ТОП 10:

Около 1500 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.



 

 

мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Ма­донн. Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), — приобрело возвышен­ный характер в лучшем произведе­нии раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г.). Про­исходящая на фоне чудесной архи­тектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Вырази­тельны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: напри­мер, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, со­звучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение. В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное вели­чие. В цикле Мадонн он варьировал

изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пей­зажа. Особенно хороша «Мадонна в зелени» (1505 г.). В картине исполь­зована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тон­кая гармония красок.

Рафаэль Санти. Мадонна ди Фолиньо.

Начало XVI в.

Ватиканская пинакотека, Рим.

Рафаэль Санти.

Диспута. Фрагмент. Начало XVI в.

Ватиканский дворец, Рим.

ВАТИКАНСКИЕ CTAHЦЫ

Первое помещение называется Станца делла Сеньятура («комната надписей»). В этой станце находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509—1511 гг.): фреска «Диспута», посвящённая богословию, «Афин­ская школа» — философии, «Пар­нас» — поэзии, «Мудрость, Умерен­ность и Сила» — правосудию.

Во фреске «Диспута» изображе­ны Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико. В верхней части восседают на обла­ках апостолы, расположившиеся по обеим сторонам Троицы в образах Христа, Бога-Отца и голубя — Свя­того Духа. Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасите­лю. Композиция сверху завершает­ся (как во всех фресках станц) ок­руглой арочной формой.

Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Фреска прославляет мощь разума, объемлю­щего весь мир. В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновен­ного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельст­вуют указующие жесты: Платона — на небо, Аристотеля — на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает кни­гу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по гри­фельной доске. Погружён в глубо­кую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Непо­далёку от Платона беседует со слу­шателями Сократ, а на ступенях по­лулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фре­ски Рафаэль изобразил самого се­бя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.

Станца д'Элиодоро (1511 — 1514 г.) получила название от глав­ной фрески «Изгнание Илиодора»,

которая повествует о чуде, произо­шедшем в Иерусалимском храме, когда сирийский полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда небесным всадни­ком (намёк на изгнание французов из Папской области). Среди созер­цающих чудо зрителей изображён папа Юлий II. Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощни­ками. Фрески «Месса в Больсене» и «Чудесное освобождение апосто­ла Петра из темницы» принадлежат целиком его кисти.

Третья, Станца дель Инчендио, в росписях которой Рафаэль прямо­го участия не принимал, сильно уступает предшествующим.

Рафаэль Санти.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.100 (0.004 с.)