Вопрос №1 Предмет философии права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1 Предмет философии права.



Философия права

 

Сайт - раздел «магистратура» найти содержание дисциплины, список литературы.

Курс основан на опубликованных источниках и литературе.

Семинары: 2 семинара. Прийти, зная те вопросы, которые прочитаны в курсе лекций. Уметь ориентироваться в этом материале. Быть готовым к аудиторным работам по этим вопросам. Рефераты не требуются.

 

Вопрос №1 Предмет философии права.

Предмет ФП это мировоззренческие и методологические основания юридического мышления, правосознания. В дореволюционной России философия права наряду с ТГП была обязательной академической дисциплиной. Отечественные ученые, наследие которых известно во всем мире создали бесценный капитал. Это наследие признается и принадлежит человечеству. Однако в советское время, философия права с 20х годов до 90х годов XX века не преподавалась и не развивалась как наука в СССР. За рубежом с наукой работали ученые иммигранты, развивали ее. (Ильин – гениальный русский юридический язык). В современном юридическом образовании, начиная с 1995 года, по 1998 год, философия права становится фундаментальной юридической дисциплиной и это является частью возрождения русской культуры, как составляющая такого рода национальной части.

Сейчас, философия права является обязательной дисциплиной федерального компонента (юридическое образование не возможно без ФП).

Правовая картина мира.

Философия права создает правовую картину мира. Краски, которыми создается эта картина, это язык того философского направления, дискурс которого используется для осмысления правовых феноменов общих и частных.

(Опр. Дискурс – совокупность или система правил словесного выражения содержания сознания, правосознания).

ПКМ – это социальная реальность, увиденная через призму права. ПКМ это правовое измерение социальной реальности. ПКМ это общество в правой системе координат, которое задается основными принципами, идеалами, ценностями права.

Философия права (Кант)

Автором словосочетания философия права является Гегель. Книгу философия права он издал до революции. В 1917-1918 он читал лекции по философии права. (можно найти). В этой работе Гегель определяет предмет философии права.

Предмет ФП это логика развития идеи права, разворачивающаяся в правовом мышлении как метод объективации(воплощения) культурных смыслов в институционально-предметных формах права.

(Задание – Задачи философии права сегодняшней юридической практики и теории. Задание №2: собрать материал, цитаты что такое юридическое мировоззрение (алексеев) и посмотреть что такое правосознание. Что такое правовой менталитет).

Гегель: идея права это идея свободы.

Кант: свобода без просвещения и образования это произвол и дикость.

Богдан Кистяковский: народ может быть тираном если он не образован.

Вопрос Современные дискуссии о предмете философии права

Нерсесянц – предмет ФП это соотношение права и закона. (это Гегелевская традиция: право это субстанция, а закон – модус).

Алексеев С.С.: Предмет ФП- это роль права для общества, значение права для общества.

- предмет ФП это право для человека.

Ершов Юрий – предмет ФП это социальные, гносеологические и ценностные.

Малинова И.П. – предмет ФП это юридическое мышление, правосознание. (Это кантовская, Гегелевская традиция, которая получила развитие в русской философии права).

Все концепции предмета ФП взаимно дополняют друг друга: в них выделены разные ракурсы подходов к философскому изучению права. Они взаимодополняют друг друга. (Разные типы правопонимания соотносятся также).

Лекция 4 (22.09.2012)

_______________________

Гегель более молодой современник Канта, Гегель понимает философию также как и Кант. (рефлексивная, понятийная). Когда Гегель создает философию права, создает новую философию права, отличную от Кантовской, но в рамках одного философского дискурса.

Нерсесянц пишет, что сам термин философия права принадлежит Гуго, но он понимает, что автором понятия и автором сочетания философия права является Гегель.

В предисловии «Философия права» Гегеля, Нерсесянц ни слово не говорит о Густаве Гуго.

________________________

Фихте.

 

1 Фихте: рефлексивный вывод понятия права.

Фихте вывел понятие права из местоимения «Я». Создал философскую категорию из «Я».

Ход рассуждений:

1. в «Я» изначально 2 интенции (внутренняя тенденция): А) все присвоить Б) обособиться.

2. Для того, чтобы обрести самосознание, стать предметом для самого себя, это самое «Я» должно контурировать свои границы.

Остальное - не я
Цена самосознания – самоограничение.

3. Для того, чтобы граница собственного «Я» была

Я
действительной, а не фиктивной, нужно признать за другими

такие же меры свободы и возможности, которые ты признаешь

за собой. (Закон обращаемости зла у Канта. Своим поведением мы

формируем поведение других). Своим поступком запускаем в мир правила, которым руководствовались когда совершали его, а оно может быть вернется к нам.

Это один из основных принципов Кантовской этики à будет прочитано потом.

Отсюда Фихте выводит рефлексивно основные принципы права, о которых писал Кант. «Разреши другим то, что ты разрешаешь себе». «Запрети себе то, что ты запрещаешь другим».

Таким образом Фихте рефлексивно выводит идею (понятие) права из оснований разума, из «Я».

Гегель: «Нельзя сказать, что у человека разум и воля разделены, существуют автономно. Воля разумна, а разум «волит».

Согласно этому выводу, право не возможно без индивидуальности, личности.

 

Фихте: человек и общество, гражданин и государство.

Ход рассуждений: 1. Природа наделила человека универсальными безграничными способностями, талантами. 2. Трагизм человеческого бытия в том, что его жизнь конечна, поэтому человек в принципе не может реализовать все имеющиеся у него от природы возможности. 3. Этот трагизм преодолим: то, чего не может человек, могут другие члены человеческого рода, и это наполняет его жизнь полнотой и смыслом.

По Фихте: человек – член рода. Фихте создал философию реал-идеализма, в которой мир это мир человека, и все что делает человек, он делает в своем мире. Он создал философское основание законопослушного поведения. Признание чего либо существующего = акт самообязывания.

_____________

Кант: право как основа человеческого прогресса

По Канту: 1. Природа наделила человека универсальными безграничными способностями, талантами.

2. Их реализация требует соответствующих усилий и забот. Никто на это добровольно не пойдет.

Для самореализации и самосовершенствования человеку нужен стимул. Таким универсальным стимулом является конкуренция (антогонизм между людьми). Теория Канта – Лютеранина, протестанта. Право – это рынок.

Вывод. Только право может установить необходимую меру этой конкуренции. Право лежит в основе человеческого прогресса.

 

Фихте: философское обоснование прав человека.

Русские представители философии права (Павел Новгородцев – автор лекций, известный в правовой мысли) выражали недоумение по поводу «противоречий» во взглядах Фихте: противоречия, на его взгляд, между следующими утверждениями- 1. «Государство вправе требовать от человека всех его сил и способностей без остатка». (Трансляция идей – Маркс заимствовал некоторые идеи от Фихте). 2. {Никто не смеет относиться к человеку как к вещи, навязывать ему даже в интересах этого человека, свою волю}.

(Комментарий: в чем суть противоречия? Здесь нет противоречия, потому что в концепции Фихте (и вообще в НемКлассФил) Никто не должен навязывать свою частную волю другому. В качестве уполномоченного, наделенного полномочиями лица, субъект должен предъявлять требование в соответствии со своим долгом (служебным). Кстати, у Канта нет формулы «относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». «Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствовался в своем поступке».) Метод это способ организации мышления, инвариантный (безразличный) к его содержанию. Кроме того, здесь нет противоречия, потому что с точки зрения Фихте, государство должно создавать людям условия для их всестороннего, свободного развития, защищать их устремленность к самосовершенствованию, для этого по Фихте надо, чтобы другие члены человеческого рода не разрушали своими действиями полноту, целостность, смысл бытия каждого члена общества, чтобы они самосовершенствовались, а не подвергались порокам.

Человек, осознавая себя членом рода, обретает полноту и смысл своего индивидуального бытия, потому что другие члены рода могут то, чего не может он. В жизни род индивид находит свою самореализацию. С этой точки зрения у государства есть экзистенциальная, бытийная задача. Это имеет большой методологический, мировоззренческий смысл для современной правовой политики, для современного законодателя, для современного государства: В чем заключается методологический смысл? Государство, законодатель, должны понимать, что они обязаны не то что бы делать каждого счастливым, а создавать для этого необходимые условия. По Фихте к числу таких необходимых условий относится возможность жить среди культурных, позитивно настроенных граждан.

С точки зрения Фихте, люди могут и должны лично свободно влиять друг на друга в сфере культуры.

 

Фихте: право на культуру

На всех научных конференциях по человеческому измерению обсуждается вопрос о структуре прав человека, и какое из этих прав базовое, основное. Варианты: Базовое право – право на жизнь, право на достойное существование. Однако, никто никогда не предлагает в качестве основополагающего в системе прав человека право на культуру. Фихте обосновывал именно этот подход.

С точки зрения Фихте, основным в системе прав человека является право на культуру, так как, не реализовав этого права, человек не может полноценно реализовать ни одно из своих неотъемлемых прав. (Право на культуру это право на правоспособность). (Если ты не реализовал право на культуру, то ты не можешь полноценно приватизировать свои права). Именно в сфере культуры люди могут оказывать друг на друга личностное влияние, способствуя полноценной самореализации.

Содержание права на культуру: 1. Право на доступ к культурным ценностям и их защиту. 2. Право на образование, просвещение. 3. Право жить в среде воспитанных, образованных, просвещенных людей.

 

Проблема правового идеала

Кант выделял две стороны правового идеала: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона правового идеала это его ментальная обеспеченность. Внешняя – государственно-правовые институты, которые обеспечивают реализацию социальных и правовых ценностей.

Гегель рассматривал вопрос о тенденциях развития права и государства как бесконечное движение к идеалу («в бесконечной смене поколений»). Гегелю приписывают, что он считал прусскую монархию, лютеранскую религию, и свою философскую систему абсолютной окончательной реализацией идеала.

Фихте: Государство и право это формы «не я», отчужденные от «я». Движение к реализации государственного и правового идеала это вторичное очеловечивание отчужденных государственно-правовых форм – через наполнение «не я» содержанием, отвечающим природе «я» (Гегель: «совершенствование права не возможно без того, чтобы законы отражали человеческую природу).

Павел Новгородцев: считал, что реализация правового и государственного идеала лежит на путях обеспечения достойного человеческого существования. Во имя достоинства личности право должно взять на себя заботу об обеспечении человека условиями достойного существования.

 

Лев Толстой: Вообще отрицал право, считал его порождением насилия, поэтому не видел самой возможности рассуждать о правовом идеале.

Соловьев (умер в 1900г.): «Мы в России любим укоренять возникшее не у нас, но понравившиеся нам идеалы, нисколько не заботясь о том, готов ли к ним наш народ. Если так будет продолжаться, люди злонамеренные уничтожат людей законопослушных». «Основная функция права – это поддержка морали, обеспечение «минимума добра». «Право – принудительное требование реализации порядка не допускающее проявления зла». «Задача государства не в том, чтобы устроить рай на земле, а в том, чтобы не допустить ада».

Соотношение права и закона

Идет от Спинозы: соотношение модуса и субстанции. Субстанция – государство, право. Модус – закон. Эта модель методологически эффективна. Фундаментальное отношение сущности и существования.

Проблема соотношения права и закона, методологически решается на основе диалектической пары «сущность и существование». Право – субстанция, дух права. Закон – это производное от субстанции, которая может ей соответствовать в большей или в меньшей степени, а может и не соответствовать. Гегель считал, что законы должны выполняться, даже если они дурные, или не соответствуют субстанции.

Гегель считал, что нарушение даже дурного закона – прецедент нарушения права вообще. Если «обходить дурной закон», а не пересматривать его в соответствии с существующими нормами, это продляет жизнь дурного закона, и препятствует совершенствованию данного закона.

С точки зрение Гегеля, закон освобождает человека, служит человеку, это формула освобождения через подчинение и обязанности.

· Закон освобождает человека от посягательств других субъектов на его собственность и достоинство.

· Закон дает человеку возможность разумно располагать последствиями своих действий.

· Закон освобождает человека от бремени мучительных рефлексий о должном и запретном. Анри Берксон, лауреат нобелевской премии, говорил о том, что закон должен соблюдаться как законы природы. Закон придает человеку силы побороть себя. Джон Роллс говорил, что никто не станет с удовольствием платить налоги, но каждому человеку внутренне необходимо быть уверенным в том, что налоги заплатят и другие тоже. Оказывается, правовое принуждение необходимо человеку экзистенциально (для души).

Соотношение морали и права

В праве, закон является источником гражданской свободы. А в морали, свобода является источником моральных законов. В праве, мотив поступка учитывается, но формально, и должен быть доказан. В морали – мотив поступка критериален, но не требует доказательств.

Кант выделял два вида поступков моральные и легальные. Моральные – поступки, единственным мотивом которых является следование моральному долгу. Даже вопреки влечениям, страстям, потребностям, выгодам. Легальный – поступок, который не нарушает моральных норм, но и не следует им. Мотивом этого поступком может являться и выгода, корысть, страсть.

В правовой – есть санкция, в моральной – ее нет. Право – институционально, мораль – нет.

 

Философия права

 

Сайт - раздел «магистратура» найти содержание дисциплины, список литературы.

Курс основан на опубликованных источниках и литературе.

Семинары: 2 семинара. Прийти, зная те вопросы, которые прочитаны в курсе лекций. Уметь ориентироваться в этом материале. Быть готовым к аудиторным работам по этим вопросам. Рефераты не требуются.

 

Вопрос №1 Предмет философии права.

Предмет ФП это мировоззренческие и методологические основания юридического мышления, правосознания. В дореволюционной России философия права наряду с ТГП была обязательной академической дисциплиной. Отечественные ученые, наследие которых известно во всем мире создали бесценный капитал. Это наследие признается и принадлежит человечеству. Однако в советское время, философия права с 20х годов до 90х годов XX века не преподавалась и не развивалась как наука в СССР. За рубежом с наукой работали ученые иммигранты, развивали ее. (Ильин – гениальный русский юридический язык). В современном юридическом образовании, начиная с 1995 года, по 1998 год, философия права становится фундаментальной юридической дисциплиной и это является частью возрождения русской культуры, как составляющая такого рода национальной части.

Сейчас, философия права является обязательной дисциплиной федерального компонента (юридическое образование не возможно без ФП).

Правовая картина мира.

Философия права создает правовую картину мира. Краски, которыми создается эта картина, это язык того философского направления, дискурс которого используется для осмысления правовых феноменов общих и частных.

(Опр. Дискурс – совокупность или система правил словесного выражения содержания сознания, правосознания).

ПКМ – это социальная реальность, увиденная через призму права. ПКМ это правовое измерение социальной реальности. ПКМ это общество в правой системе координат, которое задается основными принципами, идеалами, ценностями права.

Философия права (Кант)

Автором словосочетания философия права является Гегель. Книгу философия права он издал до революции. В 1917-1918 он читал лекции по философии права. (можно найти). В этой работе Гегель определяет предмет философии права.

Предмет ФП это логика развития идеи права, разворачивающаяся в правовом мышлении как метод объективации(воплощения) культурных смыслов в институционально-предметных формах права.

(Задание – Задачи философии права сегодняшней юридической практики и теории. Задание №2: собрать материал, цитаты что такое юридическое мировоззрение (алексеев) и посмотреть что такое правосознание. Что такое правовой менталитет).

Гегель: идея права это идея свободы.

Кант: свобода без просвещения и образования это произвол и дикость.

Богдан Кистяковский: народ может быть тираном если он не образован.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.032 с.)