Правовой обычай в Древнем Египте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой обычай в Древнем Египте



· Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законода- тельство из божественных установлений, и поэтому нормы древне- египетского права были в то же время нормами религиозного проис- хождения и назначения. Легитимации власти и управления содейст- вовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая пра- вовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо кон- фликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, вы- ступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка спра- ведливости», богиня порядка и справедливости Маат — ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу — душе умершего). Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небес- ными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Феми- да, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведе- ния, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях об- ретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основан- ных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах дея- тельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописа- ниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов. Разделение ролей мужчины и женщины было закреплено обыча- ем. Часть занятий — музыка, украшательство, парикмахерские услу- ги — можно считать профессией, а не упомянутым разделением ро- лей. Женщины могли вырасти до ранга «надзирательниц» за жен- ской прислугой в богатых домах или же присутствовать на высокопоставленных приемах во дворце или храме. Они никогда не назначались на административные посты, но они могли представ- лять мужей с официальными поручениями. В их пользу могли быть составлены завещания, они могли владеть собственностью и иметь слуг. Некоторые из них достигали независимости за счет хорошей семейной обеспеченности. Однако вдовы и незамужние считались среди самых несчастных; а в семейной жизни замужние женщины в большинстве зависели от диктата мужей. Брак осуществлялся без церемоний и был простым соглашением супругов. Но даже неформальное их бракосочетание направлялось условностями разумного поведения; их ответственность была очень серьезной по отношению к партнеру по браку и их общине. Насилие и неверность с любой стороны обычно не допускались. Развод про- исходил по согласию или по причинам неверности или бесплодия. В поздний период женщина могла инициировать развод и имела по- кровительство закона в отношении раздела имущества. Иногда перед бракосочетанием достигалось соглашение, в котором женщина пере- числяла свои собственные владения при вхождении в брачный союз, для того чтобы удержать их в случае развода. Развод содействовал тому, что многие замужние египтянки ста- новились одинокими в продуктивный период жизни, и потому сери- альная моногамия была распространенной. Есть свидетельства, что множество бракосочетаний умерялось, по крайней мере, для мужчин, хотя это, вероятно, вело к заточению (удержанию) жен в обо- собленные дома. Семья со многими детьми считалась идеалом. Дети именовались «штатными помощниками пожилых». Типическое домовое сообщество поддерживало овдовевших родителей и неженатых родственников. Были и приемные дети. Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчи- няющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготов- лять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем. Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1—2% в большин- стве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фа- раон Рамзес II (XIII в. до н. э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни. О разводе и его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: соб- ственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей. На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завеща- нии. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответст- венным по уходу за могилой и наделялся постоянным или времен- ным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.003 с.)