Монастырь Санта-Мария делла Паче. XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монастырь Санта-Мария делла Паче. XVI в.



ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до кон­ца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продол­жался до середины столетия.

Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и че­ловеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчест­ве это отразилось не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, ко­торый, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрож­дения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержан­ным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и по­следующим кризисом.

ДОНАТО БРАМАНТЕ

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на осно­вании предшествующих открытий и успехов сложился единый класси­ческий стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, вели­чественная монументальность кото­рых была созвучна эпохе.

Роль Донато Браманте (1444— 1514), который наметил пути раз­вития архитектуры Италии XVI в, можно уподобить роли Филиппо Брунеллески в зодчестве раннего Возрождения.

Браманте начинал творческую дея­тельность как живописец. В этом ка­честве в 1476 г. он был приглашён в Милан ко двору герцога Лодови-

ко Моро. Здесь произошла его встреча с Леонардо да Винчи, гра­достроительные идеи которого ока­зали на мастера сильнейшее влия­ние. Хотя Браманте и обладал выдающимся талантом живописца, в это время его всецело захватило увлечение архитектурой. В милан­ский период творчества, дливший­ся двадцать лет, Браманте возвёл не­сколько великолепных зданий, среди которых выделяется пере­строенная по приказу Лодовико Моро алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие. В этой постройке Браманте с ред­ким изяществом соединил местные ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой.

Наибольших высот в творчестве Браманте достиг во время работы в Риме, куда он переехал в 1499 г., пос­ле того как Милан был взят фран­цузскими войсками. Именно там искусство Браманте приобрело клас­сическую чистоту, монументаль­ность, пластическое совершенство.

Зодчему пришлось завершать на­чатый другим архитектором фасад палаццо Канчеллария. Благодаря ог­ромной, четко расчленённой по­верхности фасада с плоским рустом величественный дворец приобрёл черты общественного сооружения (оно и стало административным папским зданием). Безупречный по очертаниям стройных арок, боль­шой красивый прямоугольный внут­ренний двор был целиком создан Браманте.

Начало новому классическому стилю положил маленький круг­лый Темпьетто (т. е. храмик), воз­двигнутый Браманте в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр. Окружаю­щая Темпьетто современная за­стройка не позволяет вполне оце­нить, насколько естественно и горделиво вписывается в окружаю­щее пространство стоящий на воз­вышении в несколько ступеней, окружённый колоннами и увенчан­ный куполом храм. В этом скром­ном по размерам памятнике была

осуществлена идея центрического купольного сооружения.

С восшествием на папский пре­стол Юлия II — человека энергично­го, который к тому же заботился о возвеличении Папского государст­ва, — началась пора перестройки и украшения Рима. Браманте стал главным папским архитектором.

Донато Браманте.

Рим.

Донато Браманте.

Темпьетто. XVI в.

Рим.

*Руст — камни с грубоколотой или выпуклой поверх­ностью, используемые для облицовки стен сооружения.

Ватикан. Рим.

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ

Когда-то на этом месте стояла древняя христианская базилика IV в. Она обветшала и уже не могла служить главным храмом Рима — города апостола Петра, центра католического мира. Собор, кото­рый задумал построить Браманте, в плане представлял греческий (т. е. равноконечный) крест, вписанный в квадрат. Центром здания был большой купол, по диаметру почти равный куполу Брунеллески во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре.

Браманте успел возвести храм только до высоты могучих арок. После его смерти в строительстве последовательно участвовали Ра­фаэль, Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло Младший. Оно затянулось на долгие годы, а затем и совсем прекратилось. В 1546 г. работы возобновились, ими руководил Микеланджело. Зодчий не­сколько изменил первоначальный план здания. Дальнейшая судь­ба собора относится уже к XVII столетию.

 

Андреа Верроккьо.

АНДРЕА ПАЛЛАДИО

Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архи­тектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гумани­сты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель Андреа ди Пьетро делла Гондола, дал ему имя Палладио (от греческой богини Афины Паллады), потому что считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость древних греков. Для изучения античных памятников Палладио неоднократно посещал Рим, а также Верону, Сплит в Хорва­тии, Ним во Франции. Палладио за­ложил принципы зодчества, кото­рые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII вв. и получили название палладианства. Свои идеи Палладио изло­жил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.). Композиции Палладио исполнены естественности, покоя, завершён­ности, строгой упорядоченности; ясна и целесообразна планировка зданий, связанных с окружающей средой. Постройки Палладио укра­сили Виченцу, Венецию и прилега­ющие к ним загородные местности. Виченца считается городом Пал­ладио. Его первое крупное здание здесь — Базилика (1549 г.), основой которой стала ратуша XIII в. Архи­тектор заключил старую постройку в двухъярусную ордерную аркаду из белого мрамора. Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загород­ные виллы. Важную роль он отводил в них фасаду. Например, фасад па­лаццо Кьерикати (1560 г.), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооруже­ния в Виченце, буквально пронизан воздухом. Нижний этаж его занима­ет сплошная мощная колоннада — галерея; на верхнем этаже глубокие лоджии расположены по углам.

Опоясывающие Виченцу виллы, построенные Палладио, разнообраз­ны. Но их объединяют общие прин­ципы, отвечающие требованиям удобства, чувству меры, симметрии и свободы композиции, гармонично связанной с окружающей природой. Самая знаменитая вилла «Ротонда» (1551 — 1567 гг.) близ Виченцы — первое центрально-купольное зда­ние светского назначения. Блестяще найденное Палладио композицион­ное и пластическое решение «Ротон­ды» послужило в будущем прообра­зом для многих храмов и мавзолеев. Белая вилла стоит на холме, в доли­не, в чудесной живописной местно­сти. Она представляет собой в плане

Андреа Палладио.

Палаццо Кьерикати

XVI в.

Виченца.

Андреа Палладио.

Вилла «Ротонда». XVI в.

Андреа Палладио.

Палаццо Гарцони. XVI в.

квадрат с вписанным в него круглым залом, перекрытым куполом. На каж­дой стороне кубического здания на­ходятся фронтонные портики с вы­несенными вперёд лестницами. В склонах холма скрыты хозяйствен­ные помещения.

В Венеции Палладио воздвиг церкви Сан-Джорджо Маджоре (на­чата в 1565 г.) и Иль Реденторе (1577—1592 гг.), которые в плане имеют форму латинского креста. Расположенная на острове того же названия церковь Сан-Джорджо Маджоре включила в центральный ансамбль Венеции водное простран­ство лагуны, завершив своим силу­этом важнейшие аспекты города.

Последнее произведение Палладио в Виченце начато в год его смерти. Teaтp «Олимпико» (1580 г.) — первое монументальное театральное здание в Италии. Строительство завершил архитектор Скамоцци. Палладио использовал здесь тип римского театра, хотя и придал зри­тельному залу не круглую, а эллип­совидную форму. И этот обнесён­ный колоннадой овал, и фасад сцены украшены многочисленными статуями. На сцене находятся посто­янные декорации, изображающие пять расходящихся, застроенных дворцами и домами улиц. Есть что-то волнующее, торжественное и пе­чальное в тихом пустом простран­стве театра, некогда поражавшего воображение своими волшебными зрелищами.

Постройки и архитектурные идеи Палладио оказали сильнейшее влияние на последующее развитие европейского зодчества, особенно в Англии, Франции и России.

 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъем­лющий характер деятельности это­го великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные руко­писи из его наследия. Леонардо по­священа колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо да Винчи родился в се­лении Анкиано близ Винчи, недале­ко от Флоренции; он был внебрач­ным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив не­обычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастер­скую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворённого белокурого ангела принадлежит кисти молодого Лео­нардо.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В от­личие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, на­сыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как про­стая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две круп­ные фигуры заполняют всё прос­транство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холод­ное голубое небо. Запёчатлён кон­кретный момент: мать, сама ещё ла­сковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и

наблюдает, как серьёзный малыш внимательно рассматривает незна­комый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.

Леонардо много эксперименти­ровал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Ита­лии перешёл от темперы к живопи­си маслом. «Мадонна с цветком» ис­полнена именно в этой, тогда ещё редкой, технике.

Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим си­лам ни как учёный-инженер, ни как живописец: изысканная утончён­ность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендо­вал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротех­нических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период твор­чества Леонардо (1482—1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным ху­дожником Италии, занимался архи­тектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проек­ты, Леонардо удавалось осущест­вить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро, продолжалось (с перерывами) более десяти лет, но она так и не бы­ла отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватив­шими Милан.

Это единственное крупное скульп­турное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников. Представление о статуе можно составить на основа­нии рисунков, запечатлевших раз­ные варианты и этапы работы над ней. Первоначально статуя изобра­жала всадника в стремительном движении, на вздыбленном коне,

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.

РАФАЭЛЬ

С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест­ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно­го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой

Начало XVI в.

Рафаэль Санти.

Ватиканский дворец, Рим.

ВАТИКАНСКИЕ CTAHЦЫ

Первое помещение называется Станца делла Сеньятура («комната надписей»). В этой станце находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509—1511 гг.): фреска «Диспута», посвящённая богословию, «Афин­ская школа» — философии, «Пар­нас» — поэзии, «Мудрость, Умерен­ность и Сила» — правосудию.

Во фреске «Диспута» изображе­ны Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико. В верхней части восседают на обла­ках апостолы, расположившиеся по обеим сторонам Троицы в образах Христа, Бога-Отца и голубя — Свя­того Духа. Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасите­лю. Композиция сверху завершает­ся (как во всех фресках станц) ок­руглой арочной формой.

Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Фреска прославляет мощь разума, объемлю­щего весь мир. В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновен­ного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельст­вуют указующие жесты: Платона — на небо, Аристотеля — на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает кни­гу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по гри­фельной доске. Погружён в глубо­кую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Непо­далёку от Платона беседует со слу­шателями Сократ, а на ступенях по­лулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фре­ски Рафаэль изобразил самого се­бя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.

Станца д'Элиодоро (1511 — 1514 г.) получила название от глав­ной фрески «Изгнание Илиодора»,

которая повествует о чуде, произо­шедшем в Иерусалимском храме, когда сирийский полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда небесным всадни­ком (намёк на изгнание французов из Папской области). Среди созер­цающих чудо зрителей изображён папа Юлий II. Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощни­ками. Фрески «Месса в Больсене» и «Чудесное освобождение апосто­ла Петра из темницы» принадлежат целиком его кисти.

Третья, Станца дель Инчендио, в росписях которой Рафаэль прямо­го участия не принимал, сильно уступает предшествующим.

Рафаэль Санти.

Рафаэль Санти.

Сикстинская Мадонна. XVI в.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до кон­ца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продол­жался до середины столетия.

Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и че­ловеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчест­ве это отразилось не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, ко­торый, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрож­дения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержан­ным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и по­следующим кризисом.

ДОНАТО БРАМАНТЕ

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на осно­вании предшествующих открытий и успехов сложился единый класси­ческий стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, вели­чественная монументальность кото­рых была созвучна эпохе.

Роль Донато Браманте (1444— 1514), который наметил пути раз­вития архитектуры Италии XVI в, можно уподобить роли Филиппо Брунеллески в зодчестве раннего Возрождения.

Браманте начинал творческую дея­тельность как живописец. В этом ка­честве в 1476 г. он был приглашён в Милан ко двору герцога Лодови-

ко Моро. Здесь произошла его встреча с Леонардо да Винчи, гра­достроительные идеи которого ока­зали на мастера сильнейшее влия­ние. Хотя Браманте и обладал выдающимся талантом живописца, в это время его всецело захватило увлечение архитектурой. В милан­ский период творчества, дливший­ся двадцать лет, Браманте возвёл не­сколько великолепных зданий, среди которых выделяется пере­строенная по приказу Лодовико Моро алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие. В этой постройке Браманте с ред­ким изяществом соединил местные ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой.

Наибольших высот в творчестве Браманте достиг во время работы в Риме, куда он переехал в 1499 г., пос­ле того как Милан был взят фран­цузскими войсками. Именно там искусство Браманте приобрело клас­сическую чистоту, монументаль­ность, пластическое совершенство.

Зодчему пришлось завершать на­чатый другим архитектором фасад палаццо Канчеллария. Благодаря ог­ромной, четко расчленённой по­верхности фасада с плоским рустом величественный дворец приобрёл черты общественного сооружения (оно и стало административным папским зданием). Безупречный по очертаниям стройных арок, боль­шой красивый прямоугольный внут­ренний двор был целиком создан Браманте.

Начало новому классическому стилю положил маленький круг­лый Темпьетто (т. е. храмик), воз­двигнутый Браманте в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр. Окружаю­щая Темпьетто современная за­стройка не позволяет вполне оце­нить, насколько естественно и горделиво вписывается в окружаю­щее пространство стоящий на воз­вышении в несколько ступеней, окружённый колоннами и увенчан­ный куполом храм. В этом скром­ном по размерам памятнике была

осуществлена идея центрического купольного сооружения.

С восшествием на папский пре­стол Юлия II — человека энергично­го, который к тому же заботился о возвеличении Папского государст­ва, — началась пора перестройки и украшения Рима. Браманте стал главным папским архитектором.

Донато Браманте.

Монастырь Санта-Мария делла Паче. XVI в.

Рим.

Донато Браманте.

Темпьетто. XVI в.

Рим.

*Руст — камни с грубоколотой или выпуклой поверх­ностью, используемые для облицовки стен сооружения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.043 с.)