Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все экосистемы взаимосвязаны и взаимозависимы.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Люди со своими культурными растениями и домашними животными образуют экосистему человека, которая взаимодействует со всеми другими экосистемами планеты.. Экосистема состоит из различных живых и неживых компонентов. Неживые, или абиотические, компоненты экосистемы включают наличные физические и химические факторы. К важным физическим факторам относятся солнечный свет, тень, испарение, ветер, температура: водные течения. Главными химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах для существования, роста и размножения организмов. Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты экосистемы, принято подразделять на продуцентов, консументов и редуцентов. Это разделение базируется на преобладающем способе питания организмов. Продуценты, иногда называемые автотрофами («самопитающиеся»), – это организмы, производящие органические соединения, используемые ими как источник энергии и питательных веществ. Большинство продуцентов — зеленые растения, которые создают необходимые органические питательные вещества в процессе фотосинтеза. Организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь напрямую или косвенно продуцентами, называются консументами, или гетеротрофами («питающиеся другими»). В зависимости от источников питания консументы, питающиеся живыми организмами, подразделяются на три основных класса: — фитофаги (растительноядные) – это консументы 1-го порядка, питающиеся исключительно живыми растениями (либо целиком, либо их отдельными органами). Например, птицы едят семена, почки и листву. Олени и зайцы питаются ветками и листьями. Американская мешетчатая крыса «атакует» корни растений. Кузнечики и многие другие виды насекомых потребляют все части растений. В водных экосистемах зоопланктон питается фитопланктоном. — хищники (плотоядные) – консументы 2-го порядка, которые питаются исключительно растительноядными животными (фитофагами), а также консументы 3-го порядка, питающиеся только плотоядными животными. Пауки и птицы, поедающие хищных насекомых, и тунец, питающийся сельдью и анчоусом, являются вторичными консументами. Ястреб или сокол, охотящиеся на змей и горностаев, а также акула, питающаяся другими рыбами, относятся к третичным консументам, или консументам высшего уровня. — эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу. Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек. Некоторые из консументов потребляют живые растения и животных, а остальные используют в качестве пищи мертвых животных и растения и называются редуцентами (детритами). При изучении структуры экосистемы становится очевидным, что одно из важнейших взаимоотношений между организмами - это пищевое. Можно проследить бесчисленные пути движения вещества в экосистеме, при котором один организм поедается другим, а тот - третьим и т.д. Пищевая цепь - это путь движения вещества (источник энергии и строительный материал) в экосистеме от одного организма к другому. Растение корова человек Растение кузнечик мышь лиса орёл Растение жук лягушка змея птица где обозначает направление движения. В природе пищевые цепи редко изолированы друг от друга. Гораздо чаще представители одного вида (растительноядные) питаются несколькими видами растений, а сами служат пищей для нескольких видов хищников. Перенос вредных веществ в экосистеме. Пищевая сеть - это сложная сеть пищевых взаимоотношений. Несмотря на многообразие пищевых сетей, они все соответствуют общей схеме: от зелёных растений к первичным консументам, от них к вторичным консументам и т.д. и к детритофагам. На последнем месте всегда стоят детритофаги, они замыкают пищевую цепь. Трофический уровень - это совокупность организмов, занимающих определённое место в пищевой сети. I трофический уровень - всегда растения, II трофический уровень - первичные консументы III трофический уровень - вторичные консументы и т.д. Детритофаги могут находиться на II и выше трофическом уровне. Обычно в экосистеме насчитывается 3-4 трофических уровня. Это объясняется тем, что значительная часть потребляемой пищи тратится на энергию (90 - 99 %), поэтому масса каждого трофического уровня меньше предыдущего. На формирование тела организма идет относительно немного пищи (1 - 10 %). Взаимодействия между растениями, консументами и детритофагами выражают в виде пирамид (закона 1/10). Рассмотрим его суть. В среднем лишь около 10% высококачественной химической энергии, доступной на одном трофическом уровне, передается на следующий уровень и запасается там в виде полезной химической энергии в телах организмов. Вся остальная энергия используется организмами для поддержания их жизнедеятельности, в конце концов рассеиваясь в окружающей среде в виде тепла. Такие потери доступной высококачественной энергии в каждом звене пищевой цепи можно наглядно представить в виде пирамиды энергетического потока. Для описания процессов в экосистемах можно также использовать пирамиды численностей и пирамиды биомасс. Скорость, с которой растения в определенной экосистеме производят доступную химическую энергию или биомассу, называется чистой первичной продуктивностью. Рассмотрим пирамиду биомассы. Пирамида биомассы показывает соотношение биомасс различных организмов на трофических уровнях. III 10 кг лиса (1 )
II 100 кг заяц (10 )
I 1000 кг растения на лугу (100 ) Рисунок Пирамида биомассы. Все организмы экосистемы делятся на Автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы - это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию. К ним относятся растения (только растения). Они синтезируют из СО , Н О (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии - глюкозу (органические молекулы) и О . Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на 1 трофическом уровне. Гетеротрофы - это организмы, которые не могут строить собственное тело из неорганических соединений, а вынуждены использовать созданное автотрофами, употребляя их в пищу. К ним относятся консументы и детритофаги. И находятся на II и выше трофическом уровне. Человек тоже гетеротроф. Вернадскому принадлежит идея, что возможно превращение человеческого общества из гетеротрофного и автотрофное. В силу своих биологических особенностей человек не может перейти к автотрофности, но общество в целом способно осуществить автотрофный способ производства пищи, т.е. замена природных соединений (белки, жиры, углеводы) на органические соединения, синтезированные из неорганических молекул или атомов. Перечислим основные Принципы функционирования экосистем: 1. Получение ресурсов и избавление от отходов происходят в рамках кругооборота всех элементов. Растения, консументы и детритофаги взаимодействуют, поглощая и выделяя различные вещества. 2. Экосистемы существуют за счёт солнечной энергии, количество которой относительно постоянно и избыточно. Все организмы постоянно находятся под влиянием факторов окружающей среды, которые действуют на них согласно закону лимитирующего фактора. Для разных видов растений и животных условия, в которых они особенно хорошо себя чувствуют, неодинаковы. Например, одни растения предпочитают очень влажную почву, другие - сухую. Одни требуют сильной жары, другие лучше переносят более холодную среду и т.п. В лабораторных экспериментах эти различия проявляются особенно четко. Проведены следующие лабораторные исследования. Растения выращивают в различных камерах, где контролируются все абиотические факторы. При этом один фактор изменяется, а остальные остаются неизменными. В данном случае изменяется температура. Результаты показывают, что по мере повышения температуры от некоторой величины, ниже которой рост вообще не возможен, растение развивается всё лучше и лучше, пока скорость роста не достигнет максимального значения. При дальнейшем повышении температуры растение будет чувствовать себя всё хуже и хуже и в конечном итоге погибнет. Графически это можно изобразить следующим образом.
Скорость роста
t, С 8 18 28 38 Зона Зона Зона стресса оптимума стресса Диапазон устойчивости
Нижний предел Верхний предел
У каждого фактора, влияющего на рост, размножение и выживание организма, есть оптимум, зона стресса и далее зона, в которой существование данного организма не возможно. Зона оптимума - это обычно диапазон температур, а не конкретная величина т.е. диапазон температур, при которых максимальна скорость роста. Слева и справа от зоны оптимума находятся зоны стресса, в них растение испытывает стресс с скорость роста резко уменьшается. Диапазон устойчивости - диапазон температур, в котором возможен рост растения. Предел устойчивости - минимальная и максимальная температура пригодная для жизни. Сходные эксперименты можно провести и дня проверки влияния других факторов, причём результаты графически всегда одинаковы. В описанном выше эксперименте изменялся только один фактор, а остальные как бы соответствовали зоне оптимума. Таким образом мы наблюдали действие закона лимитирующего фактора.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.162.193 (0.009 с.) |