Особенности психокоррекционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психокоррекционной работы



Термин "коррекция" буквально означает "исправление". В литературе психологическая коррекция рассматривается как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков личности или поведения психически здорового человека. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической природы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (А.А. Осипова, 2002).

А.А. Осипова в своей книге "Общая психокоррекция" (М., 2002) представила систематизацию видов коррекции, существующих в практике психологов. Исходя из определенных критериев психокоррекционные мероприятия можно классифицировать следующим образом.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

• симптоматическую;

• каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

• познавательной сферы;

• личности;

• аффективно-волевой сферы;

• поведенческих аспектов;

• межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

• индивидуальную;

• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

• программированную;

• импровизированную.

5. По характеру управления коррегирующими воздействиями:

• директивную;

• недирективную.


6. По продолжительности:

• сверхкороткую (сверхбыструю);

• короткую (быструю);

• длительную;

• сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

• общую;

• частную;

• специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т. д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

На сегодняшний день определяются два основных направления в коррекции психического развития дошкольников:

• коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина). Достижимость данного направления обусловлена утвержденным в отечественной психологии принципом прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

• профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

В целом отечественные психологи склонны рассматривать коррекционную работу через призму закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации и имеющего в качестве результата систему психологических новообразований, специфических для каждой возрастной стадии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Названные положения могут служить основой для организации коррекционной помощи детям, имеющим проблемы психологического характера. Среди них на первом месте находятся проблемы становления "Я-концепции", социальной адаптации – дезадаптации, развития внутриличностных и межличностных отношений. Решение подобных проблем может лежать в трех пересекающихся плоскостях. Во-первых, это оптимизация социальной ситуации развития ребенка; во-вторых, это развитие различных видов деятельности ребенка, включение его в деятельность личностно значимую, приносящую чувство успешности и удовлетворения; в-третьих, формирование возрастно-психологических новообразований, позволяющих ребенку заявить себя как личность и как субъект отношений с окружающим миром.

О.А. Карабанова выделяет следующие принципы коррекционной работы (1997).

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность названных задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность, т. е. неравномерность их развития. Любая коррекционная программа должна решать все три задачи, что позволяет учитывать различные уровни развития ребенка: уровень благополучия, соответствующий норме развития, уровень "риска", т. е. потенциальные трудности в развитии, уровень актуальных проблем развития, отклонения от нормы. Таким образом, задачи коррекционной программы формулируются как трехуровневая система: коррекция (исправление отклонений), профилактика (предупреждение отклонений) и развивающая работа (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).

Принцип единства диагностики и коррекции. Единство проявляется в двух аспектах. Во-первых, проведению коррекции всегда предшествует прицельное диагностическое обследование детей, результаты которого и служат основой для определения целей и содержания коррекции. Во-вторых, в ходе проведения коррекционной работы психолог должен осуществлять промежуточный контроль за динамикой показателей психического развития детей, что позволяет ему вовремя оценить степень эффективности применяемых методов и гибко перестроить свою деятельность.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Как было сказано выше, именно каузальная (причинная) коррекция позволяет более эффективно решать проблемы развития детей, так как позволяет бороться не только с внешними проявлениями проблемы, но и искать и устранять причины, породившие ее.

Названные принципы можно дополнить принципами, предложенными А.А. Осиповой (2002).

Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие "психологический возраст" было введено Л.С. Выготским. Это "тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период" (Л.С. Выготский. 1984, с. 248). Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1) особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т. д.);

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.008 с.)