Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о потребностях и мотивах поведения
В самом простом определении потребность – это то, в чем человек чувствует необходимость. Субъективно потребности переживаются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений. В результате удовлетворения потребностей у человека возникают положительные эмоции, в противном случае – отрицательные. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья. Потребности могут быть: · биологическими – в пище, тепле и др.; · материальными – обеспечить комфортность условий жизнедеятельности; · духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; · социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности человека отличны от аналогичных потребностей у животных. Например, потребность в заботе о потомстве у животных имеет форму материнского инстинкта, а у человека обусловлена сознательным желанием заботиться о своих детях (существование материнского инстинкта у человека не доказано). Потребности тесно связаны с мотивами. Мотив – это причина поступка человека. Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность. Мотивы могут быть различными: интерес к содержанию и процессу деятельности, материальная выгода, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности. Выделяют следующие основные виды мотивов: - мотив самоутверждения, - мотив идентификации, - мотив власти, - мотив саморазвития, - мотив достижения, - просоциальные мотивы, - мотив аффилиации, - негативные мотивы. Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Также к мотиву самоутверждения относится стремление к престижу (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Мотив идентификации. Идентификация с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются копировать других людей в своих действиях. Идентифицируясь с киногероем, подросток становится смелее; отождествляясь с отцом, малыш стремится быть таким же сильным и умным, как его папа.
Мотив власти – это стремление господствовать над другими людьми и руководить ими. Движимый мотивом власти, человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы занять руководящую позицию в группе и получить влияние на отдельных людей или коллектив. Мотив власти является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными. Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию – это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели нам. Мотив достижения – это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотива достижения. Человек с сильным мотивом достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Просоциальные мотивы. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация человека с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Например, политик, который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства. Мотив аффилиации. Аффилиация – это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к общению. Аффилиативное общение – это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Человек, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. Но в таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и такое общение с аффилиативным мотивом ничего общего не имеет.
В аффилиативном общении удовлетворяются потребности в любви, в симпатии, в понимании и эмоциональной поддержке. Негативные мотивы. Человека побуждает к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Формы негативных санкций, которые вызывают негативную мотивацию, разнообразны: словесное наказание (осуждение, замечание и т.п.); материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, лишение свободы); физическое наказание. Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только в период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на поведение человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Мотив преступления – внутренняя побудительная причина преступного деяния. Элемент субъективной стороны преступления. В отдельных случаях, предусмотренных УК РФ, мотив преступления является обязательным или квалифицирующим признаком состава преступления. Может служить отягчающим или смягчающим наказание обстоятельством. В правовых нормах мотив преступления может быть указан в терминах «побуждение» или «заинтересованность». Например, ст. 153 УК РФ предусматривает ответственность за подмен ребенка, совершенный из корыстных или иных низменных побуждений. В ст. 292 УК РФ (служебный подлог) говорится о корыстной или иной личной заинтересованности. Преступные мотивы можно разделить на две группы: низменные и лишенные низменного содержания. Низменные мотивы служат основанием для установления или усиления уголовной ответственности (корыстный мотив, мотив национальной, расовой, религиозной ненависти, хулиганский мотив, мотив кровной мести и др.). Лишенные низменного содержания мотивы не ведут к усилению уголовной ответственности (мотив трусости, мотив сострадания и др.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.013 с.) |