ТОП 10:

М. В. Зайцев, Я. Н. Рабинович



М. В. Зайцев, Я. Н. Рабинович

ИСТОРИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий

 

Саратов, 2015


 

УДК

ББК

 

 

Зайцев М. В., Рабинович Я. Н.

История: Учебно-методическое пособие для студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий. – Саратов, 2015. –

ISBN

 

Пособие содержит методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по истории, примерные темы занятий и списки научной литературы.

Для студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий.

 

 

УДК

ББК

 

 

Работа издана в авторской редакции

 

 

Печатается по решению научно-методической комиссии

Института истории и международных отношений СГУ

 

 

ISBNã Зайцев М. В, Рабинович Я. Н., 2015


ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет «История» относится к разделу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, изучаемых студентами факультета компьютерных наук и информационных технологий. Преподавание данного предмета ведется в течение первого учебного года на всех направлениях подготовки, занимая на каждом из направлений один учебный семестр[1].

В результате изучения дисциплины «История» студенты должны иметь глубокие знания о событиях, этапах и закономерностях развития российского общества с древнейших времен до начала XXI в., а также о важнейших личностях в истории нашей страны, получить представление об эволюции социальных отношений, государства, экономики и правовой системы России, уметь оперировать ключевыми понятиями и терминами, касающимися российского исторического процесса.

Преподавание дисциплины в течение учебного семестра предусматривает лекции, практические (семинарские) занятия и контрольные работы. Согласно утвержденной рейтинговой системе за все виды работ студентам начисляются баллы. Формой итогового контроля знаний является устный экзамен, который также оценивается определенным количеством баллов. В конечном итоге все набранные студентом баллы суммируются и дают итоговую оценку по предмету в виде «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Данное учебно-методическое пособие призвано оказать необходимую помощь студентам при подготовке к практическим занятиям.

Практические (семинарские) занятия по дисциплине «История» проводятся, в основном, в форме коллективного устного обсуждение темы. Методы и особенности организации практических занятий могут варьироваться ведущим преподавателем.

Пособие содержит программу курса по дисциплине «История», общие рекомендации по подготовке к практическим занятиям в форме устного обсуждения тем, примерные темы для обсуждения, списки учебной и научной литературы для самостоятельной подготовки студентов. Кроме того, учащийся может найти в нем описание балльно-рейтинговой системы по данному предмету, вопросы к устному экзамену и список электронных ресурсов.

 


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ»

 

Восточные славяне и образование Древнерусского государства

Проблема происхождения и прародины славян с точки зрения археологии, лингвистики и письменных источников. Праславяне в Прикарпатье (II в. до н. э. – V в. н. э.). Первые письменные известия о славянах. Формирование трех славянских ветвей. Восточные славяне в VIII–IX вв.: расселение, хозяйственные занятия, развитие общественных отношений. Контакты славян с финно-уграми, балтами и кочевниками степей.

Предпосылки образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет» о начале русской государственности. «Норманнская проблема» в русской исторической науке. Роль варягов в формировании государства восточных славян. Происхождение названия «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Русь в IX – начале XIII в.

Олег – первый князь Руси. Объединение Новгорода и Киева. Поход на Константинополь и договоры с Византией. Князь Игорь. Походы на Византию. Восстание древлян. Деятельность княгини Ольги. Создание системы сбора дани. Принятие Ольгой христианства. Князь Святослав и его походы. Разгром Хазарского каганата. Войны с Болгарией и Византией.

Князь Владимир. Расширение территории и укрепление границ государства. Борьба с печенегами. Языческая реформа князя Владимира. Крещение Руси. Становление церковной организации. Борьба за власть между сыновьями Владимира. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Градостроительство. Распространение христианства и просвещения. Внешняя политика Ярослава.

Причины и этапы распада Руси. Князья Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Княжеские междоусобицы и съезды. Русь и кочевники во второй половине XI в. Народные движения. «Правда Ярославичей». Владимир Мономах. Восстание в Киеве 1113 г. Борьба с половцами. «Слово о полку Игореве». Политические, экономические и культурные последствия раздробленности Руси. Типы политической власти.

Северо-Восточная Русь. Природно-климатические условия и этнический состав населения. Хозяйство и города. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Природно-географические условия. Земледелие, промыслы, торговля. Связи с Европой. Социальная структура Новгорода. Формирование боярского землевладения. Особенности административной системы. Юго-Западная Русь. Природно-географические условия. Земледелие и землевладение. Торговля. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Объединение Галицкого и Волынского княжеств. Конфликты князей с боярством. Даниил Романович.

 

Эпоха Петра I

Личность Петра I. Азовские походы 1695 и 1696 гг. «Великое посольство». Первые преобразования. Изменения в быту. Реформы в промышленности, торговле и социальной сфере. Введение подушной подати. Реформы высших, центральных и местных органов управления. Военная реформа и создание военно-морского флота. Табель о рангах. Превращение России в империю.

Северная война, ее причины и характер. Начало военных действий. Причина неудач. Строительство флота и комплектование армии. Первые победы в Прибалтике. Строительство Санкт-Петербурга. Вторжение Карла XII в Россию. Карл XII и Мазепа. Полтавское сражение. Прутский поход. Победы на море. Ништадтский мир. Итоги Северной войны.

 

СССР в 1953–1991 гг.

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев и «оттепель».ХХ съезд КПСС. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Либерализация советского общества. Социально-экономические реформы в конце 1950-х – начале 1960-х гг.: успехи и неудачи. Снижение темпов промышленного и сельскохозяйственного производства к началу 1960-х гг.Начало освоения космоса.Противоречивый характер модернизационных процессов в СССР. Изменения во внешней политике. Карибский кризис.

Советское общество в 1964–1985 гг. Л. И. Брежнев. Нарастание кризисных явлений в экономике, общественно-политической и культурной жизни. Консервация административно-хозяйственной системы управления, усиление централизма. Неосталинизм. Возникновение и развитие диссидентского и правозащитного движения. Социальная апатия. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика СССР. «Разрядка» 1970-х гг. и ее крах. Советский Союз в первой половине 1980-х гг. Ю. В. Андропов и К. У. Черненко.

М. С. Горбачев. Перестройка и ее основные этапы. Попытка реформирования экономики и политической власти с сохранением социалистического выбора, ее неудача. Демократизация общества и политической системы. Духовное раскрепощение. Половинчатость и незавершенность реформ как главная причина нарастания экономических трудностей. Радикализация политической жизни. «Парад суверенитетов». События августа 1991 г. и распад СССР как финал перестройки. «Новое политическое мышление», его истоки и последствия. Окончание «Холодной войны». Крушение биполярного мира, возникновение новой международной ситуации.

 

Реформы в России 1990-х гг.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

1. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, хозяйство, общественное развитие, религия.

2. Образование Древнерусского государства. «Норманнская проблема».

3. Деятельность первых Рюриковичей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

4. Древнерусское государство при князьях Владимире Святославиче и Ярославе Мудром.

5. Русские княжества и земли во второй половине XI – первой четверти XII в.: причины раздробленности и общие условия развития.

6. Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли в XII – начале XIII в.

7. Татаро-монгольское нашествие и установление зависимости Руси от Орды. Экспансия с запада в середине XIII в.

8. Объединение русских земель вокруг Москвы в конце XIII – середине XV в.

9. Великое княжество Московское во второй половине XV – начале XVI в.

10. Русское государство в эпоху Ивана Грозного: внутренняя политика.

11. Русское государство в эпоху Ивана Грозного: внешняя политика

12. Россия на рубеже XVI–XVII вв. и предпосылки Смутного времени. Начальный период Смуты (1604–1610).

13. Кульминация и завершение Смутного времени (1610–1618). Исторические последствия Смуты.

14. Россия в середине – второй половине XVII в.: социально-экономическое развитие и внутренняя политика.

15. Внешняя политика России в эпоху первых Романовых.

16. Реформы Петра I.

17. Северная война (1700–1721).

18. Эпоха дворцовых переворотов.

19. Внутренняя политика Екатерины II и Павла I.

20. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

21. Внутренняя политика правительства при Александре I. Движение декабристов.

22. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.

23. Внутренняя и внешняя политика России в царствование Николая I.

24. Отмена крепостного права.

25. Великие реформы 1860–70-х гг.

26. Революционное народничество в России.

27. Внутренняя политика Александра III.

28. Внешняя политика России (1856–1905 гг.).

29. Россия в начале правления Николая II: социально-экономическое развитие.

30. Россия в начале правления Николая II: внутренняя политика.

31. Революция 1905–1907 гг.: причины, основные события, последствия.

32. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1906–1914 гг.

33. Россия в Первой мировой войне.

34. 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

35. Россия в годы Гражданской войны. Политика военного коммунизма. В. И. Ленин.

36. СССР в годы НЭП: экономика и национально-государственное строительство.

37. Индустриализация и коллективизация. СССР в предвоенные годы. И. В. Сталин.

38. СССР в годы Великой Отечественной войны.

39. СССР в послевоенный период (1945–1953).

40. Хрущевская «оттепель».

41. СССР в 1964–1985 гг.

42. Советский Союз в годы перестройки. М. С. Горбачев.

43. Реформы в России 1990-х гг.

44. Российская Федерация на современном этапе развития (2000‑2012).


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1938–2002. М., 2003.

Верт Н. История Советского государства. М., 2006.

Геллер М., Некрич А. История России: В 4-х тт. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1996.

Зуев М. Н. История России. М., 2013.

История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 1999.

История России с древности до наших дней. М., 2004.

История России. Новейшее время 1945–2001. М., 2001.

История Россия с IX века до начала XXI века: Учеб. пособие для студентов заочных отделений неисторических факультетов. Саратов, 2010.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. М., 2010.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России в схемах: учебное пособие. М., 2010.

Парсамов В. С. История России XVIII – начала XX века: учеб. пособие для вузов. М., 2007.

Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2 т. М., 1996.

Хрестоматия по Отечественной истории (1914–1945). М., 1996.

Хрестоматия по Отечественной истории (1946–1995). М., 1996.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

 

Основная цель занятий заключается в изучении важнейших проблем курса «История» на основе самостоятельной работы студентов со специальной литературой. Важными сопутствующими задачами являются:

· Приобретение навыков работы с научной литературой: поиск, выбор необходимых исследований, умение получать нужную информацию из текстов большого объема, анализ и критика прочитанного, систематизация и обобщение фактического материала, правильная и четкая передача собранных сведений.

· Выработка навыков устного выступления: умение грамотно и доступно изложить суть проблемы, способность быстро и четко формулировать ответ на вопросы преподавателя, возможность вести дискуссию с соблюдением принципов научной полемики.

Как готовиться к семинарам?

Получив от преподавателя задание (в виде темы для обсуждения на ближайшем занятии) студент должен ознакомиться с соответствующим разделом в учебнике или учебном пособии, указанном в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». Таким путем обозначается проблематика обсуждения и приобретаются базовые знания по данной теме. При этом не нужно конспектировать текст учебника, достаточно прочитать необходимый параграф или главу один или несколько раз. На этой стадии возможно также использование конспектов лекций по курсу «История».

Далее необходимо подготовить конспект по теме занятия на основе научно-исследовательской литературы (см.: список «Дополнительная литература к теме»). Вся литература, указанная в данном методическом пособии, есть в фондах научной библиотеки СГУ, хотя не исключается работа и в других библиотеках. Помимо указанных названий, возможно привлечение и других исследований, касающихся данной темы, главное, чтобы они носили специальный научный характер. В затруднительных ситуациях, когда студент не может отличить научную историческую литературу от научно-популярной или художественной, он обязан проконсультироваться с преподавателем.

Конспект выполняется в рабочей тетради. Сначала дается заголовок конспекта – один из частных вопросов, вынесенных на обсуждение в рамках общей темы. Затем идет изложение сути вопроса в виде пересказа своими словами основной мысли автора или цитаты (в последнем случае необходимо взять текст в кавычки). Объем конспекта не регламентируется, но его содержание должно служить основой для развернутого устного выступления на семинаре (10–12 мин.) или коротких дополнений и уточнений по существу каждого вопроса, если с развернутым ответом выступил другой студент. Обязательно указываются полные выходные данные книги или статьи, на основе которой делается конспект (фамилия и инициалы автора, полное название работы, место и год издания), а также страницы, откуда заимствована информация (см. пример оформления конспекта).

 

Пример оформления конспекта:

 

Тема: Реформы Петра I

Вопрос 1. Реформы государственного аппарата: высшие, центральные и местные органы власти.

 

«В XVII и в первой четверти XVIII в. правительственные учреждения…»

 

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990. С. 435–437.

 

Вопрос 3. Военные реформы.

 

В своей статье «Петр I и регулярная армия» В. А. Артамонов утверждает, что…

 

Артамонов В. А. Петр I и регулярная армия // Военно-исторический журнал. 1992. № 9. С. 16–18.

 

Накануне занятия следует еще раз перечитать свои конспекты и постараться запомнить их основное содержание. Для большей уверенности можно потренировать устное выступление (вслух проговорить основные моменты каждого вопроса).

Высокую оценку за работу на семинаре получит студент, который подготовит конспекты по всем проблемам обсуждаемой темы и примет активное участие в занятии, то есть выступит с развернутым ответом по одному из вопросов, успешно ответит на дополнительные вопросы преподавателя, внесет существенные дополнения и уточнения в ответы своих однокурсников. При этом необходимо не зачитывать выписки, а стараться излагать изученный материал по памяти, обращаясь к своим записям только для того, чтобы привести точную цитату, иллюстрирующую ключевые выводы автора. Кроме того, заслужат поощрения те, кто не ограничится при подготовке к практическому занятию проработкой одного исследования, а сможет привести различные точки зрения нескольких авторов на одну и ту же проблему.


УЧЕБНЫЙ РЕЙТИНГ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого

 

Программа оценивания учебной деятельности студента

Лекции

100 % посещаемость – 10 баллов.

 

Практические занятия

100 % посещаемость – 10 баллов. 5 выступлений на занятиях – 10 баллов. Качество выступлений – 10 баллов. Итого – 30 баллов максимум.

 

Самостоятельная работа

Два контрольных теста – каждый по 10 баллов максимум.

 

Промежуточная аттестация

Экзамен в форме индивидуального опроса. Конкретное количество баллов определяется качеством устного выступления. Правильный и полный ответ 31–40 баллов; правильный, но частично неполный ответ – 21–30 баллов; правильный, но в значительной степени неполный ответ – 10–20 баллов; неправильный ответ или отсутствие элементарных знаний – 0–9 баллов. Итого – 40 баллов максимум.

 

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «История» составляет 100 баллов.

 

Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «История» в итоговую оценку

 

Количество баллов Оценка
0–50 баллов «неудовлетворительно»
51–70 баллов «удовлетворительно»
71–85 баллов «хорошо»
86 – 100 баллов «отлично»

 


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

В данном списке указаны некоторые порталы и сайты, содержащие находящиеся в свободном доступе электронные библиотеки, в которых можно ознакомиться с источниками и исследованиями по истории России. При использовании литературы из электронных библиотек в первую очередь обращайте внимание на те книги и статьи, которые представляют собой оцифрованные версии существующих печатных изданий и доступны в форматах PDF, DjVu и т. п. Необходимо соблюдать те же принципы работы с литературой, что и во время ее чтения с «бумажных» носителей.

 

 

1. Портал Археология России. – 2015. www.archeologia.ru

2. Библиотекарь.Ру. – 2015. www.bibliotekar.ru

3. Электронная библиотека Гумер. – 2015. www.gumer.info

4. Исторический факультет МГУ. – 2015. www.hist.msu.ru

5. Всемирная история. – 2015. http://historic.ru

6. Хронос. – 2015. www.hrono.info

7. Библиотека Максима Мошкова. – 2015. http://lib.ru

8. Русские мемуары. – 2015. http://memoirs.ru

9. Восточная литература. – 2015. http://www.vostlit.info

10. Электронная библиотека РГБ. – 2015. http://elibrary.rsl.ru

11. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд». – 2015. www.knigafund.ru


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Программа учебного курса «История»

Экзаменационные вопросы по дисциплине «История»

Основная учебная литература

Методические рекомендации для подготовки к практическим (семинарским) занятиям

Темы практических (семинарских) занятий

Учебный рейтинг по дисциплине «История»

Интернет-ресурсы

 


[1] На различных направлениях подготовки это может быть либо первый, либо второй семестр.

М. В. Зайцев, Я. Н. Рабинович

ИСТОРИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий

 

Саратов, 2015


 

УДК

ББК

 

 

Зайцев М. В., Рабинович Я. Н.

История: Учебно-методическое пособие для студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий. – Саратов, 2015. –

ISBN

 

Пособие содержит методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по истории, примерные темы занятий и списки научной литературы.

Для студентов факультета компьютерных наук и информационных технологий.

 

 

УДК

ББК

 

 

Работа издана в авторской редакции

 

 

Печатается по решению научно-методической комиссии

Института истории и международных отношений СГУ

 

 

ISBNã Зайцев М. В, Рабинович Я. Н., 2015


ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет «История» относится к разделу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, изучаемых студентами факультета компьютерных наук и информационных технологий. Преподавание данного предмета ведется в течение первого учебного года на всех направлениях подготовки, занимая на каждом из направлений один учебный семестр[1].

В результате изучения дисциплины «История» студенты должны иметь глубокие знания о событиях, этапах и закономерностях развития российского общества с древнейших времен до начала XXI в., а также о важнейших личностях в истории нашей страны, получить представление об эволюции социальных отношений, государства, экономики и правовой системы России, уметь оперировать ключевыми понятиями и терминами, касающимися российского исторического процесса.

Преподавание дисциплины в течение учебного семестра предусматривает лекции, практические (семинарские) занятия и контрольные работы. Согласно утвержденной рейтинговой системе за все виды работ студентам начисляются баллы. Формой итогового контроля знаний является устный экзамен, который также оценивается определенным количеством баллов. В конечном итоге все набранные студентом баллы суммируются и дают итоговую оценку по предмету в виде «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Данное учебно-методическое пособие призвано оказать необходимую помощь студентам при подготовке к практическим занятиям.

Практические (семинарские) занятия по дисциплине «История» проводятся, в основном, в форме коллективного устного обсуждение темы. Методы и особенности организации практических занятий могут варьироваться ведущим преподавателем.

Пособие содержит программу курса по дисциплине «История», общие рекомендации по подготовке к практическим занятиям в форме устного обсуждения тем, примерные темы для обсуждения, списки учебной и научной литературы для самостоятельной подготовки студентов. Кроме того, учащийся может найти в нем описание балльно-рейтинговой системы по данному предмету, вопросы к устному экзамену и список электронных ресурсов.

 


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ»

 

Восточные славяне и образование Древнерусского государства

Проблема происхождения и прародины славян с точки зрения археологии, лингвистики и письменных источников. Праславяне в Прикарпатье (II в. до н. э. – V в. н. э.). Первые письменные известия о славянах. Формирование трех славянских ветвей. Восточные славяне в VIII–IX вв.: расселение, хозяйственные занятия, развитие общественных отношений. Контакты славян с финно-уграми, балтами и кочевниками степей.

Предпосылки образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет» о начале русской государственности. «Норманнская проблема» в русской исторической науке. Роль варягов в формировании государства восточных славян. Происхождение названия «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Русь в IX – начале XIII в.

Олег – первый князь Руси. Объединение Новгорода и Киева. Поход на Константинополь и договоры с Византией. Князь Игорь. Походы на Византию. Восстание древлян. Деятельность княгини Ольги. Создание системы сбора дани. Принятие Ольгой христианства. Князь Святослав и его походы. Разгром Хазарского каганата. Войны с Болгарией и Византией.

Князь Владимир. Расширение территории и укрепление границ государства. Борьба с печенегами. Языческая реформа князя Владимира. Крещение Руси. Становление церковной организации. Борьба за власть между сыновьями Владимира. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Градостроительство. Распространение христианства и просвещения. Внешняя политика Ярослава.

Причины и этапы распада Руси. Князья Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Княжеские междоусобицы и съезды. Русь и кочевники во второй половине XI в. Народные движения. «Правда Ярославичей». Владимир Мономах. Восстание в Киеве 1113 г. Борьба с половцами. «Слово о полку Игореве». Политические, экономические и культурные последствия раздробленности Руси. Типы политической власти.

Северо-Восточная Русь. Природно-климатические условия и этнический состав населения. Хозяйство и города. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Природно-географические условия. Земледелие, промыслы, торговля. Связи с Европой. Социальная структура Новгорода. Формирование боярского землевладения. Особенности административной системы. Юго-Западная Русь. Природно-географические условия. Земледелие и землевладение. Торговля. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Объединение Галицкого и Волынского княжеств. Конфликты князей с боярством. Даниил Романович.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.032 с.)