Блага, ресурсы и факторы производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блага, ресурсы и факторы производства.



Блага как таковые предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей людей независимо от существующего общественного строя и господствующих отношений собственности. «Благо” – это любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю.

В неоклассической рыночной теории особое внимание уделяют разграничению благ на экономические и неэкономические. Согласно неоклассическим воззрениям проблема, к какой подсистеме отнести блага – к экономической или неэкономической связана, прежде всего, с понятием редкости, ограниченности благ, ресурсов.

Неэкономическими благами (даровыми благами) являются, по словам А.Маршалла, “ те блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека”. Эти блага существуют в природе “свободно”, в количестве достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.) Экономические блага – это такие блага, которые можно получить в результате экономической деятельности в количестве ограниченном по сравнению с потребностями.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенными и важнейшими среди этих группировок являются:

По форме существования – материальные и нематериальные блага.

К материальным благам относят: естественные дары природы – земля, воздух, климат; продукты производства – продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д. Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека – они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.п.

Различают две подгруппы нематериальных благ:

* внутренние блага – заключены в самом человеке и представляют собой данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле. Например, голос – пение, декламация; музыкальный слух, способности к науке и т.д. или деловые способности.

* внешние блага – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей, например, репутация, деловые связи и т.д.

В “экономикс” благом, продуктом считается и услуга.

Услуга – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какое-либо потребность человека. Услуги имеют следующие особенности (черты):

1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.

2. Такие услуги нельзя вещественно накопить, потребляются лишь в момент их оказания.

3. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности живого труда.

По степени использования различают блага долговременного (многократного) и недолговременного (однократного) использования. Блага многократного использования могут потребляться несколько раз (средства труда). Они потребляются постоянно в течение целого ряда последовательных стадий (производственное оборудование), или предполагают многоразовое использование (книга, автомобиль). Блага однократного пользования могут потребляться только один раз (предметы труда и большая часть предметов потребления).

Различают также блага взаимодополняющие и взаимозаменяющие.

Взаимодополняющие (комплиментарные) экономические блага, такие которые в состоянии удовлетворить потребности, если применяются вместе (например, машинное масло и бензин, стол – стул, автомобиль – бензин).

Заменяющие блага удовлетворяют одни и те же потребности, выполняют примерно одинаковые функции и могут заменять друг друга (например, различные транспортные средства или сапоги и ботинки).

Ресурсы – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В ЭТ выделяют следующие группы:

1. природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в процессе производства естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и исчерпаемые (могут быть возобновлемые - лес, вода – и невозобновляемые – нефть, газ);

2. материальные – все созданные человеком средства производства и предметы труда

3. трудовые – трудоспособное население;

4. финансовые – денежные средства, которое общество в состоянии выделить на организацию производства;

5. информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной технологии производства к постиндустриальной. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, в постиндустриальном – информационным.

Если ресурсы – это те силы, которые могут быть привлечены в производство, то факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. В ЭТ существуют 2 подхода к классификации факторов производства: марксистский и маржиналистский. Маркс выделял личный ФП (рабочая сила) и материально-вещественный ФП (все ост). Маржиналисты выделяют 4 ФП:

труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг;

капитал – созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, инструменты, транспортные средства и т.д.

земля – естественные блага, которые используются при создании благ и услуг;

предпринимательские способности – способность наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

Деньги не являются производственным фактором, но являются условием приобретения ресурсов. Особенностью экономических ресурсов является их ограниченность. Это второй фундаментальный факт экономической теории. Эко­номисты различают абсолютную и относительную огра­ниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность ресур­сов означает невозможность удовлетворить все потребно­сти человечества с помощью всего объема ресурсов, которым оно располагает. Относительная ограниченность ресурсов означает, что потребности в ресурсах опережают возможности их производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)