Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование1
Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проник- новением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея кван- тификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, ко- торый полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было вве- дено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, есте- ствоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важ- нейшее направление исследований в экспериментальной психологии того време- ни. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить на «матема- тическом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится к измерению более сложных психических функций. В связи со сказанным интересно отметить, что стимулы к изучению индивиду- альных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиоло- гии и медицины. В 1816 г. Фридрих Бессель, астроном из Кенигсберга, прочел в
Здесь и далее термином «психологическое тестирование», как это принято за рубежом, обозначает- ся то направление психологических исследований, которое связано с измерением индивидуальных различий. 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 13
«Астрономическом журнале» о том, что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина его увольнения была в том, что он неоднократно отмечал время «паде- ния» звезд почти на секунду позже своего начальника. Заинтересовавшись этой историей, Бессель провел исследование и обнаружил заметную разницу между временем реакции на «падение» звезды у различных людей. Он предложил вычис- лять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия в известном смысле побудила физиологов и психологов к изучению индивидуальных различий во времени реакции.
Наиболее значительный вклад в направление, получившее название «менталь- ной хронометрии», внес голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889). Он пред- положил, что время, затрачиваемое на реакцию свыше определенной Гельмголь- цем скорости прохождения нервного импульса (определялась при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на разных расстояниях), следует относить к психическим процессам. Он выделил несколько типов реакций. Реакция Л — испытуемый знает, какой раздражитель будет воздействовать и какой реакцией нужно на него отвечать. Реакция В — на разные раздражители обследуемый отве- чает разными движениями. Реакция С — при предъявлении нескольких стимулов необходимо было реагировать только на один из них. Вычитая Л из В (простая психическая реакция), Дондерс получал, как он предполагал, скорость таких пси- хических процессов, как выбор и представление. В том случае, когда из С вычита- лось Л, получалось время различения, а при вычитании С из В — время выбора. Основным в этих исследованиях является то, что психическое становилось осо- бой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии. М. Г. Ярошевский (1976) высказывает мнение о том, что дифференциально- психологическое изучение человека не простое логическое развитие эксперимен- тальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в пер- вую очередь медицинской и педагогической, затем — индустриальной. С этим в какой-то мере следует согласиться, но необходимо помнить и о том, что экспери- ментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивиду- альных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем са- мым — к индивидуальным различиям.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.199 (0.003 с.) |