Основные принципы построения системы коррекционных воздействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий



 

Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

 

Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.

 

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

 

При этом система предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.

 

Работа по системе решает следующие задачи:

 

Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.

 

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

 

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

 

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

 

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

 

г) развитие графических навыков.

 

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком.

 

Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.

 

Программа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед у ребенка.

 

 

Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

 

§ Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.

 

§ Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.

 

§ Формирование элементарной фразы из 2-3-х слогов, содержащих вызванный звук.

 

§ Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.

 

§ Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах. Данная система работы достаточно эффективна и хорошо зарекомендовала себя в практическом использовании.

 

Автор программы апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.

 

Развитие импрессивной речи

 

Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.

 

Октябрь

 

1. Имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части тела.

 

2. Семья.

 

3. Осень, изменения, происходящие осенью.

 

4. Овощи.

 

Ноябрь

 

1. Фрукты.

 

2. Одежда, обувь для осени.

 

3. Игрушки.

 

4. Посуда.

 

Декабрь

 

1. Домашние животные.

 

2. Домашние птицы.

 

3. Дикие животные.

 

4. Новогодние праздники.

 

Январь

 

1. Зима.

 

2. Зимние развлечения.

 

3. Вода, ее свойства.

 

4. Птицы зимой (городские) - ворона, воробей, синица.

 

Февраль

 

1. Машина, поезд.

 

2. Кораблик.

 

3. Самолет.

 

4. Профессии людей, которые управляют транспортом.

 

Март

 

1. Мама.

 

2. Повар, врач, воспитатель.

 

3. Части суток.

 

4. Дом, мебель.

 

Апрель

 

1. Весна.

 

2. Дикие животные весной.

 

3. Птицы весной.

 

Май

 

1. Деревья.

 

2. Цветы.

 

3. Насекомые.

 

Задачи на 1-й квартал

 

1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.

 

2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.

 

3. Расширить предикативный словарь.

 

4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»

 

5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.

 

6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.

 

7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов.

 

8. Соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.

 

9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

 

Задачи на 2-й квартал

 

1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать предметы по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).

 

2. Активное усвоение предикативного словаря, понимание фраз, включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.

 

3. Понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда).

 

4. Понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.

 

5. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.

 

6. Понимание прилагательных длинный - короткий, прямая - кривая.

 

7. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.

 

8. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.

 

9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.

 

Задачи на 3-й квартал

 

1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день - ночь, сними - надень, завяжи - развяжи, впереди - сзади, маленький - большой.

 

2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает —чистит, лежит - спит.

 

3. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл - вымыла.

 

4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу - вверху, далеко - близко.

 

5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).

 

6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл - умылся.

 

7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.

 

Основное средство развития импрессивной речи - называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.016 с.)