Экономическая мысль Древнего Мира и Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль Древнего Мира и Средневековья



Экономическая мысль начинается с глубокой давности, когда впервые появляются отдельные высказывания, идеи, имеющие экономический характер, а затем постепенно зарождается экономическое мышление.

Экономическое мышление древнего мира отображало черты социально-экономического и политического развития общества того времени.

Один из первых известных нам памятников экономической мысли относится к литературе Древнего Египта. Сочинения “Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара”, “Изречения Ипусера”, “Пророчество Неферти”, различные административно-хозяйственные и юридические документы - примеры зарождения экономической мысли в Древнем Египте.

Особенность экономической мысли Древней Индии ІІ ст. до н.э. состоит в том, что она имеет ярко выраженную религиозную окраску, уделяет большое внимание обоснованию неприкосновенности кастового порядка. Тем не менее, в древнеиндийской литературе имеются сведения об экономическом порядке государства, а также отражены практические познания в области ведения хозяйства, даются рекомендации относительно его управления. Наиболее известными книгами являются “Законы Ману”, “Артхашастра”.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках философских и политических учений. Основными направлениями древнекитайской общественной мысли были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV-ІІІ ст. до н.э. Конфуцианство, например, это учение, которое было создано Конфуцием и его последователями и было направлено на обеспечение стабильности рабовладельческого порядка, который формировался тогда, укрепление авторитета государства.

Большую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных философов Ксенофонта (бл. 430-355 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и других. Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе “Домострой”, подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной областью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. К ремеслам и торговле он относился очень отрицательно. Одним из наиболее выдающихся мыслителей Античной Эпохи был ученик Сократа - Платон. Основные политико-экономические работы - “Диалоги”, “Государство”, “Законы”. Так же, как и Ксенофонт, Платон в целом придерживался “натурально-хозяйственной” концепции.

Одним из первых, кто пытался анализировать экономические явления, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Поэтому его можно с уверенностью назвать первым экономистом в истории науки. В особенности нужно выделить его произведения “Никомахова этика”, “Политика”, где рассматривались социальные и политические вопросы. Рассуждая о путях приобретения богатства, Аристотель разделял экономику и хрематистику. Цель экономики - приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и ведения домашнего хозяйства, а хрематистика - позорное искусство наживать имущество путем торговли. Основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства.

После падения Римской империи (V ст.) начинается эпоха средневековья. Мышление средневекового человека имело теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную область знания. Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государства, рассчитанного на поддержку феодального порядка, его стабилизацию.

Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X ст.) дает старинная запись судебных обычаев франков “Салическая правда”, составленная в начале VI ст. н.э.

Развитие экономической мысли классического средневековья происходило под огромным влиянием христианской церкви. Самым большим авторитетом и выдающимся выразителем экономических идей того времени был Фома Аквинский (1225-1274), основными трудами которого являются “Сума против язычников“, “Сума теологии “.

 

В многогранном произведении “Повесть временных лет” (конец ХІ - начало ХІІ ст.), автором которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, утверждается, что источником всякого богатства является труд. В документах позднего средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю. С тех времен до нас дошли некоторые актовые материалы, которые свидетельствуют о ведении учета доходов и обмена. Экономическая мысль того времени отражает развитие ростовщичества.

Меркантилизм и физиократия

Меркантилизм - это экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма. Меркантилизм отражал интересы торговой буржуазии. Предметом исследования у меркантилистов является сфера оборота. Меркантилисты считали, что богатство страны - в золоте и серебре, а источником его является внешняя торговля, которая через неэквивалентный обмен обеспечивала положительный торговый баланс.

Меркантилизм имеет две стадии в своем развитии: ранний и поздний. Ранний возник еще до крупных географических открытий и был актуальным до середины XVI ст. Поздний - охватывает период со второй половины XVI ст. по вторую половину XVIІ ст.

Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочности концепции номиналистической теории денег, которая возникла еще с древних времен, из трудов древнегреческого философа Аристотеля (ІV ст. до н.э.).

Поздние меркантилисты противопоставляли идею “торгового баланса” идее “денежного баланса” ранних меркантилистов. Если ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, то поздние - функцию средства обращения.

Наиболее известны представители меркантилизма - Томас Мэн (1571-1641) и Уильям Стаффорд (1554-1612) в Англии, Антуан Монкретьен (1576-1621) во Франции, Антонио Серра (XVI-XVIІ ст.) и Антонио Дженовези (1712-1769) в Италии.

С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.

Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:

учение о чистом продукте – суть данного учения в том, что только в сельском хозяйстве произведенная продукция превышает ее потребление;

теория кругооборота доходов – суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:

а) производительный класс (земледельцы);

б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);

в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).

Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.008 с.)