Организация производства (оп) как система научных знаний и область практической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация производства (оп) как система научных знаний и область практической деятельности



Плановые расчеты и показатели

Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям. Система показателей должна:

- охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

- обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

- обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

- быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

- ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

- соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

- иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

Показатели плана подразделяются на утверждаемые и расчетные; количественные и качественные; абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные.

Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).

С помощью стоимостных показателей выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах.

Количественные и качественные показатели выражаются как в натуральной, так и в стоимостной формах. Эти показатели характеризуют производственные и экономические процессы с разных сторон: количественные отражают объем, размеры, масштаб производства, качественные - интенсивные и структурные факторы, эффективность производства, качество работы.

Качественные показатели подразделяют на экономические и технико-производственные. К первым относятся показатели производительности труда, издержек производства и обращения, капиталоотдачи и т.д. Технико-производственные показатели применяют для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, а также рабочего времени. К ним относятся различные показатели (нормы производительности оборудования, использования производственных площадей, производственных мощностей, расходования сырья, топлива, затрат рабочего времени на производство единицы продукции и т.д.).

Абсолютные показатели характеризуют содержание плановых заданий в абсолютных величинах (объем производства, размер заработной платы, число голов скота и т.д.). Они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Относительные показатели характеризуют динамику соответствующих величин и их структуру.

Подавляющая часть показателей является расчетными. Утверждаемые показатели выступают в виде нормативов (формирования фондов, платежей, денежных средств); лимитов (допустимых предельных величин, потребления ресурсов и др.) и объемов бюджетного финансирования. К утверждаемым показателям относятся те, по которым оценивается выполнение плана. Они отражают наиболее существенные стороны развития предприятия. Число их ограничено. Для предприятия утверждаемые показатели обязательны. Их обоснование осуществляется на основе расчетных показателей, число которых не регламентируется.

В системе плановых показателей выделяют частные и обобщающие. Это позволяет наиболее обоснованно оценить выполнение плана, выявить причины, сдерживающие его эффективную реализацию.

Под плановыми расчётами понимают увязку плановых показателей с поставленной стратегической целью. Сущность плановых расчетов заключается в обосновании динамики плановых показателей на основе анализа составляющих их величин.

Плановые расчеты применяют как в текущем, так и в перспективном планировании. При этом используют различные способы и приемы расчетов. Наибольшее распространение в практике планирования получили следующие методы: обоснования плановых показателей по фактически достигнутому уровню; планирования на основе укрупненных экономических расчетов.

Метод обоснования плановых показателей по фактически достигнутому уровню основан на вычислении произведения базового показателя и предполагаемого темпа его роста (снижения). Однако этот метод имеет существенный недостаток. Он не учитывает изменения, которые могут произойти в будущем.

Метод планирования на основе укрупненных экономических расчетов предполагает обоснование планового показателя путем анализа составляющих его величин и определяющих их факторов.


6. Система планов предприятия, их взаимосвязь

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

Планы составляются на разные периоды времени. В зависимости от временного аспекта планы бывают: 1)оперативными (на сутки); 2) текущие планы (до года); 3)краткосрочные (до 3х лет); 4)долгосрочные (3-5лет); 5)прогнозы (более 5 лет). В современных условиях фирма сама выбирает горизонт планирования.

По назначению выделяются планы:

· определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;

· разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.

По содержанию планы отражают:

· основные направления развития организации;

· отдельные проблемы;

· детальную программу производственно – хозяйственной деятельности.

По периодам действия планы могут быть: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

1. Планирование производства; 2. План сбыта; 3. План материально-технического снабжения; 4. Финансовое планирование.

С точки зрения организационной структуры предприятия:

1. Общее планирование деятельности фирмы;

2. Планирование деятельности отдельных подразделений;

3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач: 1. Стратегическое или перспективное планирование; 2. Среднесрочное планирование; 3. Тактическое (текущее или бюджетное).

Взаимосвязь планов можно отобразить в виде схемы:

 

7 Стратегическое планирование предприятия

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий.

Стратегия экономической организации – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения этих целей. Или: разрабатывать стратегию действия фирмы – значит определять общие направления ее деятельности.

Стратегическое планирование внутрихозяйственной деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. Предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений. Поэтому сейчас стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников. Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий долгосрочный период. Современное предприятие — это организованная система или целенаправленная на производство товаров и услуг организация, которая является частью экономической системы. Общими элементами той и другой системы выступают люди, персонал работников, имеющих свои собственные экономические цели. Следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных людей — его основных элементов и всего государства.В долгосрочном планировании деятельности предприятия необходимо выделять три независимых уровня ответственности за достижение соответствующих целей: организация, персонал и государство. В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы. В настоящее время содержание стратегического планирования на государственном уровне определяется взаимодействием правительственного регулирования экономики, индикативного планирования и экономического прогнозирования. Стратегическое планирование на микроуровне - основа взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений. 1)Стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен. 2) Стр. план устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия. 3) Он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации. 4)Стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды. 5) план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период. 6) создает основу для распределения ограниченных комических ресурсов. 7) Стр.план. демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента. Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций: 1) определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия; 2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии; 3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка; 4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического роста фирмы; 5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции; 6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств: достижения поставленных задач; 7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. Приведенная схема стратегического планирования применима на всех отечественных предприятиях, больших и малых, производящих товары и оказывающих услуги, коммерческих и некоммерческих.

Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании. Ответственность за разработку стратегии несет, прежде всего, руководство организации, т.к. стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата менеджером.


Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития)

Научно-техническое и социальное развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, техно­логии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, по­вышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников н их жилищных и культурно-бытовых условий.

Необходимость разработки плана научно-технического и социального развития предприятия (НТ и СРП) вызывается дей­ствием следующих основных факторов:

· рост сложности выпускаемых изделий, повышение качест­ва продукции и выпуск принципиально новых видов продукции;

· моральное и физическое старение техники и технологии;

· потребность в сбережении всех видов ресурсов;

· изменения в организации производства, условий труда;

· необходимость решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д.

Цель планирования НТ и СРП создать материальные ус­ловия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются.

Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рынка - обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств. Те предприятия и компании, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития устойчиво оказываются сильными, прибыльными и уважаемыми в мировом деловом сообществе. Потенциал предприятия - совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты вся кой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п.В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;3) анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии;4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.Таким образом, повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на действующем рынке.

Планирование производства и сбыта продукции (расходной части балансов энергии и мощности)

Всю работу по планированию эксплуатации энергосистемы можно разделить на 3 этапа: 1)определение спроса на электро- и тепло-энергию; 2)планирование производственных возможностей энергосистемы; 3)разработка баланса энергии и мощности (он включает планирование расходной и приходной частей).

1. В электроэнергетике определяется кол-во потребляемой энергии и в годовом, сезонном и суточном разрезе; режим потребления - в годовом, суточном и месячно. При планировании использует след. методы: "по заявкам" потребителей с указанием кол-ва энергии и режима потребления; метод аналогии с предыдущим периодом; метод аналогии с близким по характеру потребления потребителем.

2. При планировании производственных возможностей определяется выработка э/э каждой станции. Точность планирования зависит от структуры энергосистемы. Увеличение ддоли ГЭС снижает точность, т.к. мощность ГЭС определяется вероятностными факторами.

3. Планирование расходной части балансов предполагает:

- установление годового максимума нагрузки и выработки энергосистемы и отдельных станций.

- определение месячного максимума нагрузки и выработки

- определение среднесуточного режима потребления для каждого месяца

Планирование годового максимума нагрузки необходимо с целью определения потребности в строительстве новых энергетических объектов и объема перетоков энергии и мощности.

При планировании режима суммарной нагрузки в основе лежат следующие положения:

- состав потребителей резко не меняется, при этом доля потребителей с непрерывным производством остается постоянной, таким образом, конфигурация графика нагрузки рабочего дня является устойчивой;

- учет новых потребителей осуществляется с применением метода заявок.

При уточнении месячных плановых заданий необходима проработка режимов работы станции в выходные, праздничные и предпраздничные дни.

Использование трех характерных графиков нагрузки недостаточно для разработки баланса. Фактические графики нагрузки неизбежно будут отклоняться от плановых.

Отклонение максимумов нагрузки возникнет как по абсолютной величине, так и по величине отклонений. Это связано с нерегулируемыми колебаниями нагрузки. Поэтому необходимо установить величину превышения абсолютного максимума над средним.

Планирование графиков нагрузки усложняется при подключении крупных энергоемких потребителей, мощность которых соизмерима с приростом мощности остальных потребителей.

Планирование приходной части балансов нагрузок и мощности.

Разработка приходной части баланса нагрузок и мощностей осуществляется при помощи построения годового графика располагаемой мощности и графиков ремонтов оборудования. Мощность на начало года не равна мощности на конец года за счёт ввода новых мощностей.

Разница между установленной мощностью и абсолютными максимумами нагрузки образуют резерв мощности, который используется для проведения ремонтов и аварийного резерва. Таким образом, приходная часть показывает располагаемую мощность системы.

Данный баланс составляется в виде таблиц и графиков управлением энергосистемы с привлечением отдельных энергетических предприятий.


Планирование ресурсного обеспечения предприятия

Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.

Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства.

Существует два подхода к совершенствованию перспективного планирования ресурсов:

1) необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов;

2) возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.

В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:

– определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;

– установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;

– выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;

– согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;

– расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

– определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.

При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных категорий персонала и других ресурсов длительного применения экономисты-плановики обычно рассчитывают следующие важнейшие показатели:

1. Сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут использоваться?

2. Какое количество ресурсов будет в наличии в необходимом месте и в планируемое время, если поведение предприятия и среды останется в будущем неизменным?

3. Каков разрыв между требующимися и имеющимися ресурсами на предприятии?

4. Как устранить этот разрыв, и какие источники лучше для этого использовать?

5. Каковы будут затраты на устранение разрыва в потребности различных ресурсов?

Ресурсное обеспечение предприятия охватывает:

· материальные ресурсы (сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергия, оборудование, транспорт, средства связи, аппаратура и др.);

· трудовые ресурсы (работники всех категорий);

· финансовые ресурсы (текущие денежные средства, долго­срочные инвестиции, кредиты, ценные бумаги);

· информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая и др. информация).

Соответственно каждому виду ресурсов может разрабаты­ваться свой план: план материально-техническою обеспечения (МТО), план по труду и кадрам, финансовых план и план информационного обеспечения.


Планирование издержек и результатов

Основными задачами планирования издержек производства и реализации продукции являются: -калькулирование себестоимости продукции; -поиск путей снижения издержек на основе анализа основ­ных технико-экономических факторов; -составление сметы затрат на производство продукции, -расчёт результатов деятельности предприятия; -оценка эффективности деятельности предприятия.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых ресурсов и выполняе­мых работ и услуг, связанных с производством конечной продук­ции предприятия. В теории и практике планирования принято различать, два основных признака группировки затрат:

· по экономически элементам;

· по калькуляционным статьям за­трат.

Кроме этого, затраты различаются но следующим призна­кам:

· по способу отнесения на себестоимость единицы продук­ции - прямые и косвенные;

· по степени участия в производственном процессе - основные и накладные;

· по своему составу (степени однородности) - простые (од­ноэлементные) и комплексные;

· по характеру зависимости от изменения объёма производ­ства условно-постоянные и условно-переменные и т.д.

Экономические условия, сложившиеся при переходе к рынку и свободной конкуренции, явились причиной возникнове­ния и развития системы управленческого (производственного) учета «директ-костинг», в основе которой лежит целостная теория классификации затрат на постоянные и пере­менные.

Прибыль – результирующий и обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении количественную и качественную стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. В современных условиях прибыль является основ­ным источником для развития предприятия, в первую очередь ею производства, для материального стимулирования работников предприятия, реализации социальных программ. Прибыль пред­приятия формируется из следующих источников:

· доходов (прибыли) от реализации

· доходов от реализации основных средств и иного имуще­ства предприятия;

· и др истоников.

Прибыль (убыток) от реализации (Пр) рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах (без налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и таможенных пошлин) и её себестоимостью (Сед) с учётом объёма продаж (Вр) по формуле

Пр = ∑(Цед - Сед) · Вр

Прибыль планируется двумя основными способами: мето­дом прямого счёта и аналитическим методом. При использовании прямого счета прибыль, исчисляется по каждому виду продукции, работ, услуг, а затем суммируется.

Прибыль от реализации товарной продукции (Прпл) плани­руется следующим образом:

Прпл = Пнач + Птп - Пкон

где: Пнач, Пкон - прибыль в товарных остатках соответст­венно на начало и конец планируемого периода; Птп - прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде.

Балансовая (валовая) прибыль (Пвалпл) рассчитывается по формуле:

Пвалпл = Прпл + Ппроч +Двнереал

где: Ппроч - прибыль от прочей реализации; Двнереал - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

При аналитическом методе планирования прибыли уровень рентабельности товарной продукции предшествующего (базово­го) периода охватывает весь планируемый период. Кроме того, учитывается изменения объёмов производства, себестоимости продукции и остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.

Рентабельность служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также его конкурентоспособности и доходности. Показатель рентабельно­сти в общем виде представляет собой угнетение суммы прибыли к затратам на её получение.

 

12 Финансовое планирование -Это определение целей организации в денежном их эквиваленте путем формирования и контроля выполнения планов доходов и расходов, которые основываются на существующих финансовых ресурсах и учитывают внешние условия деятельности организации.

Цель финансового планирования на предприятии — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Содержание финансового планирования и прогнозирования.

Исходя из целей, перечисленных выше, внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:

- анализ финансовой ситуации и проблем(изучение фактических данных за предыдущий период);

- прогнозирование будущих финансовых условий(для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия);

- постановка финансовых задач(определение на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств);

- выбор оптимального варианта(на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия);

- составление финансового плана(составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов);

- корректировка, увязка и конкретизация финансового плана(состыковка показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, в установлении конкретных сроков их достижения);

- выполнения финансового плана(процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты);

- анализ и контроль выполнении плана(определение фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставление с плановыми показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений).

Методы финансового планирования и прогнозирования:

· Расчетно-аналитический метод. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

· Балансовый метод финансового планирования и прогнозирования применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся и наличии средств и потребности в их использовании.

· Нормативный метод финансового планирования и прогнозирования используется при наличии установленных норм и нормативов.

· Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них.

К объектам финансового планирования относятся: выручка от реализации продукции, услуг и прибыль; амортизационные отчисления; объем оборотных активов и их прирост; ресурсы в капитальном строительстве; платежи в бюджет; взносы во внебюджетные фонды.

В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

· определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;

· увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

· выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;

13 Организация планирования на предприятии.

Планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмента.

В процессе планирования принимают участие: высшее руководство организации; команда плановиков; руководители и специалисты подразделений.

Высшее руководство является архитектором процесса планирования, определяет его основные фазы и последовательность планирования; разрабатывает стратегии фирмы и принятие решений по стратегическому планированию; определяет общие цели ее развития и основные способы их достижения.

Руководство среднего и низшего звена, а также специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных планов. Их обязанности – это анализ внутренней и внешней среды организации, составление прогнозов. Руководители подразделений и штатные работники объединяются в оценке альтернативных стратегий, предложенных для организации.

В энергетике при составлении плана нельзя, как это делается в других отраслях промышленности, ориентироваться только на потребность в том или ином объеме продукции предприятия (в данном случае – энергии) на планируемый период. Необходимо предусматривать и режим ее производства. Планирование деятельности энергоснабжающих систем, а также отдельных энергетических предприятий должно отражать в себе все особенности энергетического производства и строиться с их учетом.

На организацию планирования в энергетике влияют особенности самой отрасли, такие как:

1)неразрывность и практически полное совпадение во времени процессов производства, распределения и потребления энергии.

2)Неравномерность графика производства и потребления энергии

3)должны удовлетворяться потребности энергоприемников не только в энергии, но и в покрытии их энергетической нагрузки (т.е. потребляемой мощности). Только при этих условиях может быть обеспечено бесперебойное энергоснабжение потребителей, т.е. выполнена основная задача энергетического производства.

4)обеспечение качества теплоэнергии и влияние на нее энергоприемников потребителей.

5)учет теплоэнергии и расчеты с ее потребителями. Так как продукция энергопроизводства поставляется потребителю и расходуется присоединенной теплоустановкой практически без участия энергосистемы, требуется обеспечить полный учет взятой потребителем продукции и расчеты за нее в соответствии с заданным режимом работы энергоустановки и особенностями энергоприемников. Расчеты за теплоэнергию производятся по тарифам, дифференцированным по группам потребителей и в зависимости от характера потребления тепловой энергии.

Особенности планирования в условиях энергетического предприятия характеризуются отсутствием у предприятия возможности произвольно регулировать режим производства энергии и тем самым лишают его основного средства улучшения эксплуатационных показателей. Предприятие может маневрировать лишь в направлении выбора экономичного режима совместной работы элементов оборудования.

Параллельная работа электрических станций создает условия, которые наряду с непосредственной зависимостью режима производства энергии от режима ее потребления обусловливают систематические отклонения производственной обстановки эксплуатации отдельных станций от предусмотренной планом. Гидрометеорологические причины, топливный фактор и ряд других обстоятельств вызывают необходимость вносить в план выработки и в режим отдельных станций существенные оперативные изменения.

Все это должно учитываться не только на стадии планирования, но и при оценке работы энергетической системы в целом и, особенно, входящих в нее станций.

Таким образом, важнейшими положениями, вытекающими из особенностей энергетического производства и подлежащими учету при планировании являются:

а) ограничение оперативно-производственной самостоятельности энергетических предприятий;

б) необходимость гибкого оперативного планирования производственных программ и заданий в повседневной работе.


14 Программные продукты и их использование в планировании

Современные предприятия используют компьютерные технологии во всех сферах своей деятельности. Широкое внедрение компьютерной техники и информационных технологий в планирование современного сложного производства во многом способствуют достижению высоких конечных результатов на предприятии. Любая компьютерная система планово-экономических расчетов является, прежде всего, сложной человекомашинной системой, в которой главную роль играет экономист-менеджер. Полная система автоматизированного планирования состоит обычно из компонентов технического и программного обеспечения, обслуживаемых или используемых человеком. В состав технического обеспечения входят центральный процессор или главный компьютер, несколько рабочих мест или станций и разделяемых периферийных устройств. Современные персональные компьютеры могут применяться как для многопользовательских систем с несколькими рабочими станциями, так и для обеспечения отдельных видов плановой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.088 с.)