ТОП 10:

Особенности правового режима архипелага Шпицберген.



Шпицберген - архипелаг в Северном Ледовитом океане, территория Норвегии.

Административный центр – Лонгьир. Норвежский суверенитет над Шпицбергеном установлен международным Парижским договором 1920 (Шпицбергенский трактат), по которому Шпицберген объявлен нейтрализованной территорией. В 1925 Норвегия официально объявила Шпицберген частью Норвежского королевства.

Вплоть до начала прошлого века Шпицберген считался «ничейной землей». Формально закрепить это положение не удалось из-за начавшейся Первой мировой войны.

9 февраля 1920 г. в Париже США, Великобритания, Франция, Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды, Италия и Япония подписали Договор о Шпицбергене, согласно которому норвежцы получили суверенитет над архипелагом. Учитывая необходимость получения международного признания и обеспечения экономических и оборонных интересов страны в районе архипелага, правительство СССР согласилось в 1924 г. признать суверенитет Норвегии над Шпицбергеном. Из-за противодействия США официальное присоединение СССР к Парижскому договору состоялось только в 1935 г. В настоящее время его участниками являются 39 государств.

Договор о Шпицбергене устанавливает уникальный в мировой практике правовой режим. С одной стороны, им признается «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над Шпицбергеном (статья 1), а с другой - этот суверенитет ограничен целым рядом серьезных положений, включая предоставление гражданам стран-участниц права «одинаково свободного доступа» на архипелаг и возможности ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства» (статьи 2 и 3). Кроме того, Договор придает архипелагу, по сути, демилитаризованный статус (статья 9).

В 1925 г. в соответствии с королевской резолюцией одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный устав для Шпицбергена (разработан Норвегией на основе статьи 8 договора) и национальный Закон «О Шпицбергене». Норвегия использовала их разра ботку для укрепления своего суверенитета в ущерб международной правовой основе режима Шпицбергена.

Позиция России в отношении принятых позднее национальных нормативных актов определяется их соответствием нашему толкованию договора 1920 г. Так, с российской стороны было заявлено о непризнании ряда норвежских предписаний о природоохранных мерах, ведении изыскательских работ и бурения на нефть, археологических исследованиях как направленных на ограничение хозяйственной и прочей деятельности на архипелаге. Не согласились мы и с установлением Норвегией в 1977 г. 200-мильной «рыбоохранной» зоны вокруг Шпицбергена, введением в ней национальных правил регулирования рыболовства как с шагом, противоречащим договору 1920 г. США, Англия, ФРГ и ряд других стран зарезервировали свои позиции. Признали «рыбоохранную», а фактически – экономическую зону Норвегии только Канада и Финляндия.

В последние годы наибольшую озабоченность с нашей стороны вызывала разработка в Норвегии нового природоохранного законодательства для архипелага. Некоторые из положений законов противоречат друг договору 1920 г. и устанавливают законодательную основу разрешительного порядка российской хозяйственной деятельности на архипелаге, коренным образом меняя сложившуюся практику. Мы неоднократно в переговорах на высшем уровне и в нотной переписке возражали против такой линии норвежцев. В результате они пошли на закрепление совместном заявлении президента Российской Федерации и премьер-министра Норвегии от 12 ноября 2002 г. положения о том, что «норвежская сторона приветствует продолжение российской экономической деятельности на Шпицбергене как естественной и важной части общей деятельности на архипелаге, а также новые виды такой активности».

ВОПРОС 34







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.003 с.)