Назовите основные теории происхождения восточных славян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите основные теории происхождения восточных славян.



Теории возникновения славянских народов

Миграционная теория Восточнославянская ветвь выделилась в первые века н.э. из общеславянской племенной группы, восходившей к индоевропейской общности, и мигрировала на восток в связи с великим переселением народов; общеславянская прародина – бассейн реки Вислы и Дуная. Автохтонная теория Прародина восточных славян – бассейн реки Припяти, Среднее Поднепровье; восточные славяне – автохтоны, коренное население этих мест, живущее здесь с незапамятных времён; начиная с ХУ в. до н.э., они прошли ряд этапов своего развития.

«…Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели. Так … славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота, впадающей в Двину… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славяне (по-древнерусски – словени) и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

…(От полочан) произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в Верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне… Бужане… сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами… Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они… до самого моря… радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили название вятичи.

А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозвались потому, что сидели в поле, а язык был общий – славянский».

5. Назовите и объясните основные теории образования раннефеодального государства у восточных славян.

Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет». В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. «Земля наша велика и обильна, но порядка (наряда) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика, Аскольд, отправившись на юг «в греки», захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и объединил под своей властью Киев и Новгород. Таков летописный рассказ о начале русской государственности.

Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники

Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. так называемой «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Наконец, были и такие русские ученые, которые вообще отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых.

Современный взгляд на вопрос о возникновении государственности у восточных славян сводится к следующему:

> большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе;

> но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена — Олег, Игорь, Ольга).

Некоторые историки считают, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в первоначальный текст «Повести временных лет» при переработке его по указанию киевского великого князя Владимира Мономаха;

> дискутируется также вопрос о том, кто такие сами варяги. Норманнисты настаивают на том, что они были скандинавами. Российские историки на основании летописей утверждают, что варяги — это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племен). Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с местной знатью. Но русские цари вплоть до Федора Ивановича(1584—1598 гг.) называли себя Рюриковичами.

  1. Укажите не менее 4 предпосылок возникновения государства у восточных славян.

Признаки государства

1. существует территория, на которую распространяются законы государства.

2. создаётся система управления и появляется слой профессиональных управленцев получающих за это вознаграждение

3. с населения собираются налоги на содержание аппарата управления и проведения своей политики

4. создаются законы обязательные для всех, регулирующие взаимоотношения между различными слоями и, прежде всего между властью и обществом

5. появляется институт гражданства (подданства) т.е. человек становится гражданином с момента рождения и подчиняется законам государства

6. возникает суверенитет государственной власти, т.е. её независимость в создании законов и главенство над другими властными институтами (семьёй, родом, племенем)

7. появляется идеология, способствующая консолидации (объединению) людей и осознанию своего единства

8. существует международное признание суверенности власти на определённой территории

Предпосылки возникновения государства у славян:

1. разложение родоплеменного строя привело к выделению и обособлению знати, которая стремилась закрепить за собой часть общинной собственности (в первую очередь землю). Появление собственности у знати приводило к её заинтересованности в силе, способной оградить их собственность от посягательства соплеменников и они поддерживают князя (главу дружины) претендующего на верховную власть, что ведёт к отрыву князя и дружины от родовой общины и превращению князя в наследственного правителя, а его дружину в профессиональное войско.

2. закрепление земли за знатью происходило в результате прямого её захвата у общины, присвоение участков общинников-должников или погибших в военных походах или наделение землёй своих дружинников. Обезземеливание крестьян-общинников вынуждало их брать участки в пользование у знати за плату или отработку, что приводило к возникновению феодальных отношений, т.е. появлению управителей и управляемых, людей разных сословий и классов.

3. Отделение князя и дружины от родовой общины создавало необходимость изыскания средств на их содержание и вводится обложение общинников данью, т.е. устанавливается система обложения налогами населения.

4. Набеги воинствующих кочевников на Русь создавало необходимость организации надёжной защиты, что приводило к усилению роли князя и его дружины.

 

  1. Объясните, почему Киевскую Русь историки называют раннефеодальной монархией?

Киевская Русь была раннефеодальным государством, поскольку ещё существовали пережитки первобытности. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый. В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). Позже месть была заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население вотчин.

В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

Основой экономики страны было натуральное хозяйство, которое обеспечивало народ и власть всем необходимым.

 

10. Расскажите о 2-3 памятниках культуры Руси домонгольского периода?

10.1. Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами.Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.

10.2. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем.

10.3. В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.130.77 (0.012 с.)