Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель интеллекта по Гилфорду
Необходимо сразу подчеркнуть, что для американского психолога Гилфорда (Guil- ford, 1967) факторный анализ — средство подтверждения теоретической обосно- ванности предлагаемой модели интеллекта, а не инструмент ее построения. Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта об- разуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в ко- торой она производится (содержание), и получаемого в итоге результата (рис. 4.3). Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое измерение моде- ли: понимание информации (С), запоминание (М), дивергентное мышление, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информаци- ей (D), конвергентное мышление, или производство логически обоснованных вы- водов (N) и оценивание — сравнение и оценка информационных единиц по опре- деленному критерию (Е). Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявле- ния информации. Предъявляемая информация, согласно Гилфорду, может быть образной (F), символической (5), семантической (М) и поведенческой (В). Третье измерение — это продукт, результат приложения определенной интел- лектуальной операции к конкретному содержанию. Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов, единиц (U), классов (С), отношений (R), систем (S), трансформаций (Т) и импликаций (I). Таким образом, предполагает- 4.3. Структура интеллекта
Рис/4.3. Модель структуры интеллекта по Гилфорду
ся существование 120 (5x4x6) факторов интеллекта, каждый из которых вклю- чает сочетание трех условных обозначений, соответствующих типу операции, форме предъявления информации и полученному результату. Так, способность распознания в изображениях скрытых, «зашумленных» объек- тов получает обозначение CFU (операция — обнаружение, узнавание; содержа- ние — образное; результат — единица, элемент информации). Способность к оцен- ке мотивов поведения другого человека — CBI (операция — распознавание; содер- жание — поведение; результат — импликация, или вывод, логически связанный с информацией, но выходящий за ее пределы). До последнего времени эксперимен- тально были выделены около 88 факторов и разработаны определяющие их тесты.
Факторы, выделенные в модели, считаются ортогональными (независимыми), что исключает существование факторов высшего порядка. Тем самым эта теория отрицает общую основу интеллекта. По данным Гилфорда, 18 % всех величин ко- эффициентов корреляции между отдельными тестами располагаются в интерва- ле от -0,10 до +0,10 (8677 из 48140 коэффициентов), а в 24 % случаев следует по- лагать нулевую гипотезу (r = 0). На первый взгляд, эти данные не подтверждают существования общего фактора интеллекта. Однако даже если признать получен- ные результаты полностью достоверными, в 76 % случаев r > 0, несмотря на тща- тельный подбор факторов интеллекта таким образом, чтобы они были независи- мыми. Поэтому модель не позволяет объяснить значительное количество корре- ляций больше нуля, ибо их наличие заставляет предположить существование общих факторов. 188 Глава 4. Измерение интеллекта
При этом заметим, что Гилфорд далеко не всегда стремился быть объективным в своих исследованиях, например обследовал специфические выборки испытуе- мых, где исключалось влияние общего фактора интеллекта/ Весьма существенно и то, что понятие «интеллектуальные способности» трактуется весьма широко. Скажем, чувствительность испытуемого к эмоциональным состояниям других лю- дей, понятая как способность, возможно, не имеет непосредственной связи с об- щим интеллектом. В западной психологической литературе, посвященной этой модели интеллекта, немало указаний на невоспроизводимость многих факторов Гилфорда, отсутствие их четкой дифференциации, а также слабую прогностиче- скую эффективность предлагаемых тестов, которая не превосходит результатов, полученных с помощью тестов, опирающихся на признание общих способностей. Теоретические представления Гилфорда по сути своей смыкаются с теми фактор- ными теориями, в которых интеллект расщепляется на множество независимых способностей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.046 с.) |