Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если Рождество попало на воскресенье или понедельник
· Царских часов нет · Литургия Иоанна Златоуста — она не относится к Рождеству, на ней не будет ничего Рождественского, это будет просто Литургия Предпразнства Рождества, · Вечерня, 1 половина · всенощная · Литургия Василия Великого. Куда деваются Царские часы в этом случае, Царские часы тогда переносятся на ближайший день, когда литургию можно не служить. Что это будет за день? — Пятница, т.е. если у нас сочельник в с субботу и в воскресенье, то ближайшим днем будет Пятница. И в этом случае в пятницу поют Царские часы. Вот как меняется состав служб в зависимости от того, попадет Рождество на Понедельник, или воскресенье, или не попадет. Песнопения Рождества Христова гениальные. Всенощная состоит из Великого Повечерия, на котором всякие покаянные тропари заменены тропарем и кондаком Рождества. Великое повечерие состоит из 3-х частей, после 3-ей части начинается лития, всенощная продолжается уже обычным порядком: лития стихира на стиховне, Ныне отпущаеши, Трисвятое, благословение хлебов, 33 псалом, утреня, обычная праздничная утреня: шестопсалмие, ектения, Бог Господь, тропарь, кафизмы, полиелей, все, как обычно, после 3-ей песни ипакои вместо седальна (потому что это очень большой праздник — есть ипакои), на 9-ой песне вместо библейских стихов поются припевы, так бывает в большие праздники — в двунадесятые и в некоторые другие. Отменяется 9 библейская песнь, т.е. отменяется песнь Богородицы и песнь Захарии — не поется Честнейшую, а вместо этого поются припевы Величай, душе моя, Честнейшую и славнейшую, Величай, душе моя, в вертепе рождшегося царя и т.д. Кондак Рождества — считается, что это первый кондак Романа Сладкопевца. По преданию — это тот самый кондак, который Божья матерь ему во сне вложила в уста — Дева днесь Пресущественного раждает. Дева сегодня рождает Высшего всякой сущности. · Литургия Рождества Христова. Изменяемые части… Вместо изобразительных антифонов поются праздничные антифоны — Литургия имеет обычные особенности для господского двунадесятого праздника, — поётся задостойник, в некоторые большие праздники вместо Трисвятого поется “Елицы по Христа крестистеся”. Еще можно отметить, что Устав предписывает, во время Всенощной Рождества, на Царских часах Рождества читать слова святых Отцов, они опускаются, а зря, некоторые стоило бы прочесть, если даже и не на Всенощной, например, на Литургии перед причастием. Например, Устав предписывает читать слово Григория Богослова на Рождество и на Богоявление (сл. 38), которое начинается словами: — Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите, очень красивое слово, одно из самых лучших самых глубоких слов святителя Григория.
После самого праздника начинается Попразднство Рождества Христова, которое длится до 31 декабря. В 1 день попразднства поется служба Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря). На многие большие праздники бывает Собор после праздника празднования в честь того, или иного святого, т.е. в честь того лица, которое сделало возможным празднуемое событие. На Пятидесятницу, например, сходит на Апостолов Дух Святый, из-за этого на другой день — День Духа Святого. На Богоявление — на другой день — Собор Иоанна Предтечи, также на Рождество — на другой день Собор Пресвятой Богородицы, которая дала Господу Свою плоть. Как и в другие Господские Двунадесятые праздники служба следующего дня — Собора состоит из Великой Вечерни со входом и с великим прокимном. В такие дни бывает на вечерне не обычный прокимен, а великий прокимен. Если Рождество попадет на субботу, то эта вечерня получается в субботу вечером — а на ней и так есть, великий прокимен Господь воцарися. Вот в этом случае великий прокимен переносится на 1 день раньше — поется на вечерне, если Рождество попадает на субботу. А так поется великий прокимен — Кто Бог велий яко Бог наш, совершается Вход — вечерня великая, а вот утреня уже славословная — такой парадокс, когда вечерня больше, чем утреня, потому что накануне была великая продолжительная служба бдения и нужно дать передохнуть молящимся. Поэтому неполная утреня, а немножко сокращенная. На ней полностью повторяется служба Рождества, за исключением Евангелия, потому что нет полиелея, а также кондака — вместо кондака Рождества поется кондак Божьей матери — это единственное песнопение в службе Собор Пресвятой Богородицы, посвященное Божьей Матери — Иже прежде денницы от Отца без Матери родивыйся. Когда в богослужебных текстах говорится о Рождестве Богородицы — чаще всего имеется в виду Рождение Ею Христа — Рождество Твое — чаще всего имеется в виду Христос; католики в частной полемике с православными говорят: “Как же вы отрицаете непорочного зачатия, когда у вас самих часто говорится: “Непорочное Рождество Твое, Пречистое”. Имеется ввиду не непорочное рождество Самой Богороматери, а Христос.
Еще отметим, что Собор Пресвятой Богоматери — это первый праздник Рождества Пресвятой Богоматери, появился в V веке, с этого времени начинается развитие цикла богородичных праздников. В воскресенье после Рождества празднуется день сродников Христовых по плоти Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова — брата Божия. 25 декабря — одно Рождество, 31 декабря — отдание Рождества — 6 дней попразднства. Если Рождество попадает на воскресенье, то воскресенье после Рождества оказывается в обрезании, и уже здесь не получится спеть службу этих святых. Вот в этом случае, когда Рождество — в воскресенье, служба Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова — Брата Божия поется не через неделю, а на другой день; если же Рождество в любой другой день, тогда эта служба поется, когда нужно, тогда эта служба попадает в попразднство. Вот такая служба сродников Христовых. На другой день еще празднуется память архидьякона Стефана. Все эти дни выделены красным в календаре 25, 26, 27, потому что во всех старых богослужебных книгах указывается — день Рождества (Пасха?) — праздник тридневный — не семидневный — как сама пасха, а тридневный, вторая малая Пасха. Что может это означать — немножко загадочно, но после Рождества начинаются 2 недели святок, когда отменяется пост, сплошные две недели, а в Светлую седмицу, тоже отменяется пост, при этом предписывается 66 правило Трулльского собора причащаться каждодневно, раз нет поста — можно причащаться без поста. 29 декабря — празднуются Вифлеемские младенцы, тоже как непосредственные участники всего этого сюжета. 1 января — праздник Василия Великого, и Обрезание Господне — понятно, почему 1-го — 8 день по Рождеству. По закону принесли Христа обрезать на 8 день, как положено, это — великий праздник, +, но не двунадесятый. Служится Всенощное бдение. Интересно, что в службе больше, текстов в честь Василия Великого, чем в честь самого Обрезания, и литургия Василия Великого служится тоже в честь самого Василия, который ее написал. Здесь соединяются службы Василия Великого и самого Обрезания. Со 20го января начало предпразнства Богоявления. Оно длится еще меньше, чем предпразнство Рождества. 2, 3, 4, 5-е всего 4 дня. Служба Богоявления в уставном плане в основном такая, как служба Рождества. Эти праздники были одним — единым праздником, по смыслу и сейчас это единый праздник — явление Бога на земле. Их уставные особенности совершенно одни и те же. Также на повечериях появляются трипеснцы по образцу трипеснцев Страстной седмицы. Такие же правила действуют — для Богоявления, как и для Рождества в плане перенесения Литургии: если на вечерне с понедельника по пятницу, то такое же порядок, как и для Рождества: утром 0 Царские часы, вечерня и Литургия Василия Великого. Если навечерие — в субботу с воскресеньем, то утром — только вечерня. Царские часы в пятницу, литургия Василия Великого — в сам день Богоявления. Это вам должно быть и так ясно.
Цикл рождественских праздников заканчивается Сретением 2-го февраля на 40 день после Рождества. Сретение замыкает собой вот этот цикл рождественский понятий, получается вот какой большой промежуток времени, охватывает собой события, связанные с Рождеством: с 15 ноября старого стиля до 2 февраля старого стиля. И кроме того, Рождество Христово влияет и на другие праздники: Благовещение связано с датой Рождества, соответственно и даты других Богородичных праздников связаны с датой Рождества Христова. Как оказывается, Рождество — центр праздников неподвижного цикла. Лекция. Напомню вам особенности праздничного богослужения. Особенности праздничной вечерни. Праздничная вечерня отличается от будничной: · во-первых, тем, что вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж”, почему так — это сделано по образцу вечерни Субботы вечером, с которой начинается всенощное бдение. Начинается круг чтения псалтири, псалтирь прочитывается по уставу за неделю, поэтому поется в субботу “Блажен муж” (1 псалом), и по образцу воскресной службы “Блажен муж” поется на праздничной вечерне, на любой; · во-вторых, на праздничной вечерне совершается Вход, поэтому иначе называется вечерня со входом праздничная; · в-третьих, на праздничной вечерне особая сугубая ектения, произносится не в конце службы, а в середине, раньше просительной ектении — “Рцем”. · в-четвертых, отпуст на праздничной вечерне произносится в открытых Царских вратах, не так как на будничной священник выходит и говорит Отпуст, но открываются Царские врата, более торжественно произносится отпуст. Это отличия праздничной вечерни от будничной. Но если вечерня входит в состав бдения, то к этим 4 отличия прибавляются еще несколько отличий. Особенности вечерни в составе бдения: · во-первых, перед собственно Всенощной должна совершаться малая вечерня и, наоборот, отменяют службы повечерия и полунощницы, одна служба появляется — две службы отменяются · во-вторых, Всенощная начинается с возгласа утрени — Слава Святей, вместо возгласа вечерни произносится возглас Утрени. · в-третьих, предначинательный псалом не читается, а поется и сопровождается каждением храма · в-четвертых, появляется чин литии после просительной ектении, появляется шествие по храму или лития, сопровождается пением стихир, произнесением молитв дьякона, в конце вечерни совершается благословение хлеба и вина, пшеницы и елея, соответственно, вместо тропаря отпустительного поется тропарь на благословение хлебов трижды, читается молитва, поется 33 псалом.
Отличия Праздничной утрени от будничной: 1. На праздничной утрене после кафизм произносятся ектении, тогда как на будничной их как правило нет. 2. После кафизм и седальнов поется специальное праздничное последование — не имеет специального наимевования — оно состоит из полиелея и Евангелия, так же и некоторых других песнопений. Между кафизмой и каноном на будничной утрене только 50 псалом, а на праздничной утрене — целая большая вставка. 3. Канон поется с катавасией, более торжественно, после каждой песни катавасия, что придает службе торжественность. 4. Утреня имеет праздничное окончание: нет стиховных стихир, славословие употребляется в праздничной редакции, ектении переставлены, т.е. сугубая раньше просительной. Ну, и отпуст, естественно, в открытых Царских вратах, также, как и на вечерне. Утреня в составе бдения, кроме того, не имеет Двупсалмия и начинается без возгласа, потому что возглас “Слава Святей” — произнесен уже перед вечерней — это в составе бдения. Воскресная утреня и праздничная утреня — не совсем одно и то же. Из чего состоит праздничная, но не воскресная утреня? Включаются Хвалитные псалмы 134, 135: “Хвалите имя Господне” — и избранный псалом, стихи которого выбраны из всей псалтири, который содержит пророчества о праздничном событии, малая ектения, седален по полиелею, дальше поется антифон “От юности моея” 4-го гласа. на праздничной утрени, прокимен, возглас священника, Всякое дыхание, Евангелие, псалом 50 с припевами в конце: Слава, припев, и ныне, припев, Помилуй мя, Боже, и, наконец, стихиры по 50 псалме. И, наконец, молитвы дьякона “Спаси Боже” и возглас “Милостию и щедротами”. Это праздничная утреня. На воскресной утрени все немножко не так. Вместо полиелея могут петься Непорочны. Лекция № 11. Продолжаем изучать тему праздников — праздников Месяцеслова. Вспомним знаки праздников Месяцеслова:
В каждый день есть какой-нибудь праздник Месяцеслова. За исключением дней, когда поется служба с Аллилуйя, и некоторых особых дней Триоди Постной и Цветной, поется служба с Бог Господь (по знакам праздников Месяцеслова).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.012 с.) |