Проблема правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема правового государства



 

Сам термин возник в начале 19го века в работах известных юристов правоведов. Представители немецкой классической философии его не использовали (кроме Фихте, который отождествлял правовое государство с торговым государством).

Кант употреблял другой термин – всеобщее гражданское правовое общество, это общество, в котором живут свободные люди, то есть это люди, находящиеся в антагонизме.

Методологическое значение сегодня: надо различать правовое государство и ВГПО, тогда отпадут происки тех идеологов, которые спекулируют на омонимах (идеальное государство, правовое государство). Если в конституции государства – правовое государство, это не значит, что утопия осуществилась, но такая норма определяет тенденции государственной деятельности, направленные на формирование гражданского общество (при этом государство должно признавать себя правовым субъектом, признавать за собой правовые обязанности, предусмотренные законом). Государство должно способствовать созданию условий формирования гражданского общества (развитие образования, просвещения, культуры, науки).

Гегель считал, что у государства есть 2 функции: 1- нравственная; 2- установление и сохранение порядка.

Правовое государство нельзя отождествлять с идеальным государством, и с точки зрения немецкой классической философии права и многих представителей русской ФП, необходимым основным условием совершенствования государства в направлении к реализации правового идеала является просвещенность, образованность, и культура граждан.

Гегель: «Государство – это манифестация народного духа». Государство хорошо, когда народ просвещен, образован.

Соотношение права и закона

Идет от Спинозы: соотношение модуса и субстанции. Субстанция – государство, право. Модус – закон. Эта модель методологически эффективна. Фундаментальное отношение сущности и существования.

Проблема соотношения права и закона, методологически решается на основе диалектической пары «сущность и существование». Право – субстанция, дух права. Закон – это производное от субстанции, которая может ей соответствовать в большей или в меньшей степени, а может и не соответствовать. Гегель считал, что законы должны выполняться, даже если они дурные, или не соответствуют субстанции.

Гегель считал, что нарушение даже дурного закона – прецедент нарушения права вообще. Если «обходить дурной закон», а не пересматривать его в соответствии с существующими нормами, это продляет жизнь дурного закона, и препятствует совершенствованию данного закона.

С точки зрение Гегеля, закон освобождает человека, служит человеку, это формула освобождения через подчинение и обязанности.

· Закон освобождает человека от посягательств других субъектов на его собственность и достоинство.

· Закон дает человеку возможность разумно располагать последствиями своих действий.

· Закон освобождает человека от бремени мучительных рефлексий о должном и запретном. Анри Берксон, лауреат нобелевской премии, говорил о том, что закон должен соблюдаться как законы природы. Закон придает человеку силы побороть себя. Джон Роллс говорил, что никто не станет с удовольствием платить налоги, но каждому человеку внутренне необходимо быть уверенным в том, что налоги заплатят и другие тоже. Оказывается, правовое принуждение необходимо человеку экзистенциально (для души).

Соотношение морали и права

В праве, закон является источником гражданской свободы. А в морали, свобода является источником моральных законов. В праве, мотив поступка учитывается, но формально, и должен быть доказан. В морали – мотив поступка критериален, но не требует доказательств.

Кант выделял два вида поступков моральные и легальные. Моральные – поступки, единственным мотивом которых является следование моральному долгу. Даже вопреки влечениям, страстям, потребностям, выгодам. Легальный – поступок, который не нарушает моральных норм, но и не следует им. Мотивом этого поступком может являться и выгода, корысть, страсть.

В правовой – есть санкция, в моральной – ее нет. Право – институционально, мораль – нет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.005 с.)