Виды организаций: государственные, идеологические (миссионерские), творческие, производственные, предпринимательские 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды организаций: государственные, идеологические (миссионерские), творческие, производственные, предпринимательские



Государственная организация - организация, созданная для осуществления государством своих функций.

Виды государственных организаций

Военные организации

Научные организации

Правоохранительные организации

Образовательные организации

Организации в сфере здравоохранения

Другие организации.

 

 

- суды

- прокуратура

- мвд

-

 

МИССИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Определенная доля идеологии может быть идентифицирована практически в любой организации, но степень ее присутствия варьируется в весьма широких пределах. На одном полюсе находятся организации с сильной идеологией (религиозный орден или радикальное политическое движение), идентификация членов которых носит преимущественно естест-венный или селективный характер. Дж. Эдварде (Edwards, 1977) называет такие организа-ции "стилистически богатыми", а Ф. Селзник (Seiznick, 1957) -"институтами". Именно на-личие идеологии позволяет им "вести собственную жизнь", быть "живыми социальными институтами" (Seiznick, 1949:10). На другом полюсе-организации со сравнительно слабы-ми идеологиями, "стилистически бесплодные". Иногда это коммерческие организации с сильной утилитарной системой подкреплений, в которых ценности, саги и традиции не имеют особого значения. В отсутствие естественных форм идентификации для части их членов для достижения интеграции индивидуальных и организационных целей такие орга-низации делают ставку на процесс индоктринации, но, как правило, им приходится до-вольствоваться идентификацией по расчету и формальными методами контроля.

Нам представляется правомерным называть "стилистически богатые" организации миссионерскими, так как принятые в них системы убеждений во многом напоминают цен-ности религиозных организаций. Миссия - это прежде всего цель сохранять нечто, расши-рять или совершенствовать его. Такие миссии обычно: (1) ясны и фокусированы, а потому члены организаций легко самоидентифицируются с ними; (2) вдохновляют членов органи-зации, а значит, процесс труда способствует углублению их самоидентификации; (3) име-ют уникальный, отличный от других характер, а потому организация и ее члены оказыва-ются в единственной в своем роде нише, в которой создаются условия для "процветания" идеологии. В силу приверженности миссии члены такой организации оказывают сопро-тивление любым попыткам изменить ее, пренебречь традициями. Организационные мис-сия и идеология должны сохраняться любой ценой.

Для миссионерской организации характерны высокая внутренняя интеграция и осо-бая, отличная от всех остальных конфигурация структуры. Степень целостности такой ор-ганизации и ее конфигурация задаются стандартизацией норм деятельности ее членов, т. е. общностью их ценностей и убеждений. Как мы отмечали, такая общность может разви-ваться посредством таких неформальных методов и процессов, как естественный отбор или социализация. Однако, с точки зрения перспектив дизайна структуры, ключевым мо-ментом является индоктринация - формализованные программы, направленные на созда-ние или подкрепление идентификации сотрудников с определенной идеологией. И коль скоро новый член был отобран, подвергся социализации и индоктринации, он становится полноправным партнером. Таким образом, в предельных своих формах миссионерская ор-ганизация достигает наиболее полной децентрализации: все ее члены в полной мере разде-ляют объем властных полномочий.

Что отнюдь не означает отсутствия контроля. Скорее, наоборот. Вне зависимости оттого, сколь тонкими методами он осуществляется, контроль у "миссионеров" отличается исключительной жесткостью. Но организация контролирует не столько поступки людей, сколько их души. Если механистическая организация "покупает" внимание "рабочих" че-рез ряд налагаемых правил, то миссионерская - подчиняет себе сердца своих членов через систему общих ценностей. Как отмечает в работе "Менеджмент и Макиавелли" А. Джей, наставление к молодым иезуитам "возлюбить Господа и делать, что нравится" не означало бесконтрольности; напротив, они обязаны были действовать в строгом соответствии с принятыми в ордене правилами (Jay, 1970:70).

А потому естественным завершением развития миссионерской организации является аморфная масса объединенных общей идеологией членов при минимуме специализации в исполняемых функциях, дифференциации частей и различий в статусе. В предельном слу-чае все-менеджеры, вспомогательный персонал и операторы, однажды отобранные, про-шедшие социализацию и индоктринацию, - все выглядят на одно лицо и попеременно за-нимают позиции друг друга (в организации осуществляется постоянная ротация).

Классический пример миссионерской организации - израильские киббуцы. В зави-симости от сезона днем все их члены выполняют рабочие задания, а вечером участвуют в решении административных вопросов. Должность менеджера существует, но обычно ее занимают на ротационной основе, так что никто не остается без формальных обязанностей слишком долго. Аналогичным образом периодически замещаются и должности вспомога-тельных работников (каждый время от времени работает не только в поле, но и на кухне). Однако развитие промышленности в значительной степени подрывает идеологию киббу-цев. Эгалитарная идеология прекрасно совместима с сельскохозяйственным трудом, но со-временное промышленное производство немыслимо без постоянного повышения техноло-гического уровня, специализации и особой роли высококвалифицированных работников, что определяет потребность в административной иерархии и функциональной дифферен-циации. Впрочем, члены движения киббуцев постепенно преодолевают возникающие про-блемы.

М. Рознер проводит сравнение "принципов организации-киббуца" (классический пример миссионерской организации) и "бюрократической организации", или, в наших терминах, механистической организации (Rosner, 1969).

Мы можем выделить некоторые особые формы чисто миссионерских организации. Прежде всего, это организации-реформаторы, члены которых собираются изменить мир. Причем предметом реформ может быть что угодно: от свержения правительства до призы-ва обеспечить всех домашних животных "приличной" одеждой. Других миссионеров мож-но назвать шлифовщиками, поскольку их кредо состоит в опосредованном изменении мира через привлечение новых членов и работу с ними. Разницу между этими двумя типами ор-ганизаций иллюстрирует пример Союза трезвости христианок и Общества "Анонимные алкоголики". Итог их развития оказался схожим, но если первые пытались бороться с ал-коголизмом через всеобщий запрет на продажу спиртных напитков, то вторые - через ин-дивидуальную работу с новыми членами организации. Еще один тип миссионерских орга-низаций - монастыри, которые нацелены не столько на изменение миропорядка, сколько на предоставление своим членам возможности ведения желаемого образа жизни. Есть множе-ство примеров полностью отгороженных от внешней среды монастырей, равно как и при-меров групп, отправляющихся в удаленные районы и основывающих в них изолированные колонии.

Конечно, ни одной организации не удастся "закрыться" полностью. В действитель-ности все организации-миссионеры испытывают двойственное давление: одно - в сторону изоляции, а другое - в сторону ассимиляции, что увеличивает их уязвимость. С одной сто-роны, им угрожает опасность изоляции, роста внутрь, цель которого - защита уникальной идеологии от давления мира профанов до тех пор, пока организация, в конце концов, не умрет от отсутствия притока "свежей крови". С другой стороны, их подстерегает опасность ассимиляции, возможности слишком далеко зайти при продвижении идеологии, когда ор-ганизация рискует пасть жертвой собственных компромиссов. В этом случае сама органи-зация, быть может, и уцелеет, но ее идеология, как правило, обречена, а конфигурация подвергается изменениям (обычно в сторону механистической организации).

 

Наиболее крупным элементом государственного хозяйства с экономической, технической и социальной точек зрения является производственный потенциал, выступающий в виде предприятий, фирм и т.д. Содержательная сторона деятельности таких организаций крайне многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. Являясь частью этого общества, производственные организации и их члены сами подвержены процессам общественных изменений. Поэтому производственные организации и их влияние на общество можно рассматривать во многих аспектах.

Сама по себе производственная организация как сложная система, выступает в виде:

 

юридически (законодательно) оформленного субъектно-объектного органа;

 

хозяйственного объекта;

 

социального организма;

 

организационной структуры;

 

пространственно-технического организма.

 

Производственным организациям характерны следующие особенности.

Во-первых, являясь генератором общественного богатства, они - основной поставщик материальных благ.

Во-вторых, именно производственные организации решили одну из ключевых задач развития человеческого общества: они осуществляют расширенное воспроизводство, что позволяет не только накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности (за счет полученной прибыли), но и качественно преобразовывают их т.е. по существу предоставляют саму возможность для развития общества.

В-третьих, фирмы, осуществляя свою хозяйственную деятельность, являются основным «донором» государства, направляя в казну налоговые платежи, которые используют для решения общенациональных и региональных задач.

В-четвертых, выплачивая заработную плату своим работникам, дивиденды акционерам, выступая в качестве продавца и покупателя на рынке предприятий, они формируют покупательную способность.

В-пятых, производственные организации формируют важнейшие рынки – рабочей силы, капиталов и инвестиций, товаров и средств производства.

В то же время сами производственные предприятия являются объектом воздействия со стороны общества.

Таким образом, учитывая значение производственных организации и производства в экономике в целом, можно утверждать, что организация производственного процесса на предприятии играет едва ли не ключевую роль в общественном воспроизводстве. Кроме того, она непосредственно способствует созданию и приращению национального дохода страны.

 

Предпринимательские организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы (см. рис.38). Особенности предпринимательских организаций:

• принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;

 

• предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

 

• консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;

 

• ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;

 

• подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;

 

• критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.

 

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.021 с.)