые «замороженные» полугодовые запасы, рано или поздно, все равно истощатся. В связи с этим, может назреть дефектура рынка, и контроль ценообразования, установленный в 2010 году, окажется бессильным: «нет тела – нет дела». Бизнесмен нацелен на результат, то есть на прибыль, и убыток от продаж ЖНЛВП, в комплексе с прочими сложностями, сделает мысль об отказе от этих позиций вполне симпатичной. В конце прошлого года ряд компаний уже приостановили выпуск дешевых, но необходимых лекарств из-за нестыковки установленной государством отпускной цены и стоимости сырья.

Определенной надеждой для малоимущих покупателей могут стать муниципальные аптеки или развитие государственной аптечной сети, формирование которой, как пишут РИА Новости, подтвердила Вероника Скворцова. В любом случае, по прогнозам экспертов, на сегодня остановить рост цен на препараты без обрушения целой отрасли вряд ли возможно, остается надеяться на то, что его удастся хотя бы сделать разумным.

 

http://www.nedugamnet.ru/content/rossiiskii-farmatsievtichieskii-rynok-rastiet-niesmotria-na-mirovoi-ekonomichieskii-krizis

 

Предыстория

 

Одним из главных признаков начала роста в 2000-х стало возникновение современных российских лекарственных средств, которые могут конкурировать с зарубежными аналогами. Ведь традиционно СССР и Россия в 90-х зависела от импортных поставщиков медикаментов из Восточной Европы. Наша страна специализировалась лишь на производстве некоторых активных субстанций…

Любопытно, что российские производители еще больше уверены в прогнозах – перспективы рынка они оценивают в 4,3 балла. Причем за последние два года уверенность предпринимателей выросла на 0,5 баллов. Эксперты связывают этот факт с обещаниями поддержки со стороны государства.

Кроме того, участники опроса заявили о повышении ясности современного законодательства, контролирующего фарм.рынок России. Они высоко оценили доработку действующего отраслевого законодательства, внесенные поправки в законодательные акты для ликвидации неопределенностей.

 

Доходность рынка

 

При этом фармакологический рынок называют в числе самых доходных в РФ. На это влияют несколько факторов. Перечислим основные:

1. Большое население, все жители страны являются потенциальными покупателями медикаментов;

2. Огромная доля стареющего населения. Никто не отменял роль лекарственных средств в улучшении качества жизни и продлении ее в старости;

3. Высокий уровень смертности, на который влияет низкий уровень здоровья россиян. Так, россияне трудоспособного возраста умирают в четыре раза чаще, чем европейцы;

4. Россияне любят принимать лекарства. Эксперты считают, что потребление медикаментов в расчете на одного человека у нас выше, чем в развитых странах;

5. Желание лечиться самостоятельно, а не ходить к врачу. Это связано с менталитетом, а также очередями в поликлиниках;

6. Наличие на рынке большого количества неэффективных лекарственных препаратов, употребляя которые, можно запустить болезнь и увеличить количество приема лекарств;

7. Повышенное внимание россиян к своему здоровью.

Маркетинговая составляющая

 

Ощутимой тенденцией на современном фармрынке России является изменение в системе продвижения лекарств. Сейчас продвинутые компании, чаще зарубежные, активно используют рекламу в Интернете, рассылки по элекстронке, мобильный маркетинг, лекции методом видеоконференций. Часто компании создают собственные персонализированные базы врачей, используя информацию, публикуемую на форумах и в блогах. Активно развивается и брендирование на фармрынке и различные программы лояльности. Например, часто продавец устраивает «горячие линии», которые помогут потребителю сделать выбор в пользу того или иного препарата. Также пенсионерам и постоянным потребителям предлагают поучаствовать в акциях, сервисах по предоставлению льгот.

Например, отечественные аптечные сети не ограничиваются обычными дисконтными картами. Некоторые «продвинутые» аптеки вместе с компаниями-производителями лекарственных средств внедряют совместные программы. Суть таких «программ лояльности» заключается в выдаче скидочных карт и купонов на определенные препараты. Эти лекарства по купонам можно приобрести только в определенных аптеках. Скидка может достигать 50%, при этом из-за массового спроса и большого оборота аптечная сеть и производитель все равно остается в выигрыше. Возможно стимулирование спроса на рынка методом бальных скидочных программ. Идея их заключается в том, что за приобретенное лекарство потребитель получает несколько баллов. Эти баллы могут дать скидку на последующую покупку или предоставить какие-то бонусы покупателю.

Врачи и потребители

Согласно информации, которую представил директор «Синовейт Комкон» Олег Фельдман, на рынке лекарств огромную роль стали играть потребители и первостольники (работники аптек). Сейчас их контакты с представителями медкомпаний ограничены. Врачи сейчас назначают препараты, исходя из их международного непатентованного наименования, то есть не обращают внимание на бренды. Причем это делают доктора по своей собственной инициативе, ведь законом такая практика не предусмотрена. Минздрав только предполагает ввести это правило в законопроект. Сейчас эксперты считают, что каждое пятое назначение делается по наименованию действующего вещества.

Врачи становятся более осведомленными, черпая информацию не только из медицинских конгрессов и симпозиумов, на которые могут влиять различные фармацевтические компании, но из зарубежного Интернета.

Потребители, особенно молодежь, также получают сведения о препаратах и их возможных заменителях на разных медицинских порталах, сайтах и даже социальных сетях. Эксперты отмечают, что потребители заметили рост цен на лекарства. Около половины покупателей заявили, что цены за 2012 год выросли. Любопытно, что современные жители России не имеют четких предпочтений, какой именно продукт покупать – импортный или отечественный. Основным фактором, играющем роль при покупке, называется цена медицинского препарата. Замечен и другой факт – сегмент конечных потребителей стало возможным разделить на несколько более мелких сегментов по доходам, ментальности, а не только полу и возрасту, как это делали аналитики раньше.

Если говорить о цифрах, то запросы покупателей в аптеках распределяются таким образом: 54 человека из ста потребителей спрашивают конкретный препарат, а 46 объясняют симптоматику заболевания - боль в горле, резь в глазах, диарея и прочее.

Именно на эти 46% и может повлиять первостольник (провизор, фармацевт).

Будущее

Важным направлением развития рынка считается введение новых препаратов. Продажа новых лекарственных средств рассматривается большинством российских и иностранных фармакологических компаний. О контрактном производстве с использованием площадей отечественных предприятий задумывается половина импортеров. Можно с большой долей вероятности, опираясь на мнение авторитетных источников, сказать, что в дальнейшем современный фармрынок России будет развиваться в сторону локализации производства медикаментов. Это подтверждают и участники рынка. Доля согласных с таким прогнозом развития увеличилась до 88%. Сценарий, по которому увеличится доля российских производителей при господдержке, считают реалистичным только 6% опрошенных. То есть участники рынка не верят в укрепление российского производителя. Наоборот, они считают, что государство будет стимулировать иностранные компании открыть локализованные производства на территории нашей страны.

Площадки местных предприятий кажутся привлекательными для более 50% опрошенных зарубежных фирм. При этом отечественные производители заявляют о готовности к выходу на иностранные рынки. Они надеются, что этому поспособствует вступление России в ВТО. Отечественные компании планируют увеличения производственных мощностей и, как следствие рост объема препаратов, которые будут реализованы в России и других странах мира после вступления в ВТО.

 

http://www.finam.ru/analysis/forecasts/farmacevticheskiiy-rynok-rossii-lidiruyushie-tempy-rosta-20070705-12550/

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной для современной медицинской науки. Это связано с тем обстоятельством, что современный этап развития глобализационных процессов и рыночных преобразований в индустриальном секторе национальной экономики требует от ученых и практиков разработки качественно новых подходов к формированию стратегических программ развития различных отраслей экономики, соответствующих вызовам и угрозам геоэкономического масштаба.

Технологическое отставание России от развитых стран нарастает. Ожидается, что через 10 лет объем продукции высокотехнологичного комплекса в мире возрастет до 4 трлн. долларов в год. В настоящее время этот показатель составляет более 2,3 трлн. долларов, при этом доля РФ в нем не превышает 0,3% [7, с.18].

Низкая степень участия России в международном научно-техническом обмене во многом обусловлена отсутствием последовательной государственной политики по развитию и использованию интеллектуального потенциала страны, модернизации и повышению конкурентоспособности отраслей обрабатывающей промышленности, продвижению высокотехнологичной продукции на внешние рынки.

Россия ежегодно теряет из-за слабого внедрения научных и технологических новшеств не менее 3 млрд. долл [7, с. 18].

Отмеченные проблемы наблюдаются в фармацевтической промышленности, производственно-технологический комплекс, которой в настоящее время практически разрушен, что привело к критическому уровню зависимости страны от импорта лекарственных средств.

Вместе с тем, фармацевтическая промышленность, как одна из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, может стать одним из локомотивов инновационного развития России.

Предмет исследования – особенности развития рынка фармацевтической промышленности на современном этапе.

Объект исследования – рынок фармацевтической промышленности.

Целью данной работы является необходимость осветить основные тенденции развития рынка фармацевтической промышленности на современном этапе ее развития.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Выделить основные особенности развития рынка фармацевтической промышленности на современном этапе ее развития.

2. Охарактеризовать проблемы развития рынка фармацевтической промышленности.

3. Описать основные стратегические ориентиры развития рынка фармацевтической промышленности на период до 2020 года.

При разработке основных положений настоящей работы применялись методы сравнительного, ситуационного, экономического анализа.

Эмпирическую базу настоящей работы составили аналитические материалы государственных органов власти, данные статистических сборников и публикаций в научных журналах и периодических изданиях, данные оперативной и отчетной информации фармацевтического рынка и здравоохранения РФ.

В процессе написания данной работы была использована учебная и публицистическая литература, электронные ресурсы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что состояние отечественного фармацевтического рынка и фармацевтической промышленности не позволяют удовлетворять потребности современного здравоохранения и решать все более обостряющиеся проблемы роста заболеваемости и смертности населения РФ.

В целом можно говорить о том, что сегодняшнее состояние фармсектора России, при относительном внешнем благополучии, является нестабильным.

Фармацевтическая индустрия, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труда.

Инновационный сценарий развития событий предполагает разработку и принятие Стратегии развития фармацевтической промышленности России, призванной решить проблему лекарственного обеспечения населения России в существующих условиях и на долгосрочную перспективу.

Конечной целью всех этих инициатив является создание устойчивой национальной индустрии, способной обеспечить население Российской Федерации доступными, эффективными и безопасными лекарствами в необходимых количествах.

Важнейшим элементом Стратегии должна быть направленность на создание нового поколения инновационных лекарств.

Настоящая Стратегия отражает стратегические цели, принципы и задачи развития фармацевтической промышленности, ситуацию в отрасли, проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дан старт разработке стратегии развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года//http:www.minprom.gov [Электронный ресурс]

2. Иващенко, А. А., Кравченко Д. В., Концепция инновационного развития отечественной фармацевтической отрасли/А. А. Иващенко, Д. В. Кравченко//Ремедиум.- 2008.- №5.- с. 14-18

3. Напчаджи, Т. А., Лазарева, З. П. Фармацевтический рынок: состояние, участники и развитие/ Т. А. Напчаджи, З. П. Лазарева//Маркетинг в России и за рубежом.- 2006 - №2.- с. 40-42.

4. Пашутин, С. Б., Особенности российского фармацевтического рынка/С. Б. Пашутин// Маркетинг в России и за рубежом.- 2006.- №5.- с. 34-37

5. Романова, С. А., Захарова, С. Б. Медицинская промышленность: «первоквартальные достижения»/С. А. Романова, С. Б. Захарова//Ремедиум.- 2009.- №2.- с. 7-8

6. Стратегия развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации до 2020 года//doc.google.[Электронный ресурс]

7. Толстопятенко М.А., Зиньковская Н.В. Региональные аспекты формирования медико- фармацевтического комплекса/ М. А. Тостопятенко, Н. В. Зиньковская //Проблемы управления здравоохранением –2009. – № 1 - с. 18-22

 

http://finpress.ru/library/524/25155/

Контрактное производство

Как ответный механизм, в России стало развиваться контрактное производство. Компании, имеющие обширный лекарственный портфель, но не способные обеспечить требуемое качество или объем выпуска препаратов на собственных мощностях, были вынуждены выбрать себе оптимальных производственных партнеров. По мере приближения к 2014 году, перед локальными производителями все более остро будет стоять вопрос: найти деньги на реконструкцию или строительство новых производств, закрыться или отдать производство лекарственных средств из своего портфеля на аутсерсинг.

Контрактное производство возникает в результате разумного разделения труда между участниками рынка. В фармацевтической отрасли каждая российская компания выбирает свою стратегию, позволяющую держаться на плаву.

1. Фокусирование на продвижении, а не на производстве и разработке препаратов. Это случай, когда российская компания производит лекарственные средства, но основной доход получает от продвижения иностранных препаратов на российский рынок.

2. Стратегия девелопера. Некоторые компании умеет отслеживать многообещающие новинки и привлекать их в свой портфель. Самым ярким примером является ОАО «Фармстандарт» (российская компания лидирующая по объему продаж на коммерческом рынке). Данная организация практикует малорисковую стратегию, компания покупает оригинальные препараты на стадии регистрации.

3. Сосредоточение на разработке и выводе на рынок препаратов (регистрация препарата). Внедрение препаратов в производство и продвижение на рынок требуют не меньше усилий и финансовых средств, как и разработка препарата. Поэтому некоторые компании разрабатывают молекулу лекарства и, зарегистрировав препарат, продает формулу другим компаниям.

4. Концентрирование на производстве. Некоторые компании лучше всего способны наладить производственный цикл.

Есть и еще один путь остаться на фармрынке после 2014 г., помимо контрактного производства – это консолидация фармацевтической отрасли. Объединив производства и увеличив номенклатуру препаратов, фармпредприятия смогут окупить свои расходы на модернизацию заводов по стандартам GMP. Данный механизм пока не получил широкого распространения в России.

 

Заключение

На данный момент Российская фармацевтическая промышленность все еще находится в отсталом состоянии. Всего можно выделить три группы предприятий. Предприятия которые смогли найти средства и перестроить свое производство в соответствии с европейскими стандартами (напр. Акрихин), предприятия которые образовались из бывших НИИ и занимаются производством 2−3 узкоспециализированных препаратов (напр. Пульмомед) и предприятия которые заново развернули производства (Фармстандарт). Доля России в производстве лекарственных субстанций в мире по-прежнему очень невелика и составляет порядка 2−3%. Также Россия зависима от импорта жизненно важных лекарственных препаратов. По некоторым данным соотношение импорта к производству собственной продукции составляет 85: 15. Исходя из всего вышесказанного чрезвычайно необходимо возрождение и наращивание темпов фармацевтического производства. Одним из путей является поиск новых лекарственных средств с использованием вычислительной техники. Данный метод позволяет сократить поиск лекарства с 8−10 лет, до 3−4 лет. В нашей стране уже реализуются специализированные лаборатории, которые уже имеют достаточный прогресс в подобных разработках.

Список литературы

1. Журнал «Энергия промышленного роста» статья из журнала № 3 [24] Март 2008.

 

http://www.estimation.ru/ru/analytics/2013/12/Farmacevticheskyi_rynok_Rossii/

 

 

Обзор фармацевтического рынка России

Фармацевтический рынок традиционно входит в число наиболее рентабельных рынков, как в России, так и за рубежом. Обилие фальсификата и активное проникновение на российский рынок иностранных компаний - лишние тому подтверждения.

Его развитие тесно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране, прежде всего, динамикой реальных доходов населения. Как показывает опыт наших европейских соседей, с ростом дохода возрастает подушевое потребление лекарственных средств (ЛС). Лекарственные средства относятся к продуктам первой необходимости. Поэтому эластичность спроса по доходу, вероятно, меньше 1, то есть с ростом дохода на 1% потребление ЛС растет на меньшую величину. Однако по мере увеличения доходов населения изменяется структура потребления ЛС. Дешевые препараты-дженерики заменяются дорогостоящими оригинальными препаратами, преимущественно импортными, кроме того изменяется структура по группам: возрастает доля витаминов, биологически активных добавок и т.п.

В 2003 г. объем розничного рынка оценивался суммой примерно 148 млрд. руб. в ценах конечного потребления, по данным компании ''ФармАналитик'', за 1 квартал 2004 г. объем рынка составил 41 млрд. руб., что выше аналогичного показателя прошлого года на 17%. Львиная доля рынка в стоимостном выражении приходится на продукцию иностранных производителей. Ежегодный прирост объема рынка достигает около 10-15%.

Фармацевтический рынок включает в себя 3 сегмента: производство, дистрибьюция и розничные продажи. Вслед за мировым фармацевтическим рынком отечественный рынок имеет тенденцию к росту уровня концентрации, формированию вертикальных и горизонтальных интегрированных структур, оптовых и розничных сетей.

В секторе отечественного производства уровень концентрации пока невысок. На долю 2-х крупнейших производителей (компании ОАО ''Отечественные лекарства'', ICNRussia) составляет приблизительно 6% отраслевого выпуска.

Для российского фармрынка характерна относительно высокая численность оптовиков, это, по большей части, мелкие и средние предприятия. В перспективе их количество сократится, по мнению экспертов, до 10-20. В настоящее время на долю 2-х крупнейших дистрибьюторов (''Протек'' и SIA International) приходится более 30% продаж

В розничном сегменте рынка до 40% составляют государственные и муниципальные аптеки. Однако в ближайшем будущем ситуация изменится. Доля госсобственности сократится, значительно вырастет значимость аптечных сетей, таких как ''Аптеки 36,6'', ''Чудо-Доктор'' и т.п.

На российском рынке формируются фармацевтические холдинги, например, ''Отечественные лекарства'' (объединяет предприятия-производителей), ''Профит Хаус'' (производство и розница), ''Аптеки 36,6'' (ЗАО ''Аптеки 36,6'', ЗАО ''Верофарм'').

Региональная структура розничного рынка ЛС отличается неравномерностью распределения, что, однако, соответствует неравномерному распределению населения по территории РФ. Более детальное изучение структуры потребления позволило выявить несколько более высокое подушевое потребление ЛС в крупных регионах, таких как Москва, Московская область, Петербург и т.п.

По данным ''ROMIRMonitoring'', 44% россиян предпочитает отечественные ЛС, для 42% не имеет значение страна-изготовитель. В малых городах и в сельской местности доля приверженцев отечественной фармацевтической продукции выше. По-видимому, кроме психологических факторов на выбор потребителей влияет стоимость препаратов. Российские аналоги зарубежных препаратов существенно дешевле. Действительно, даже в Москве рыночная доля отечественных ЛС в натуральном выражении достигает 69% при доле в стоимостном выражении менее 20%.

Российский фармацевтический рынок переживает не самые спокойные времена. С одной стороны, предстоящий переход на стандарты GMP, с другой - рост конкуренции со стороны иностранных производителей. Оба фактора потребуют от российских производителей максимального напряжения сил и больших инвестиций в инновации, производство и продвижение продукции.

До последнего времени российское производство было ориентировано на выпуск препаратов-дженериков, при этом преобладали традиционные старые дженерики, доступные по цене большинству населения.

Серьезная угроза для легальной активности рынка - распространение фальсифицированных лекарственных средств. Примерно 12% ЛС - подделки. Доля фальсификата продолжает возрастать. Ежегодные потери производителей по этой причине оцениваются суммой порядка 250 млн. долл.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.191.252 (0.074 с.)