ТОП 10:

Российская Федерация на современном этапе развития.



Б. Н. Ельцин – первый российский президент. События октября 1993 г. Конституция Российской Федерации. Современное государственно-политическое и административно-территориальное устройство России. Экономические реформы 1990-х гг. и проблемы социально-экономического развития. Результаты экономических преобразований. Национальная политика правительства в 1990-е гг. События на Северном Кавказе. Режим Д. Дудаева в Чечне. Первая чеченская война. Внешняя политика России в 1990-е гг. Изменение приоритетов. Отношения с США, НАТО и Евросоюзом. Договор ОСНВ-2. Союз независимых государств.

Президент В. В. Путин. Пути и проблемы политического развития современной России. Укрепление политической стабильности. Вторая чеченская компания. Современная политическая жизнь страны. Негативное влияние сложностей социально-экономической жизни на развитие образования, науки, культуры. Постепенное преодоление кризиса в духовной жизни. Основные социально-экономические мероприятия правительства в 2000-е гг. Президент Д. А. Медведев. Основные направления и задачи нового внешнеполитического курса. Место России в современном мировом сообществе.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

1. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, хозяйство, общественное развитие, религия.

2. Образование Древнерусского государства. «Норманнская проблема».

3. Деятельность первых Рюриковичей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

4. Древнерусское государство при князьях Владимире Святославиче и Ярославе Мудром.

5. Русские княжества и земли во второй половине XI – первой четверти XII в.: причины раздробленности и общие условия развития.

6. Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли в XII – начале XIII в.

7. Татаро-монгольское нашествие и установление зависимости Руси от Орды. Экспансия с запада в середине XIII в.

8. Объединение русских земель вокруг Москвы в конце XIII – середине XV в.

9. Великое княжество Московское во второй половине XV – начале XVI в.

10. Русское государство в эпоху Ивана Грозного: внутренняя политика.

11. Русское государство в эпоху Ивана Грозного: внешняя политика

12. Россия на рубеже XVI–XVII вв. и предпосылки Смутного времени. Начальный период Смуты (1604–1610).

13. Кульминация и завершение Смутного времени (1610–1618). Исторические последствия Смуты.

14. Россия в середине – второй половине XVII в.: социально-экономическое развитие и внутренняя политика.

15. Внешняя политика России в эпоху первых Романовых.

16. Реформы Петра I.

17. Северная война (1700–1721).

18. Эпоха дворцовых переворотов.

19. Внутренняя политика Екатерины II и Павла I.

20. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

21. Внутренняя политика правительства при Александре I. Движение декабристов.

22. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.

23. Внутренняя и внешняя политика России в царствование Николая I.

24. Отмена крепостного права.

25. Великие реформы 1860–70-х гг.

26. Революционное народничество в России.

27. Внутренняя политика Александра III.

28. Внешняя политика России (1856–1905 гг.).

29. Россия в начале правления Николая II: социально-экономическое развитие.

30. Россия в начале правления Николая II: внутренняя политика.

31. Революция 1905–1907 гг.: причины, основные события, последствия.

32. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1906–1914 гг.

33. Россия в Первой мировой войне.

34. 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

35. Россия в годы Гражданской войны. Политика военного коммунизма. В. И. Ленин.

36. СССР в годы НЭП: экономика и национально-государственное строительство.

37. Индустриализация и коллективизация. СССР в предвоенные годы. И. В. Сталин.

38. СССР в годы Великой Отечественной войны.

39. СССР в послевоенный период (1945–1953).

40. Хрущевская «оттепель».

41. СССР в 1964–1985 гг.

42. Советский Союз в годы перестройки. М. С. Горбачев.

43. Реформы в России 1990-х гг.

44. Российская Федерация на современном этапе развития (2000‑2012).


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1938–2002. М., 2003.

Верт Н. История Советского государства. М., 2006.

Геллер М., Некрич А. История России: В 4-х тт. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1996.

Зуев М. Н. История России. М., 2013.

История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 1999.

История России с древности до наших дней. М., 2004.

История России. Новейшее время 1945–2001. М., 2001.

История Россия с IX века до начала XXI века: Учеб. пособие для студентов заочных отделений неисторических факультетов. Саратов, 2010.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. М., 2010.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России в схемах: учебное пособие. М., 2010.

Парсамов В. С. История России XVIII – начала XX века: учеб. пособие для вузов. М., 2007.

Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2 т. М., 1996.

Хрестоматия по Отечественной истории (1914–1945). М., 1996.

Хрестоматия по Отечественной истории (1946–1995). М., 1996.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

 

Основная цель занятий заключается в изучении важнейших проблем курса «История» на основе самостоятельной работы студентов со специальной литературой. Важными сопутствующими задачами являются:

· Приобретение навыков работы с научной литературой: поиск, выбор необходимых исследований, умение получать нужную информацию из текстов большого объема, анализ и критика прочитанного, систематизация и обобщение фактического материала, правильная и четкая передача собранных сведений.

· Выработка навыков устного выступления: умение грамотно и доступно изложить суть проблемы, способность быстро и четко формулировать ответ на вопросы преподавателя, возможность вести дискуссию с соблюдением принципов научной полемики.

Как готовиться к семинарам?

Получив от преподавателя задание (в виде темы для обсуждения на ближайшем занятии) студент должен ознакомиться с соответствующим разделом в учебнике или учебном пособии, указанном в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». Таким путем обозначается проблематика обсуждения и приобретаются базовые знания по данной теме. При этом не нужно конспектировать текст учебника, достаточно прочитать необходимый параграф или главу один или несколько раз. На этой стадии возможно также использование конспектов лекций по курсу «История».

Далее необходимо подготовить конспект по теме занятия на основе научно-исследовательской литературы (см.: список «Дополнительная литература к теме»). Вся литература, указанная в данном методическом пособии, есть в фондах научной библиотеки СГУ, хотя не исключается работа и в других библиотеках. Помимо указанных названий, возможно привлечение и других исследований, касающихся данной темы, главное, чтобы они носили специальный научный характер. В затруднительных ситуациях, когда студент не может отличить научную историческую литературу от научно-популярной или художественной, он обязан проконсультироваться с преподавателем.

Конспект выполняется в рабочей тетради. Сначала дается заголовок конспекта – один из частных вопросов, вынесенных на обсуждение в рамках общей темы. Затем идет изложение сути вопроса в виде пересказа своими словами основной мысли автора или цитаты (в последнем случае необходимо взять текст в кавычки). Объем конспекта не регламентируется, но его содержание должно служить основой для развернутого устного выступления на семинаре (10–12 мин.) или коротких дополнений и уточнений по существу каждого вопроса, если с развернутым ответом выступил другой студент. Обязательно указываются полные выходные данные книги или статьи, на основе которой делается конспект (фамилия и инициалы автора, полное название работы, место и год издания), а также страницы, откуда заимствована информация (см. пример оформления конспекта).

 

Пример оформления конспекта:

 

Тема: Реформы Петра I

Вопрос 1. Реформы государственного аппарата: высшие, центральные и местные органы власти.

 

«В XVII и в первой четверти XVIII в. правительственные учреждения…»

 

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990. С. 435–437.

 

Вопрос 3. Военные реформы.

 

В своей статье «Петр I и регулярная армия» В. А. Артамонов утверждает, что…

 

Артамонов В. А. Петр I и регулярная армия // Военно-исторический журнал. 1992. № 9. С. 16–18.

 

Накануне занятия следует еще раз перечитать свои конспекты и постараться запомнить их основное содержание. Для большей уверенности можно потренировать устное выступление (вслух проговорить основные моменты каждого вопроса).

Высокую оценку за работу на семинаре получит студент, который подготовит конспекты по всем проблемам обсуждаемой темы и примет активное участие в занятии, то есть выступит с развернутым ответом по одному из вопросов, успешно ответит на дополнительные вопросы преподавателя, внесет существенные дополнения и уточнения в ответы своих однокурсников. При этом необходимо не зачитывать выписки, а стараться излагать изученный материал по памяти, обращаясь к своим записям только для того, чтобы привести точную цитату, иллюстрирующую ключевые выводы автора. Кроме того, заслужат поощрения те, кто не ограничится при подготовке к практическому занятию проработкой одного исследования, а сможет привести различные точки зрения нескольких авторов на одну и ту же проблему.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.009 с.)