Б. Эксплуататорская ориентация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Эксплуататорская ориентация



Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, придерживается мнения, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Отличие между двумя этими ориентациями в том, что эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от других в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такая ориентация распространяется на все сферы жизни.

В области любви и чувств такие люди склонны присваивать и красть. Они испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у кого-то другого. Условием привлекательности для них служит привязанность человека к кому-то другому.

Такая же установка обнаруживается в области интеллектуальной деятельности: склонность не создавать идеи, а красть их. Это может проявляться прямо в форме плагиата или более скрыто, в форме парафраза идей, высказанных другими людьми, и настаивания, что эти идеи новы и являются их собственными. Поразительно, что зачастую люди больших умственных способностей следуют этим путем, хотя если бы они положились на собственные таланты, они вполне могли бы сами создавать свои идеи. Это положение сохраняется и в сфере материальных вещей. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им сделанных самостоятельно. Они используют и эксплуатируют всякого, из чего или из кого они могут что-то выжать. Их девиз: «Краденый плод – самый сладкий». Поскольку они хотят использовать и эксплуатировать людей, они «любят» тех, кто прямо или косвенно может стать объектом эксплуатации, и им «наскучивают» те, из кого они уже выжали все.

Символом этой ориентации, по Фромму, может служить язвительная гримаса, которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по степени его полезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу, эксплуататорскому типу характерны подозрительность и цинизм, зависть и ревность.

 

В. Стяжательская ориентация

Стяжательская ориентация отлична от рецептивного и эксплуататорского типов, которые надеются получить вещи из внешнего мира. Данная же ориентация характеризует людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Они окружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли. Любовь для них – это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимым». Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; он держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах и переживаниях. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны к творческому мышлению.

Их также можно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотно сжаты губы; характерные жесты погруженных в себя людей. Если у рецептивного типа жесты как бы манящие и плавные, у эксплуататорского – агрессивные и резкие, то у стяжательского – жесты чопорные, как будто эти люди хотят обозначить границы между собой и внешним миром.

Другой характерный элемент их поведения – педантичная аккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли и чувства. Он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Внешний мир для него – это угроза его личной безопасности; аккуратность означает подчинение себе внешнего мира путем водворения его и удержания на надлежащем месте, чтобы избежать опасности вторжения. Его маниакальная чистоплотность – это еще одно выражение потребности устраниться от контакта с внешним миром. Вещи нужно класть не только на надлежащее место, но и в надлежащее время: навязчивая пунктуальность – это характерная черта стяжательского типа; это еще одна форма подчинения себе внешнего мира. Также для людей стяжательского типа характеризует упрямство.

Такие люди склонны считать, что обладают только неким ограниченным запасом силы и энергии, и этот запас тает, исчерпывается и никогда не пополнится. Их высшие ценности – порядок и безопасность; их девиз: «Нет ничего нового под солнцем». В отношениях с другими людьми близость для них – угроза; или отстраненность, или обладание людьми – вот в чем безопасность. Стяжатель склонен к подозрительности и имеет особое чувство справедливости, выражаемое так: «Мое – это мое, а твое – это твое».

 

Г. Рыночная ориентация

Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, Э. Фромм назвал рыночной ориентацией. Её главной характеристикой является восприятие себя как товара. Главной ценностью для людей рыночной ориентации является материальный успех.

Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором – товары. При этом совсем не обязательно, что человек, обладающий высоким профессионализмом и набором положительных личностных качеств (порядочность, исполнительность, честность и др.), будет иметь больший материальный успех, чем непрофессионал. Таким образом, личностные качества для рыночной ориентации ценности не представляют, за исключением тех, которые помогают достичь богатства.

Для того чтобы достичь материального успеха, помимо профессиональной компетентности, надо уметь «продать» себя на рынке, уметь подать себя, иметь привлекательную «упаковку» (т.е. внешний вид), производить впечатление бодрого, крепкого, энергичного, честолюбивого, надежного. Кроме того, надо иметь подходящее социальное положение, быть знакомым с «нужными» людьми.

Тот факт, что чтобы добиться успеха, недостаточно быть профессионалом, но нужно еще быть способным выдержать конкурентную борьбу, формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать «ходким товаром».

Человек должен быть в моде – на личностном рынке, а чтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знание сообщается в общем виде на протяжении всего процесса воспитания, от детского сада до колледжа. Более точную картину моделей успеха дают другие источники. Иллюстрированные журналы, газеты, кинохроника демонстрируют портреты и жизненные истории преуспевающих людей. Ту же функцию выполняет и реклама. Преуспевающий служащий, чей портрет помещен в рекламе мужской одежды, это образец того, как нужно выглядеть и каким быть, если хочешь заработать «большие деньги». Самое важное средство передачи обычному человеку образа желательной личности – это кино. Молодая девушка старается в выражении лица, в прическе, в жестах подражать высокооплачиваемой звезде, считая все это самым многообещающим путем к успеху. Молодой человек старается быть похожим на героя, которого видит на экране.

Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке, его самооценка зависит от того, преуспевает он или нет. Если человек успеха не достигает, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности; чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.

Других людей человек с рыночной ориентацией оценивает по успешности и привлекательности. Это приводит к поверхностному характеру человеческих отношений. Человек с рыночной ориентацией не имеет сильных привязанностей, не способен любить.

Мышление человека с рыночной ориентацией ориентировано на то, чтобы быстро схватывать ситуацию и иметь возможность успешно манипулировать другими.

Этот тип мышления имеет глубокое влияние на нашу систему образования. От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтоб накопить как можно больше информации, главным образом полезной для целей рынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию как таковым, а стремление повысить свою «стоимость» – вот побудительный мотив получения более широкого образования.

 

Описанные ориентации характера ни в коем случае не следует отделять друг от друга, как может показаться возможным из этого краткого обзора. Например, у человека может преобладать рецептивная ориентация, но обычно она соединяется с какой-то другой или со всеми вместе.

 

Плодотворная ориентация

Плодотворность – это реализация заложенных в человеке возможностей, способностей.

Человек плодотворной ориентации свободен и независим от других людей. Он способен к глубоким человеческим привязанностям. Плодотворная любовь – это забота, ответственность, уважение и знание. Материнская любовь – самый общераспространенный и самый общепонятный пример продуктивной любви. Материнская любовь не зависит от того, удовлетворяет ли ребенок определенным требованиям, чтобы быть любимым; материнская любовь безусловна.

Человек плодотворной ориентации уважает себя и других людей. Уважение – это не страх и не благоговение; оно обозначает способность видеть человека таким, каков он есть, понимать его индивидуальность и уникальность.

Плодотворное мышление направлено на понимание сути вещей и явлений, отношений между ними. Плодотворное мышление – это не сообразительность (как дешевле купить и дороже продать).

Человек плодотворной ориентации способен творить в той специальности, которую он себе избрал. Такой человек может стать великим художником, конструктором, врачом, педагогом и пр. и полноценно реализовать себя в любой профессии.

 

Заключение

Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) – это врожденные особенности человека, которые обусловливают интенсивность и скорость реагирования на внешние раздражители, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу.

Понимание темперамента и характера как собственного, так и других людей помогает юристам более эффективно взаимодействовать с субъектами правоприменительной деятельности и достигать профессиональных целей.

Список литературы

1. Бородина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 1997.

2. Основы психологии и педагогики высшей школы. М.: МГУ, 1986.

3. Психология и педагогика. Под ред. Радугина. М.: МГУ, 1996.

4. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1997.

5. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2003.

6. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2002.

7. Личко А.Е.. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте виды темперамента.

2. Может ли темперамент человека измениться с возрастом?

3. Влияет ли темперамент на адаптацию человека в коллективе?

4. В чем отличие экстравертов от интровертов?

5. Раскройте классификацию характеров по Э. Фромму.

6. Заполните таблицу № 4.


Таблица № 4

Классификация характеров по Э. Фромму

  Неплодотворные ориентации Плодотворная ориентация
  Рецептивная Эксплуататорская Стяжательская Рыночная
Отношение к себе          
Отношение к другим людям          
Отношение к делу          

 

7. В чем сходство всех неплодотворных ориентаций характера?

8. Определите тип темперамента для каждой пары картинок.


ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

План:

1. Понятие о девиантном (отклоняющемся) поведении, виды и причины отклонений.

2. Виды девиантного поведения:

2.1. Зависимое (аддиктивное) поведение.

2.2. Суицидальное поведение.

2.3. Преступное (делинквентное) поведение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.019 с.)