Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исправление речевых недостатков↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Г.В. Комякова Исправление речевых недостатков ВВЕДЕНИЕ Речевые дефекты в калейдоскопе всевозможных речевых отклонений обращают на себя особое внимание. Это один из наиболее серьезных изъянов, искажающих красоту звучащего слова. Для наглядности приведем один пример. На городском конкурсе школьников-чтецов в Ленинграде было прослушано 118 учащихся. Участники конкурса предварительно проходили внутришкольные и районные отборочные прослушивания, таким образом на городской конкурс попали лучшие представители занимающихся художественным словом. Из прослушанных участников конкурса: 58 человек - имели дефектные звуки "ш" и "ж"; Поистине - налицо "массовая речевая инвалидность"! - по меткому выражению проф. М.Е.Хватцева. Дефектное произношение звуков имеет также широкое распространение и в речи взрослых. Большим количеством речевых дефектов насыщена речь многих абитуриентов, поступающих в институты, университеты. Искажению подвергаются в наибольшей степени звуки "с", "з", "ш", "ж", "ч", "щ". Об этом говорит повседневная практика. К наиболее распространенным недостаткам следует отнести и произнесение смягченных "т" и "д". Именно эта группа согласных искажается не случайно. Перечисленные звуки наиболее сложны по своей организации, в их произношении принимает участие наибольшее количество мышечных групп, нервов, совместная работа которых трудно налаживается. Итак, острота слухового восприятия и отточенность артикуляционных движений, являющиеся необходимыми условиями чистоты произнесения перечисленных звуков речи, - нередко в жизни не достигает должного совершенства, это ведет к возникновению дефектного звучания указанных согласных. Недостаточное внимание к фонетической организации живой речи со стороны школы и семьи, анатомо-физиологические особенности речевого аппарата, несовершенная речь окружающих является той почвой, на которой произрастает и процветает во всех формах косноязычие.
В работе предлагается: 1. Анализ и характеристика наиболее распространенных речевых недостатков. Функционирование речевого аппарата осуществляется посредством синхронной работы трех теснейшим образом связанных, "сплетенных" между собой систем: дыхательной, артикулярной и голосообразующей. 1. Множество мышц и нервных волокон включаются в работу при произнесении любого звука. Тем не менее расплывчатые, туманные, зыбкие ощущения, сопровождающие мышечную деятельность, поддаются конкретизации, прояснению, воспитанию. "... Боли из массы мышц, действовавших до настоящего момента разом, то есть совокупно, выделяется деятельность одной, и эта одинокая мышца часто упражняется в одном и том же направлении, тогда и ощущение, вызываемое сокращением ее, должно необходимо представляться сознанию с более и более определенным характером". (Сеченов. "Рефлексы головного мозга",) В этой закономерности - путь к сознательному управлению речевым аппаратом.
Работа по исправлению дефектных звуков может идти двумя путями: 1. Студент слышит дефектность своего произношения. Воспроизводя "больной звук" вслед за преподавателем, студент верно настраивает работу артикуляторных органов при помощи слухового контроля. Единый вариант - наиболее благоприятный для исправления произношения. Отправным моментом становится не слуховой контроль, а воспитание необходимой артикуляционной установки. В подобных случаях у студента нет неполноценного слуха. Мы здесь имеем дело со слухом, неправильно воспитанным под воздействием речи окружающих. Если инертно все тело языка Упражнение I. "НА ФУТБОЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКЕ" А. Вы - футболист, присутствуете на футбольной тренировке. Удар по мячу делается таким образом, чтобы.движение право! ноги осуществлялось в передне-верхне-левом направлении. Пятна правой ноги проходит над носком левой ступни. Во время удара по мячу произносится звук "с". Левая нога работает в передне- верхне-правом направлении. Упражнение может делаться как одной ногой, так и обеими ногами попеременно (следить, в каком случае лучше звучит "с"). Б. Поддаем футбольный мяч ногой в вертикальном направлении. Как и в предыдущем упражнении, работает не носок ступни, удар делается ее внутренней боковой поверхностью. Во время удара на выдохе произносится "с". Перед каждым ударом - вдох. Чем чаще делаются удары, тем быстрее и короче становится вдох, тем короче становится выдох и произносимый звук. Упражнение 2. - "БРОШУ КАМЕНЬ" Приблизив подбородок к грудной клетке, бросаем из-за головы камень по дугообразной линии, произнося при этом звук "с". Перед броском кисть сжата в кулак и находится у затылка. Сжатые в кулак пальцы максимально развернуты вверх, по направлению броска. Камень бросается почти себе под ноги. Кисть во время броска движется на близком расстоянии от головы и фактически описывает линию, повторяющую форму головы. Во время выполнения описанных упражнений активен весь двигательный аппарат человека. Это вызывает активизацию и связанного с ним речевого аппарата - энергичнее становится дыхательный процесс, более точно и оперативно начинают работать обычно вялые артикуляционные мышцы. Предложенные упражнения помогают студенту получить нужную артикуляционную установку: направленность выполняемых движений вверх; это вызывает устремленность вверх и у артикуляционных мышц. В результате язык при произнесении звука "с" занимает приподнятое, слегка выгнутое вверх положение. Звук "с" становится чище, так как вследствие приподнятости языка улучшается контакт и краев языка с боковыми зубами и приподнявшейся передней части спинки языка с альвеолами верхних зубов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Студенты, речь которых должна быть очищена от дефектных звуков, пользуются привычными навыками в лучшем случае около двадцати лет. Часто возраст студента превышает и тридцать лет (особенно на заочном отделении). В будущей профессии сегодяшним учащимся придется устранять речевые недостатки не только в детских самодеятельных коллективах, но и во взрослых, где кружковцы могут быть и преклонного возраста. Сложностью, трудоемкостью этого процесса и порождены многие описанные приемы, помогающие наиболее эффективно и быстро прийти к желаемому результату. Использование всего комплекса предлагаемых приемов дикционного тренинга позволит сделать успешной работу по исправлению речевых недостатков ке только с детьми, но и со взрослыми людьми, у которых, в отличие от детей, речевые навыки уже сложились и закреплены многолетней речевой практикой. Резервы нашего организма столь обширны, что активизация их и практическое использование в речевом тренинге позволяют достичь положительного эффекта в наиболее сложных случаях, Мобилизация этих резервов и осуществляется посредством использования предложенного тренинга.
Г.В. Комякова Исправление речевых недостатков ВВЕДЕНИЕ Речевые дефекты в калейдоскопе всевозможных речевых отклонений обращают на себя особое внимание. Это один из наиболее серьезных изъянов, искажающих красоту звучащего слова. Для наглядности приведем один пример. На городском конкурсе школьников-чтецов в Ленинграде было прослушано 118 учащихся. Участники конкурса предварительно проходили внутришкольные и районные отборочные прослушивания, таким образом на городской конкурс попали лучшие представители занимающихся художественным словом. Из прослушанных участников конкурса: 58 человек - имели дефектные звуки "ш" и "ж";
Поистине - налицо "массовая речевая инвалидность"! - по меткому выражению проф. М.Е.Хватцева. Дефектное произношение звуков имеет также широкое распространение и в речи взрослых. Большим количеством речевых дефектов насыщена речь многих абитуриентов, поступающих в институты, университеты. Искажению подвергаются в наибольшей степени звуки "с", "з", "ш", "ж", "ч", "щ". Об этом говорит повседневная практика. К наиболее распространенным недостаткам следует отнести и произнесение смягченных "т" и "д". Именно эта группа согласных искажается не случайно. Перечисленные звуки наиболее сложны по своей организации, в их произношении принимает участие наибольшее количество мышечных групп, нервов, совместная работа которых трудно налаживается. Итак, острота слухового восприятия и отточенность артикуляционных движений, являющиеся необходимыми условиями чистоты произнесения перечисленных звуков речи, - нередко в жизни не достигает должного совершенства, это ведет к возникновению дефектного звучания указанных согласных. Недостаточное внимание к фонетической организации живой речи со стороны школы и семьи, анатомо-физиологические особенности речевого аппарата, несовершенная речь окружающих является той почвой, на которой произрастает и процветает во всех формах косноязычие. В работе предлагается: 1. Анализ и характеристика наиболее распространенных речевых недостатков. Функционирование речевого аппарата осуществляется посредством синхронной работы трех теснейшим образом связанных, "сплетенных" между собой систем: дыхательной, артикулярной и голосообразующей. 1. Множество мышц и нервных волокон включаются в работу при произнесении любого звука.
Тем не менее расплывчатые, туманные, зыбкие ощущения, сопровождающие мышечную деятельность, поддаются конкретизации, прояснению, воспитанию. "... Боли из массы мышц, действовавших до настоящего момента разом, то есть совокупно, выделяется деятельность одной, и эта одинокая мышца часто упражняется в одном и том же направлении, тогда и ощущение, вызываемое сокращением ее, должно необходимо представляться сознанию с более и более определенным характером". (Сеченов. "Рефлексы головного мозга",) В этой закономерности - путь к сознательному управлению речевым аппаратом. Работа по исправлению дефектных звуков может идти двумя путями: 1. Студент слышит дефектность своего произношения. Воспроизводя "больной звук" вслед за преподавателем, студент верно настраивает работу артикуляторных органов при помощи слухового контроля. Единый вариант - наиболее благоприятный для исправления произношения. Отправным моментом становится не слуховой контроль, а воспитание необходимой артикуляционной установки. В подобных случаях у студента нет неполноценного слуха. Мы здесь имеем дело со слухом, неправильно воспитанным под воздействием речи окружающих.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.012 с.) |