Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
После этого поется: Господи воззвах
· псалмы 140, 141, 129 и 116 — “псалмы Господи воззвах” — или “Воззвах” или “воззвашные псалмы”: · в псалмах говорится о вечерней службе: “Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою” — “Пусть моя молитва будет как кадило”. “Воздеяню руку моею жертву вечернюю” — “а воздеяние моих рук как жертва вечерняя”. Таким образом, в псалме показывается, что молитва ничуть не хуже Ветхозаветных жертв. (В храме Иерусалимском вечером приносилась вечерняя жертва. Дважды в день приносилась жертва — утром и вечером). Собственно, Христианская молитва ничем не хуже этой самой жертвы- согласно псалму. Псалом 140: если посмотреть не только на Византийскую традицию, но также на другие литургические традиции (см. лекцию № 1), оказывается, что псалом 140-й содержится в чинопоследовании Вечерни, практически почти всех традиций — как западных, так и восточных: Сирийских, Ассирийских, Греческих, Армянских, Латинских — всяких других. То есть, вероятно, этот псалом является древнейшим ядром христианской Вечерни вообще, раз он так распространен в разных традициях. Часто в храмах поют только первые 2 стиха этих псалмов: “Господи воззвах…” и “Да исправится…”, а потом сразу начинают петь стихиры — вот это, мне кажется, делать не следует: псалмы не так много места занимают — не такие уж они продолжительные -, но эта их седая древность, освященная веками, по-моему, достаточно говорит за то, чтобы их не сокращать, чтобы относиться к ним с уважением, как к древнейшему апостольскому наследию — пение псалмов на Вечерне. Сокращать их не следует. Не так уж трудно спеть все стихи (а не только первые 2 и сразу последние потом). [103 псалом поется на Всенощной, а на будничной Вечерне читается весь. Про Всенощную мы потом поговорим]. Как выглядят псалмы Господи воззвах? Рисунок. Последние стихи этих псалмов отмечаются цифрами. На 4 там говорится при каких на стиховне, дальше — на 6, на 8 и на 10. Вот эту часть часто сокращают, а зря: я считаю, нельзя ее сокращать. А так многие эту часть отсекают и сразу стихиры поют. Лучше стихиры несколько сократить, чем псалмодию. Стихиры на Господи воззвах: · к последним 6-ти стихам воззвашных псалмов припеваются стихиры; на будничной Вечерне число их всегда равно 6.
Вообще число стихир на Вечерне: · в минимальном случае = 4 (на Малой Вечерне) · в максимальном = 30 (накануне Стояния Марии Египетской: 6 — обычных стихир и 24 — алфавитных (которые, на самом деле, являются как раз древним кондаком, скорее всего; взятые все вместе, они очень напоминают кондак). · нормальные числа стихир — это 6, 8, 10. На будничной Вечерне — всегда 6 стихир: часть этих стихир берется из Октоиха, часть — из Минеи. По какому правилу? Поскольку мы говорим сейчас о будничной Вечерне, вспомним, при каких знаках Типикона совершается будничная Вечерня. Есть такое понятие “черные знаки Типикона”, а есть понятие “малые праздники”. При славословии какая Вечерня совершается? — Вседневная. Оказывается, что при всех малых праздниках месяцеслова совершается будничная Вечерня: при всех малых знаках — не только черных, но и при красных 3-х точках (славословии). · В отличие от будничной Утрени, которая совершается только при черных знаках, потому что при славословиии утреня уже не будничная, а со славословием. А будничная вечерня — при малых праздниках (т.е. еще и при Славословии): · 2 святых · шестеричный · без знака · славословие. Соответственно, и стихиры:
(это все написано в таблице, в правой колонке — с. 35). В Октоихе всегда печатается 6 стихир. А получается, что даже при самом маленьком празднике — без знака — мы поем только 3 стихиры Октоиха. Куда девать другие 3 стихиры? Оказывается, в Октоихе еще 3 стихиры печатаются на всякий случай: если не окажется Минеи, тогда поются еще 3 другие стихиры Октоиха. В службе без знака 3 стихиры поются из Октоиха. Но в Октоихе остаются еще 3 стихиры, запасные. Это мы разобрали случай, когда у нас есть праздник, — т.е. служба с Бог Господь. А бывает еще служба с Аллилуйя — постовая служба. Там поются стихиры несколько иначе, я не буду вам говорить, как. Найдите сами. Домашнее задание. При постовой службе Великопостной — см. в 49-й главе Типикона; при постовой службе, но не Великопостной, см. в 9-й главе Типикона (служба с Аллилуйя).
В попразднства и предпразднства — Октоих отменяется (кроме воскресных дней). Мы воскресный день не рассматриваем никак, потому что в воскресный день будничная Вечерня не может никак совершаться: в воскресный день совершается праздничная Вечерня! В предпразднства и попразднства вместо стихир Октоиха поются стихиры предпразднства или попразднства. Вот и все правила. Ничего сложного в них нет. На славу: поется славник. После того как спеты все стихи на стихиры (после каждого стиха? говорят стихиру — по … Типикону), поется: слава Отцу и Сыну и Святому Духу и особая стихира из Минеи, которая называется Славник, Славник Минеи. “Славник” — стихи на “славу”: На будничной службе стихиры, как правило, подобны, а Славник как раз самогласен. На “и ныне” поется Богородичен. Если Славника нет, поется: Слава: и ныне: Богородичен. Богородичны, в отличие от стихир Октоиха и Минеи и Славника, никак не связаны с праздником (или со святым), который празднуется, а выбираются из Приложения (к Минее или Ирмологию) — по определенным принципам. Богородичен берется из Приложения по определенному принципу, который не обязательно проходить. Опять-таки в попразднство (праздники): вместо Богородична поется песнопение праздника. Дальше поется, точнее читается, “Свете Тихий”. Свете Тихий · по Уставу, на будничной Вечерне — читается (предстоятелем) (см. табл.) · в современной Русской практике (даже и на будничной Вечерне) — всегда поется · древнейший христианский гимн · в Часослове написано: “Свете Тихий — творение патриарха Софрония Иерусалимского” (VII век) · но в Греческом Часослове написано немного не так: “Свете Тихий — творение не святителя Софрония, патриарха иерусалимского, а мученика Афиногена, III век”. (у нас в Часослове просто неправильно написано). · “Свете Тихий” судя по всему (по-видимому), цитирует свт. Василий Великий, который, когда говорит о муч. Афиногене — очень почитавшемся и почитающемся до сих пор на Кавказе, например, армянами — говорит, что многие приписывают ему авторство составления этого песнопения, но это не он написал. Т.е. еще древнее может быть был составлен этот гимн, чем в III веке. · один из древнейших христианских гимнов.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.008 с.) |