Понятие о потребностях и мотивах поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о потребностях и мотивах поведения



 

В самом простом определении потребность – это то, в чем человек чувствует необходимость. Субъективно потребности переживаются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений. В результате удовлетворения потребностей у человека возникают положительные эмоции, в противном случае – отрицательные. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

Потребности могут быть:

· биологическими – в пище, тепле и др.;

· материальными – обеспечить комфортность условий жизнедеятельности;

· духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

· социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности человека отличны от аналогичных потребностей у животных. Например, потребность в заботе о потомстве у животных имеет форму материнского инстинкта, а у человека обусловлена сознательным желанием заботиться о своих детях (существование материнского инстинкта у человека не доказано).

Потребности тесно связаны с мотивами. Мотив – это причина поступка человека. Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность. Мотивы могут быть различными: интерес к содержанию и процессу деятельности, материальная выгода, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности.

Выделяют следующие основные виды мотивов:

- мотив самоутверждения,

- мотив идентификации,

- мотив власти,

- мотив саморазвития,

- мотив достижения,

- просоциальные мотивы,

- мотив аффилиации,

- негативные мотивы.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Также к мотиву самоутверждения относится стремление к престижу (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации. Идентификация с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются копировать других людей в своих действиях. Идентифицируясь с киногероем, подросток становится смелее; отождествляясь с отцом, малыш стремится быть таким же сильным и умным, как его папа.

Мотив власти – это стремление господствовать над другими людьми и руководить ими. Движимый мотивом власти, человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы занять руководящую позицию в группе и получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Мотив власти является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.

Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию – это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели нам.

Мотив достижения – это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотива достижения. Человек с сильным мотивом достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Просоциальные мотивы. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация человека с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Например, политик, который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Мотив аффилиации. Аффилиация – это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к общению. Аффилиативное общение – это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Человек, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. Но в таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и такое общение с аффилиативным мотивом ничего общего не имеет.

В аффилиативном общении удовлетворяются потребности в любви, в симпатии, в понимании и эмоциональной поддержке.

Негативные мотивы. Человека побуждает к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Формы негативных санкций, которые вызывают негативную мотивацию, разнообразны: словесное наказание (осуждение, замечание и т.п.); материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, лишение свободы); физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только в период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на поведение человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

 

Мотив преступления – внутренняя побудительная причина преступного деяния. Элемент субъективной стороны преступления. В отдельных случаях, предусмотренных УК РФ, мотив преступления является обязательным или квалифицирующим признаком состава преступления. Может служить отягчающим или смягчающим наказание обстоятельством.

В правовых нормах мотив преступления может быть указан в терминах «побуждение» или «заинтересованность». Например, ст. 153 УК РФ предусматривает ответственность за подмен ребенка, совершенный из корыстных или иных низменных побуждений. В ст. 292 УК РФ (служебный подлог) говорится о корыстной или иной личной заинтересованности.

Преступные мотивы можно разделить на две группы: низменные и лишенные низменного содержания. Низменные мотивы служат основанием для установления или усиления уголовной ответственности (корыстный мотив, мотив национальной, расовой, религиозной ненависти, хулиганский мотив, мотив кровной мести и др.). Лишенные низменного содержания мотивы не ведут к усилению уголовной ответственности (мотив трусости, мотив сострадания и др.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.013 с.)