Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Государство и право Древнего Востока.
Понятие «Древний Восток» относится к большой географической зоне, включающей такие страны, как Древний Египет, Древнюю Месопотамию, Древний Китай, Древнюю Индию. Здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований, в первую очередь - оптимальная экологическая среда: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - образуют районы с плодородной почвой. Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, возможно только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV-Ш тыс. до н. э. древневосточная родоплеменная организация почти повсеместно трансформируется в протогосударства, которыепостепенно утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. Мощным интегрирующим фактором были военные завоевания. Важным обстоятельством в процессе эволюции государств Древнего Востока оказалось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в составе старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение социальной элиты. Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, способствовавшая формированию особой формы государства - так называемой восточной деспотии». Она представляла собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью, которая ограничивалась лишь бытовым представлением о деспоте, который как в роли верховного судьи, так и в законодательной сфере обязан был следовать традиции.
Весьма обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю. Однако, степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от региональных условий. Почти любая древневосточная деспотия может быть охарактеризована как теократическая монархия.Правитель считался ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и расширяло его полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей. Важнейшей опорой деспотии в странах Древнего Востока являлся развитой военно-бюрократический аппарат. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги соответственно трем уровням управления - центральному, региональному и местному (общинному). Жесткая иерархическая система предполагала неуклонное соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя. Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты его родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности.
На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. в Древнем Египте складывается первые государственные образования - «40 номов» или областей. Они первоначально объединились в 2 самостоятельных государства – Верхний (Южный) Египет и Нижний (Северный) Египет. К концу IV тыс. до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет. Историки условно делят хронологию Древнего Египта на периоды: Ø Раннего царства 3200-2600 гг. до н.э. Ø Древнего царства (ок.2620 – 2280 гг. до н.э.) Ø Среднего царства (ок 2134 – 1786 гг. до н.э.) Ø Нового царства (ок 1575 – 1087 гг. до н.э.) Ø Позднего царства (ок 1087 – 525 гг. до н.э.) В конце позднего царства приходит в упадок, его завоевывают вначале персы, затем Александр Македонский, в 30 г до н.э. – вошел в состав Римской империи. Форма древнеегипеткого госудаства на всех этапах его развития – восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона. Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства. Древнеегипетское государство в период Раннего царства (ХХХI-ХХVII вв. до н. э.) представляло собой племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко использовали в крупных хозяйствах. Уже в период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В этот период во главе государства находился царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Уже тогда значение царской власти подчеркивалось изначальным обожествлением ее носителя. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по строительству оросительной системы в долине Нила. В период Древнего царства развитие хозяйства достигло уже высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей - рабов было мало (патриархальное рабство). Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Особенность государственного строя Древнего царства (ХХVII-ХХII вв. до н. э.) заключается в усилении централизации управления. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под руководством главы государства. Авторитет фараона поддерживался религиозной идеологией обожествления царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали и важнейшие должности - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.
Начало эпохи Среднего царства (ХХI-ХVIII вв. до н. э.) характеризуется почти неограниченной властью номархов. Это объясняется так называемым «первым переходным периодом» в истории Древнего Египта, который существовал примерно в XXII в. до н.э. и характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. Эпоху расцвета Среднего царства характеризуют следующие важные черты: • значительно возрастает численность рабов в частных хозяйствах и укрепляется экономическое положение землевладельцев; • происходит расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники - неджесы. Слой неджесов в свою очередь разделился на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - их разбогатевших представителей, становившихся писцами, торговцами и землевладельцами. Основной чертой государственного строя в период Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа по-прежнему делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визирь. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, поступавшие в казну. В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий. Основная же масса общинников-земледельцев беднела, ибо их принуждали трудиться на царских и храмовых землях. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их учет. В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляет его независимость от центральной власти.
Древневавилонское царство во II тыс. до н. э. было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Царские полномочия ограничивались зажиточными слоями богатых городов и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии три города занимали привилегированное положение: Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права отправлять в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления, сосредоточив все его рычаги в царском дворце, царь обращал личное внимание на все дела государства. Возвышались умелые и опытные чиновники (писцы), что способствовало вытеснению ими родовой знати. Особенность дворцовой системы власти определялась и тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали также высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов управления различались полномочиями центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Основную массу населения составляли полноправные свободные подданные - авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности. Однако и полноправные лица не были однородным сословием. Одни общинники со временем становились зажиточными и более самостоятельными в ведении хозяйства, другие беднели, разорялись, попадали в долговую кабалу. Значительную часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины - мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать значительным имуществом. В его хозяйстве зачастую использовался труд собственных рабов. Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям. Здесь первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество, далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум - различного рода военнослужащие.
В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и чиновничество - писцы. На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики. Низший общественный слой в Древнем Вавилонесоставляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на: царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, отдать в залог, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более чем повреждением имущества господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: по разрешению господина они могли временно владеть имуществом, но оно оставалось частью собственности господина и возвращалось ему после смерти раба.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.014 с.) |