Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Провал коммуникации. Сайт «Эха Москвы», 08 октября 2013
http://echo.msk.ru/blog/skobov/1172816-echo/
Неторопливо истина простая В реке времён нащупывает брод: Родство по крови образует стаю, Родство по Слову – создаёт Народ. Александр Городницкий
«Вечные ценности: провал коммуникации» – так называлась нашумевшая, а затем признанная экстремистской и запрещенная статья журналистки Майи Кучерской, опубликованная в газете «Ведомости». Речь шла о взорвавшей себя террористке-смертнице. Майя Кучерская пыталась показать, что существуют причины, толкающие нормальных людей к террору. Что эти причины не из космоса возникают, а создаются другими людьми. Что во власти этих других людей таких причин не создавать. Что одна из очень важных таких причин – глухота, равнодушие, невосприимчивость к чужой боли. Это и посчитали «оправданием терроризма». Я вспомнил эту статью, когда читал комментарии к рассказанной Ксении Лариной истории бывшего министра московского правительства Александра Брагинского. Его захватили в плен «гвардейцы» Верховного Совета. Неоднократно избивали, в том числе и в кабинете исполняющего обязанности президента – в присутствии последнего. Сделали инвалидом. Человек промыкался 8 лет по больницам и умер. Я не хочу останавливаться на тех, у кого история Александра Брагинского вызвала лишь желание «чисто поржать». Все-таки во всех учебниках и словарях человек определяется как существо, наделенное способностью к членораздельной речи. То есть не только к ржанию. Но и вполне владеющие членораздельной речью оппоненты Ксении Лариной не находили и не стремились найти иных слов, кроме звенящего как пощечина упрека: «Вы жалеете только своих». Однако и «противоположная сторона» не искала иных слов. «Дискуссию» можно свести к следующему: – У нас жертв было больше. – Вы вели с нами вооруженную борьбу, и ваши жертвы – легитимные цели. – Представитель власти поднявшего вооруженный мятеж президента для нас – тоже легитимная цель. И так по кругу. Такова диспозиция, описываемая банальной до тошноты фразой: «У каждой из сторон своя правда». Одни не понимают, что нельзя мучить пленного, будь он трижды легитимной целью (про обращение с пленными вообще-то целая Женевская конвенция написана). Другие убеждены в своем историческом праве переступить через Конституцию, если она защищает тех, кто не понимает, что нельзя мучить пленного. Вот это и есть полный «провал коммуникации». Полная неспособность и нежелание почувствовать чужую боль, понять или хотя бы услышать друг друга.
Этот текст – не про то, стоит ли Конституция одного замученного. Он про слова, которые мы выбираем. Слова бывают как пули. Но между словом и пулей всегда есть одно отличие. Когда стреляют друг в друга настоящими пулями, у человека нет выбора, отвечать ли на пулю пулей или нет. Когда стреляют словами, у каждого всегда остается выбор: ответить тем же, или найти слова иного рода. За последние 20 лет произошло катастрофическое обесценивание слов. Но я все еще по старинке верю в силу Слова. Неправда, будто не имеет значения, что как называть. Имеет. Когда мы используем те или иные слова для обозначения тех или иных понятий, этим подаем сигнал о степени честности наших намерений, о том, как мы относимся к оппоненту. Считаем ли мы его равным себе, или вообще не считаем человеком. Когда тебе показывают, что не считают тебя человеком, взгляд затуманивается, а руки сами тянутся передернуть затвор. И ты не думаешь про то, что нельзя мучить пленного. Есть вещь, не менее отвратительная, чем непонимание того, что мучить пленного нельзя: самодовольное высокомерие победителей. Правда, победители не выглядят сегодня убедительно. То есть, совсем не выглядят победителями. Они отброшены туда же, где пребывают когда-то побежденные ими. И живут воспоминаниями о том, что когда-то они были победителями. Холят и лелеют сознание этой своей тогдашней победы. И отметают с порога саму мысль, что могли тогда быть в чем-то неправы. И происходит «провал коммуникации». Можно объяснить и понять многое. И эксцессы разъяренной толпы, которой объяснили, что она – отработанный человеческий материал, неспособный вписаться в прекрасный новый мир. И испуганный крик тех, кого «защитники Конституции» грозились перевешать как жидо-масонов и американских агентов. Защитите нас от этой Конституции! К черту такие законы! Я бы не стал бросать камни в тех, кто тогда просто испугался. Еще раз – это все можно понять. Труднее понять отсутствие рефлексии через 20 лет.
Когда мы отказываемся называть государственный переворот государственным переворотом, а расстрел парламента – расстрелом парламента, мы создаем тот самый «провал коммуникации». А чего такого? Ведь только припугнули болванками. Фасад Дома Советов можно очистить от черной гари. Но никакими силами не отодрать от этой гари Белый Дом в исторической памяти. Да, государственные перевороты тоже не происходят без причин. Более весомых, чем безответственные угрозы отмороженных маргиналов. И Сергей Пархоменко трижды прав, когда предлагает не ограничиваться обсуждением событий 3-4 октября, а проанализировать их предысторию. Только что он сам сделал для этого? Так, вскользь брошенная в начале эфира радио «Свобода» фраза: «Одни пытались управлять указами, другие – поправками к Конституции». Все. Дальнейшего развития эта тема в его эфирах не получила. И мы вновь и вновь соскальзываем к обсуждению событий 3-4 октября. Туда, где никто не ищет родства по Слову. Там действует только братство по пролитой крови. Своей и чужой. Железный закон стаи. Да, Съезд народных депутатов, если и не нарушал Конституцию формально, то, по образному выражению одного из участников дискуссии на «Дожде», использовал ее как мухобойку. Гонялся за президентом с очередной поправкой после очередной попытки правительства надуть парламент и обойти его президентским указом. Мое сугубо личное мнение – не пытайтесь надуть и обойти парламент, чтобы за вами не гонялись со свернутой в трубочку Конституцией и не пытались прибить очередной поправкой. Можно говорить о неоднозначности итогов референдума, как и о неоднозначности решения Конституционного суда, признавшего 3-й и 4-й пункты имеющими конституционное значение по смыслу. Но этот текст не про то, кто был юридически и исторически прав. Он про слова, которые мы выбираем. Участники дискуссии на «Дожде» с «президентской стороны» – Сергей Пархоменко, Николай Сванидзе, Георгий Сатаров – люди, задающие дискурсы и смыслы. Они в совершенстве владеют даром членораздельной речи. Умеют находить нужные слова. Нужные им слова. И если каких-то слов они не находят, значит не считают это необходимым. А ведь с них спрос больше, чем с тех, кто умеет издавать только лошадиные звуки. Авторитарная власть существует лишь там, где нет Народа. Где есть только разобщенная масса говорящих на разных языках и не понимающих друг друга. Либо мы научимся находить те слова, с помощью которых можно разговаривать, а не стрелять, слова, которые помогут перешагнуть через кровь и стать Народом, либо мы обречены и дальше влачить существование способного лишь ржать и мычать быдла под сенью Всероссийского Паханата.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.007 с.) |