ТОП 10:

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ГЕНЕЗИСЕ ПРАВА



Тема соотношения экономического и юридического имеет свою мно­говековую, историю. И хотя господствующие ныне экономические тео­рии охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам, нельзя забывать, что сама возможность исправного функциони­рования экономического механизма предполагает учет субъектами эко­номики требований права. Массовое пренебрежение правовыми норма­ми, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-право­вой системы приводят к разрушению экономических связей. Сегодня в России это ощущается с особой остротой.

Проблема правового воздействия на экрномические (хозяйственные) отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В совет­ский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, исследования, научные конференции и т.д. Особую значимость таким работам в современный период придали очевидные неудачи экономического реформирования и настоятельная необходи­мость разработки реалистической и эффективной концепции выхода из экономического кризиса. Но, как сейчас стало ясно, проблема эконо­мического реформирования не может быть успешно решена без преоб­разований всех сфер общества, в том числе и таких далеких от матери­ального производства, как культура, духовный менталитет и т.д. Един­ственным же инструментом, способным оказать такое глобальное регулирующее воздействие на ведущие сферы жизни общества, является право.

В вопросе соотношения права и экономики важно определить исход­ные методологические и общетеоретические положения в понимании таких явлений в жизнедеятельности общества, как право и экономика. Политика, экономика, право, культура, религия, частная жизнь - вот тот неполный перечень общественных сфер жизнедеятельности челове­ка, и довольно трудно выделить одну из них в качестве первоосновы. Человек реализует себя в различных общественных сферах, право и экономика являются лишь одними из них, возможно, наиболее жизнен­но важными.

Термин "экономика" происходит от греческого oikonomike, что оз­начает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном языке под этим термином мы имеем в виду прежде всего материальную среду жизни человека, определенную систему хозяйственных отношений, Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху первобытного об­щества, однако точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторы

I

считают, что экономика появляется там и тогда, где и когда производст­во материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъек­тов, когда оно "управляется" рыночными механизмами, т.е. не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах, экономи­ки рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического общест­ва . Другие полагают, что выведение за пределы экономики всех неры­ночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фак­там экономического развития общества2. Научные споры экономистов о содержании понятия "экономика" способствуют более детальному изу­чению этого сложного общественного явления, определению взаимосвя­зи между экономической и другими сферами общественного бытия. В рамках нашей проблемы важно общее представление об экономике как такой сфере постоянной деятельности людей, в которой создается бо­гатство для удовлетворения их разнообразных потребностей, при этом под богатством понимается совокупность материальных и культурных благ, которыми располагают люди3.

В юридической науке существует множество теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою первопричину его возникно­вения. Наша задача - определить, каким образом экономическая жизнь общества повлияла на возникновение и развитие права.

Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отно­шений, что привело к обеднению в определенном смысле понимания и значения права в жизни общества. С точки зрения исторической дейст­вительности трудно возражать против важности экономического факто­ра в возникновении права. История права дает немало тому подтвер­ждений.

На первых ступенях рождения общества были правила, которые сложились и функционировали в виде обычаев, сформировавшихся в результате естественного эмпирического обобщения многочисленных актов поведения; человек не выделял себя из социального целого и по­тому необходимая направленность деятельности могла обеспечиваться лишь стихийно складывающимися запретами (табу).

Принципиально качественный переворот, который принято называть "неолитической революцией", явился рубежом, делящим всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства - на присваивающую и производящую экономику, и одновременно породил

1 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1996. Гл. 3, 1.

См. напр.: "Постэкономическая общественная формация": объективная тенденция и теоретическая гипотеза? // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 1.С. 112.

3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993. С. 5.

16-6343

потребность и необходимость в формировании таких социальных норм, которые помимо запретов и обязанностей представляли бы и обеспечи­вали возможность выбора решения и действия индивидов. Признаем бесспорным тот факт, что под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Люди, поставленные в неравные условия распределения общественного лро-дукта, перестают ощущать справедливость существующего порядка. С целью унификации правового регулирования и признания общеобяза­тельными обычаев, соответствующих потребностям изменившегося об­щественного развития, появляются первые писаные источники права. В самом процессе возникновения, особенностях и свойствах права до­вольно явственно ощущается "дыхание" экономических отношений1. Вместе с тем представляется чрезмерным преувеличением связывать появление права с рынком, требующим свободы и равенства частных собственников - субъектов обмена . В этой связи интересен подход в выделении двух основных путей развития права: там, где господствую­щее положение занимала государственная собственность (страны Древ­него Востока), и в обществах, основанных на частной собственности (европейские государства древнего мира).

В ранних государственных образованиях с высокоразвитой правовой культурой, возникших в долинах рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга и на берегу Желтого моря, социальную базу составляла прежде всего сельская община - ей отводилась роль основного производителя мате­риальных благ; земля и построенные на ней оросительные сооружения, являясь важнейшим объектом собственности, формально принадлежали богоподобным правителям, фактически же существовало несколько ви­дов владений: государственное, храмовое, общинное и частное. Сущест­вуют небезосновательные версии того, что причиной создания правовых источников этих цивилизаций являлась юридическая защита социально-экономических устоев общества3.

Устанавливая предельный процент денежного займа, ограничивая произвол со стороны государственных чиновников по отношению к ря­довому общиннику, монархическая власть, таким образом, восстанавли­вала в определенном смысле социальную справедливость и обеспечива­ла податные и военные интересы государства. На наш взгляд, аналогич­ная защита социально-экономических интересов государства нашла свое отражение и в правовом памятнике Древней Руси - "Русской Правде", поскольку община (вервь) и на Руси выполняла роль основной социаль­но-экономической единицы.

1 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 43-44.

2 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 87.

3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

С. 45.

Следует отметить, что в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер и представляли собой свод установлений монарха. Несколько иным со­держанием были наполнены правовые предписания в обществах, осно­ванных на частной собственности.

Господство частной собственности обусловливает необходимость юридического закрепления равенства собственников, поэтому норма­тивно-правовые предписания отличались достаточно высокой степенью формализации. Так, благодаря формулярному процессу в римском пра­ве экономические отношения получили надежную защиту. Процесс су­договорения, отторжения собственности или приобретения имущества в собственность был связан не с социально-имущественным положением того или иного собственника, а с правильностью соблюдения правовой процедуры. Этот принцип формального равенства отличался такой сте­пенью совершенства, что пережил на многие века народ, его использо­вавший, и не потерял своего значения и сегодня.

Идеи социально-экономического равенства и справедливости, на­шедшие свое отражение в официальных правовых источниках, имеют своей первоосновой принцип эквивалентности, возникший при обмен­ных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты и услуги как равноценные, при этом "формировались... представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом"1.

Понятие эквивалентности у разных народов на различных этапах бы­ло различным. В этом смысле самым древним обычаем был обычай та­лиона. Позже практически у всех народов был обычай кровной мести. В период раннегосударственного развития этот обычай входит в проти­воречие с социально-экономическими и военными интересами государ­ства, поскольку мог привести к потере налогоплательщиков и защитни­ков государства, и государственная власть вынуждена была создавать систему наказаний (штрафы, телесные наказания, лишение жизни и др.), исходя из принципа социальной справедливости, корни которой, по нашему мнению, уходили в обменные отношения.

Замкнутость феодальных владений и переход к натуральному хозяй­ству создали новые представления о социальной и экономической спра­ведливости. Обмен стал невозможен (или, по крайней мере, затруднен), поскольку участники экономической жизни - крестьяне - перестали быть лично свободными. Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получить произведенный кресть­янами продукт. В то же время феодал всецело зависел от экономиче­ской эффективности своего владения, поэтому крестьяне, оказывая кол-

1 Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 25.

лективное воздействие на своих господ, добивались определенного об­легчения своего положения.

Возникновение и рост средневековых городов способствовал, с од­ной стороны, разрушению феодального натурального хозяйства, а с дру­гой, - появлению городского и торгового права. Города стали основой нового способа производства и нового способа распределения. Город­ской житель существенно отличался от непосредственного производите­ля в феодальном владении. Независимо от природы возникновения того или иного города острой потребностью была для горожан личная свобо­да. Она проистекала из самой сущности самостоятельного товарного производства, которое не может нормально функционировать без свобо­ды товаропроизводителя распоряжаться своей личностью, временем, имуществом. Итогом коммунальной борьбы средневековых городов бы­ло полное освобождение от феодальной зависимости и создание систе­мы городского самоуправления - коммун, наделенных правом издавать правовые предписания, регулирующие городскую жизнь. Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, меры длины, меры веса, правила торговли и т.д. Создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью. В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права: Ломбард­ский сборник (XII в.), выработанный в судах Милана, Великие кутюмы Нормандии (XIII в.) и Кутюмы Бовези (XIII в.) во Франции; немецкие кодификации Саксонское зерцало и Швабское зерцало и др. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 г., задачей кото­рого являлось унифицировать деятельность органов феодальной юсти­ции в условиях развития Московского централизованного государства.

Несмотря на большую кодификационную работу, феодальное право не удовлетворяло развивающиеся экономические отношения. Римское право, возникшее в условиях развитого товарного производства, господ­ства частной собственности и высокой юридической культуры, стало своего рода находкой для развивающегося мелкотоварного производства, вместе с тем дуализм обычного и римского права открывал неограни­ченные возможности для судебного и административного произвола1.

Несколько по-иному складывалась правовая ситуация в Англии. Норманское завоевание (1066 г.) не только повлияло на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, но и произ­вело революцию в праве. Английский феодализм существенно отличал­ся от феодализма, господствовавшего в континентальной Европе. Нор-манская королевская власть создала систему прямой зависимости фео-

1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996. С. 181.

дала от короля, избежав тем самым обособленности феодальных владе­ний. В интересы королевской власти входило вмешательство в правосу­дие. Таким образом, в противовес местным обычаям "общее право -право английское и общее для всей Англии - было создано исключи­тельно королевскими судами"1. Но королевские суды не могли успевать в своем развитии за потребностями социально-экономического и поли­тического развития английского общества. Соперником общего права стало право справедливости, которое изначально представляло собой вмешательство короля в решения, вынесенные королевскими судами, а затем являло собой дополнения или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.

Рецепция римского права в континентальной Европе, становление права справедливости в Англии было вызвано к жизни, по всей видимо­сти, появлением и развитием раннекапиталистических отношений (под термином "раннекапиталистические отношения" имеется в виду широ­комасштабное развитие товарно-денежных отношений) , нуждающихся не только в новом уровне правового регулирования, но и в новом идео­логическом обосновании.

Общеизвестно, что господствующей идеологией периода становления и расцвета феодальных отношений в Западной Европе являлось христи­анское учение, которое в своей основе враждебно богатству, из­влечению прибыли, а самое главное, отвергало самостоятельность жиз­недеятельности человека, подчеркивая его зависимость от Божьего провидения. Зачастую религиозные догмы переплетались с нормативно-правовыми установлениями в светском праве, а в каноническом - пол­ностью исходили из основ христианского учения.

Идеологическое обоснование развивающиеся экономические отно­шения нашли в эпоху Реформации. Безусловно, капитализм как хозяй­ственная система не явился продуктом Реформации, но "реформа­торская вера" больше, чем другие исповедания, способствовала разви-

1 Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы со­временности. М., 1996. С. 211.

В литературе существует мнение о том, что товарное хозяйство начинает свое существование со времен первобытного общества (напр.: Иноземцев ВЛ. Исторические формы товарного хозяйства как этапы прогресса экономической формации // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 2. С. 22-50). Мы придерживаемся точки зрения, что товарно-денежные отношения возникают только с момента, когда товаром становится рабочая сила. Массовое освобож­дение крестьян от личной зависимости и превращение их в наемных рабочих в Западной Европе относится к началу - середине XVI в. (крестьянские войны), в Англии несколько раньше - с эпохи огораживаний (XV в.). Существовавшие до этого товарные отношения носили скорее эпизодический характер и в силу определенных причин не получали широкого распространения.

тию "капиталистического духа"1. Как это отразилось на праве? Прежде всего Реформация сделала первый шаг к установлению рационалистиче­ского естественно-правового мышления, которое получило свое теоре­тическое обоснование в эпоху Просвещения и успешно развивалось в дальнейшем.

Естественное право, речь о котором шла еще в античности, рассмат­ривалось как самостоятельный источник права, основанный на извечно установленном порядке и на требованиях справедливости. Основой же рационалистического естественного права становится человеческий ра­зум. "Протест против исторических предрассудков был поднят во имя разума, - писал известный русский теоретик права Г.Ф. Шершеневич, -не примиряющегося с тем, что есть, а диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума"2. Возбуждая в человеке веру в себя, естественно-правовое понимание права придавало человеку смелости. "Во всяком положении народ всегда в силах изме­нить свои законы, - писал Руссо, - даже самые лучшие..."3

Среди многих идей естественно-правового учения заслуживает наи­большего внимания принцип неотъемлемости прав и свобод человека и равенство людей от природы, поскольку, как известно, буржуа изна­чально принадлежали к политически бесправному сословию, что суще­ственным образом отражалось на их экономической деятельности. Вос­становление социальной и экономической справедливости воплотилось в лозунге "Свобода! Равенство! Братство!" эпохи буржуазных револю­ций.

Понимание свободы исходило не только из личной свободы индиви­да, но и прежде всего из права собственности, которое требовало пра­вового закрепления и охраны. В Декларации прав человека и граждани­на Великой Французской революции 1789 г. утверждается естественное право человека на собственность; право собственности рассматривается в качестве неприкосновенного и священного. Идея равенства, помимо равенства всех перед законом, предполагала равенство возможностей и равенство исходного пункта4. Призыв к братству имел глубокие эконо­мические корни. Экономическая деятельность развивающегося капита­листического общества не могла ограничиваться только рамками от­дельного государства, поэтому требовала коренных политико-правовых изменений на всех территориях, где имела свой экономический интерес буржуазия. Отсюда космополитизм идей естественного права: "Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произве­дения. М., 1990. С. 61-106.

2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. С. 92.

3 Там же. С. 93.

Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 334.

не может и не должно быть права французского, английского, немецко­го. Право только одно - человеческое"1.

Спустя столетия, в 1948 г., мировое сообщество в лице ООН приня­ло Декларацию прав человека, являющуюся эталоном правового регули­рования цивилизованного общества, в основу которой положены идеи естественно-правового учения.

Таким образом, поиск социальной справедливости в складывающих­ся капиталистических отношениях в противовес отживающим феодаль­ным породил необходимость правового закрепления основных элемен­тов новой экономической системы, таких, как экономическая свобода, неприкосновенность собственности и равенство хозяйствующих субъек­тов.

Исторически именно в эпоху становления капиталистических отно­шений оформились основные национальные правовые системы, и право, будучи их основным элементом, превратилось в непременный атрибут общественной жизни, обладающий относительной самостоятельностью. В свою очередь, экономическая деятельность, приобретя черты рыноч­ной, другими словами, саморегулирующейся и саморазвивающейся сфе­ры общественного бытия, так же как и право, становится относительно самостоятельной.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.007 с.)