Основные характеристики и структура сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики и структура сознания



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Кандидат психологических наук,

Доцент

Ю. Думиникэ

«____» _______________ г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Разработки курсовой работы

По теме: «Сознание как философская проблема»

№ П/п Выполняемые работы Срок выполнения Отметка о выполнении
                    Уяснение темы и задания, подбор и изучение литературы   Составление и утверждение плана-проспекта курсовой работы   Разработка введения к курсовой работе   Разработка первой главы «Основные характеристики и структура сознания»   Разработка второй главы «Проблемы философского сознания современного человека»   Разработка третьей главы «Механизм формирования сознания в современных условиях»   Представление курсовой работы руководителю на отзыв   Разработка презентации к защите курсовой работы Представление курсовой работы к защите.    

 

 

Курсант 227 учебной группы

(Воинское звание, подпись, фамилия)

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Кандидат психологических наук,

доцент

Ю. Думиникэ

«__» сентября 2016 г.

 

ПЛАН-ПРОСПЕКТ

курсовой работы по учебной дисциплине ДС-142


Тема: «Сознание как философская проблема»

Цель: обобщить и систематизировать материал по теме работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3-6

Вопрос 1 «Основные характеристики и структура сознания»…...............…. 4-

Вопрос 2 Функции сознания…………………………………………………….

«Проблемы философского сознания современного человека»………...……………………………………………………….……..

Вопрос 3 «Механизм формирования сознания в современных условиях»…………...…………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………..………….

Список используемой литературы………………………………………….…..

 

 

курсант 227 учебной группы

А.Болдырев

 

 

«__» сентября 2016 г.

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы «Сознание как философская проблема» связана с необходимостью научной формулировки объекта, предмета и основных разделов современной философии сознания. Термин «философия сознания» существует уже долгое время. Он, без сомнения, получил всеобщее признание. Так, на последнем Всемирном философском конгрессе работала секция философии сознания. В отечественной и зарубежной философии существует достаточно богатый материал по данному направлению. Но, тем не менее, пока нет четких и ясных формулировок объекта, предмета и других составляющих философии сознания как самостоятельного раздела философии. В этой связи настало время рефлексии над данной проблематикой.

В онтологическом плане актуальность философии сознания связана с необходимостью исследования холистической и энерго-информационной сущности сознания. Сознание человека, по мнению некоторых философов и ученых, представляет собой определенную материальную силу в Космосе, обладает относительно самостоятельным бытием, сущность которого нам пока еще мало понятна. В этой связи философия сознания предстает в качестве отрасли знания, способной творчески осмыслить новые научные данные, касающиеся материальных носителей явлений сознания. В гносеологическом плане философия сознания представляет собой возможность исследования «жизненного мира» человека, который детерминируется как со стороны единого энерго-информационного поля сознания, так и внешнего мира. Индивидуальное сознание формируется под влиянием этих двух миров, но в то же время оно обладает уникальностью и неповторимостью, что и вызывает особый интерес исследователей. Одной из задач философии сознания является исследование возможностей индивидуального сознания по овладению скрытыми энергиями более тонкого плана, чем известные нам физические силы. Особенность методологии подобного рода исследований заключается в признании аксиологических аспектов познания, что в рамках традиционной науки категорически исключалось. Такой подход к процессу познания актуален в современной постнеклассической науке, что свидетельствует о некотором сближении между физикой и метафизикой в познавательной деятельности.

В качестве своеобразной метафоры в философии используется термин «социальное поле сознания», который обозначает определенное интегральное качество сознания индивидов, взаимодействующих между собой. Классическая диалектика категорий общественного сознания и общественного бытия рассматривается уже не только как специфическая проблема метафизики и социальной философии, но и как актуальная проблема социальной практики человека. В прямой зависимости от решения этого важного вопроса находится ежедневный опыт человека. Современная наука признает факт активного влияния сознания человека на процессы, происходящие в мире. Сознание - это не только «орудие» познания, но и возможность человека создавать новые миры, которые обладают весьма специфическими качествами. Теория, созданная благодаря сознанию, выступает в качестве путеводной нити, на которую «нанизываются» эмпирические факты и явления. Она есть главное оружие человеческого разума в освоении тайн природы и Космоса. Но это орудие может быть использовано не только во благо, но и во вред человеку. Так называемая «индустрия сознания» ставит перед собой цель не просто покорить человека, а завладеть его мыслями и идеями. Свобода мысли - это последний рубеж перед полным порабощением человека. Исследование проблемы сознания человека в современных условиях предстает в таком отношении как одна из самых актуальных тем философии. Философия сознания как раздел современного знания решает не только теоретические, но и практические задачи, связанные с формированием творческого сознания человека. Исследование сознания требует междисциплинарного подхода, привлечения методологий практически всех известных наук о человеке. Философский подход позволит сформулировать эту задачу в адекватной для общественного сознания форме, представить в качестве мировоззренческой установки человека. Коренные изменения в сфере информационных технологий явились одним из главных факторов формирования жизненных ориентиров и ценностей современного человека. Реальному миру стал противопоставляться мир виртуальных вещей и явлений. Человек в некоторых случаях оказывается в затруднительном положении и не способен различать действительный мир от мира иллюзий и социальных утопий. Без сомнения, виртуальный мир компьютерных игр и стратегий развивает в нас продуктивное и абстрактное мышление, но существует и обратная сторона медали. Если человек все больше погружается в область виртуального, то тем самым он отдаляется от реальности, от актуальных проблем и в меньшей степени, чем прежде, способен адекватно реагировать на вызовы со стороны природы и общества. В такой ситуации важны философская рефлексия над проблемами человеческого сознания и, по возможности, выработка эффективных способов формирования его творческих оснований.

Степень разработанности проблемы. Сознание человека практически всегда было в центре внимания философии. Особый интерес к этому вопросу проявили восточные мыслители, которые в большинстве своем доминирующим элементом в структуре человека признавали его внутреннюю духовную силу. Тема сознания человека изучена достаточно глубоко и в западной философии. Многие античные мыслители особое место в своих философских концепциях уделяли проблемам формирования духовного мира человека, описывая различные социальные факторы, влияющие на этот процесс. Первостепенное значение тема сознания приобрела в эпоху Нового времени. В этот период сознание становится одним из основных предметов философских размышлений. Важную роль в развитии темы формирования сознания человека сыграли представители немецкой классической философии. Так, Кант в своих исследованиях исходил из признания «законодательной» функции человеческого сознания по отношению к природе. При всех различиях между учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля можно отметить, что немецкие мыслители обосновывали идею о творческой сущности человеческого сознания. Идеи своих предшественников применили для анализа социально-экономических факторов становления сознания классики марксизма, которые в работе «Немецкая идеология» показали механизмы латентного формирования сознания человека в условиях конкретной исторической эпохи.

Вопрос 1

Вопрос 2

Функции сознания

Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом в суть наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Следующая функция — аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

 

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Масштабы, формы и свойства, преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Еще одна функция — коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Вопрос

Вопрос 3

Проблемы формирования сознания в современных условиях\

Список использованной литературы

1) Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е изд. – М.: 2003

2) Тормасов Б. А. Философы и философия: Учебное пособие – М.: Острожье, 1998

3) Баллаев А. Б. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия XV-XIX вв. Учебник для вузов – М.: Академический проспект, 2012

4) Интернет сайт: http://psyfaq.ru/shpora/307-2_Soznanie_kak_problema_filosofii__Razvitie_predstavlen.html

5) Интернет сайт: http://www.psyoffice.ru/6-464-glavnye-idei-filosofi-f-byekona-byekonovskii-zamysel-velikogo-vostanovlenija-nauk-prepjatstvija-na-puti-k-novoi-nauke.htm

6) Интернет сайт: http://www.studfiles.ru/preview/5176564/page:16/

 

 

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972

Спиркин А.Г. Философия. М., 2004.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Военная академия воздушно-космической обороны

имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

кандидат психологических наук,

доцент

Ю. Думиникэ

«__» декабря 2016 г.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

_на_тему: Сознание как философская проблема

(тема курсовой работы)

 

Курсанта Болдырев Артем Юрьевич

(воинское звание, фамилия, имя, отчество)

 

 

Руководитель: доцент кафедры кандидат философских наук,

Доцент А. Погорелов

 

Тверь 2016 г.

 

 

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

· мир материален;

· всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;

· в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;

· человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Управление сознанием

 

Управление отражением

Но наиболее эффективный способ контроля сознания человека – это прямое управление отражением.

 

Можно не дать мозгу возможность самому формировать отражение, надо дать ему готовое отражение. Можно дать ему как готовое отражение материи, так и готовое отражение других людей [331].

 

 

Сверху – самостоятельное формирование отражения.

Снизу – замена внешнего мира готовым образом.

 

 

Создание отражения требует от мозга умственного труда. Если приучить мозг к потреблению, а не созданию, то он с удовольствием будет пользоваться готовыми образами.

 

Чем сильнее удастся отсечь человека от внешнего мира, тем эффективнее будет контроль отражения. Чем у же канал между реальным миром и человеком, тем сильнее человек отсечён от реального мира. Если этот канал сводится к телевизору или к компьютеру, достаточно управлять только этим каналом, и можно полностью управлять человеком.

 

* * *

Рассмотрим три этапа управления отражением.

 

 

Первый шаг – управление отражением через изменение внешней формы предмета без изменения содержания; придание объекту нового вида, изменение его оболочки.

 

Очевидными примерами будут фрукты и овощи, полные ядов, пестицидов и химикатов, но внешне идеальные, без червей и без изъянов; искусственные продукты, пищевые красители, химически созданные запахи и вкусовые добавки.

 

В общении это натянутые улыбки ровных вставных зубов, которые скрывают внутреннее насилие. Недаром в наши дни создание «имиджа» (в переводе с английского – образ, отражение), стало главной целью человека поганого общества.

 

 

Второй шаг – отсечение, изолирование самого предмета через использование яркой упаковки. Она скрывает от человека вид настоящего предмета, заменяет его яркой картинкой, которая обычно имеет очень мало общего с самим предметом.

 

Представьте, что со всех западных товаров сняли бы упаковки, и товары выложили бы на полках супермаркетов в настоящем виде [332]. Сереалы и мюсли стали бы обычной крупой, мало чем отличающейся друг от друга. Почти все конфеты, чипсы, соусы выглядели бы одинаково. Особенно отвратительно выглядели бы замороженные полуготовые продукты и сухие супы.

 

Снимите этикетки с духов, вин, пива, сигарет, коки, пепси, шампуней, кремов, косметики, таблеток для похудения, собачьих кормов и жвачек. Разлейте их в одинаковые прозрачные бутылки или разложите в одинаковые коробки. Товары от этого не изменятся, но захочется ли вам после этого их купить? С другой стороны, нужны ли этикетки ягодам в лесу, овощам на грядке или фруктам в саду, чтобы вызвать у вас аппетит?

 

 

Третий шаг – полное изъятие предмета и замена его отражением. Основным источником знаний о происходящем в мире для современного человека является телевизор. Телевизионная картинка – готовый образ, который напрямую загружается в мозг и не требует воображения, анализа или обдумывания. Управляемый жрецами религии денег телевизор стал посредником между человеком и остальным миром, стал каналом, который связывает человека с материей и с другими людьми.

 

Заметим, что телевизор управляет тем, куда смотрят наши глаза – только туда, куда смотрит камера. Он управляет тем, как смотрят наши глаза – так как этого хотят режиссёр и ведущий, и тем, что они видят – через монтаж и компьютерные эффекты можно полностью заменить картинку.

 

Стеклянный ящик размером 30 на 40 сантиметров [333] стал миром современного человека.

 

III.

Управление желаниями

Рассмотрим управление точками привязки будущего – желаниями.

 

Природа человека такова, что правильное управление желаниями гораздо важнее, чем управление прошлым или настоящим. Ради будущего человек готов жертвовать настоящим, и тем более прошлым. Удовольствие человеку доставляет процесс достижения определённой цели, процесс выполнения определённого желания. Поэтому полного управления человеком можно добиться только за счёт задания его целей.

 

Мы можем рассматривать желания как точки привязки с очень высоким зарядом, обладания которыми хочет добиться человек. В традиционных религиях понятия цели жизни и счастья – очень сложные и многосторонние. В религии денег всё просто – это захват товаров и денег в частную собственность.

 

Немало поганых ставит своей целью просто накопить определённую сумму на банковском счету – «сделать» миллион, два, десять. Заметим, насколько это в чистом виде религиозное удовольствие – человек просто думает, что его имени соответствует некая циферка в компьютере, и одна эта «мысль» доставляет ему счастье и составляет цель его жизни.

 

* * *

По сравнению с другими обществами, религия денег немало преуспела в задании желаний и создала целые «отрасли» по производству желаний – рекламу, маркетинг, пи-ар.

 

Весь ежедневный язык поганых перестроился с языка отдания указаний, высказывания пожеланий или советов, на язык управления желаниями.

 

Обычный человек говорит: «Вам надо приходить на работу к 9 утра; для этого компьютера надо купить новый монитор; вам надо быть более активным».

 

То же самое поганый произнесёт так: «Вы хотите приходить на работу к 9 утра; вы хотите купить новый монитор для компьютера; вы хотите быть более активным».

 

Сравните два утверждения:

«Ты должен любить свою Родину».

«Я хочу любить свою Родину».

 

Если их будут периодически повторять люди с экрана телевизора, то какое выражение вам больше понравится, и какое произведёт больший эффект?

 

Появился даже специальный термин – «объект желания». В рекламе постоянно используется задание обладания объектом желания как мечты человека. Этот автомобиль – твоя мечта, это украшение – объект твоего желания.

 

* * *

Отметим, что, с точки зрения управляющего, желания могут быть как выполнимыми, так и заведомо невыполнимыми.

 

На уровне человек – корпорация, как только покупатель достигает цели – приобретает товар – ему тут же устанавливается новая точка привязки, новая цель. Следующий класс автомобиля, следующая в «линейке» модель компьютера или более массивный дом, более крупный драгоценный камень. Главное – чтобы сознание оставалось привязанным к автомобилям, компьютерам или драгоценностям, чтобы желания не выходили за рамки прилавка.

 

На языке позапрошлого века истинная речь корпорации звучала бы как: «Не сметь покупать товары в соседней лавке! Не сметь думать ни о чём, кроме моих товаров!».

На языке управления желаниями эта же речь звучит примерно так: «Ты хочешь мои товары. Ты хочешь думать только о моих товарах. Ты хочешь покупать только мои товары. Только мои товары приносят тебе удовольствие, престиж и власть».

 

На уровне метрополия – колония, метрополии должны задавать все желания в колониях, быть раем, идеальным обществом, к которому захотят стремиться колонии.

 

Пока метрополии задают желания в колониях, задают образцы для подражания, колониям невозможно догнать их в принципе. Если только колония приблизится к контролю над ключевой точкой привязки, то будет заменена эта точка, заменена цель, заменено само понятие того, что является идеалом на данный момент. Слабым странам невозможно «догнать и перегнать» метрополии. Они могут выиграть, только если они сами начнут задавать себе цели.

 

Самым худшим видом управления является тот, который задаёт заведомо невыполнимые желания, но сам не осознаёт этого. Рано или поздно управляемый отчается, и тогда он просто перестанет подчиняться управляющему вообще. Уж лучше вообще не задавать желания, чем ставить невыполнимые.

 

* * *

В управлении желаниями очень важно управлять общением. Как мы уже отмечали, средний человек хочет быть «как все», он хочет того же, чего хотят все.

 

Каналы доступа к сознанию

Для управления отражением необходимы каналы доступа к сознанию. Можно выделить два уровня каналов – каналы доступа на уровне человека (зрительное изображение, звук, осязание, обоняние, абстрактное мышление и так далее) и каналы информационного доступа к массовому сознанию.

 

Напомним список каналов доступа к массовому сознанию, который мы привели в предыдущей главе:

§ разговорный язык

§ телепередачи

§ радиопередачи

§ газеты и журналы

§ кинофильмы и видеофильмы

§ компакт-диски и аудиокассеты

§ компьютерные игры

§ веб-сайты

§ концерты и представления

§ книги

§ занятия в ВУЗах

§ занятия в школах

§ экскурсии

§ церковные службы

§ хождение по магазинам и офисам

 

На уровне чувств управление массовым сознанием сводится к работе с неподвижным и подвижным изображением, текстами и звуком. Запахи частично применяются в газетах и журналах и розничной торговле.

 

* * *

Как мы уже отмечали, основным каналом доступа является телевидение. В среднем американском доме есть 3 телевизора. Дети и подростки смотрят телевизор 3.5 часа в день. Средний взрослый американец смотрит телевизор 5 часов в день. Если откинуть время сна и 8-часового рабочего дня плюс время на дорогу, то он проводит у телевизора практически всё свободное время [337].

 

Интересно, что по-английски телепередачи так и называются – programming, то есть программирование [сознания].

 

Привязка человека к телевизору гораздо сильнее в городе, чем в деревне. Особенностью города, по сравнению с живой природой, с лесом, полем, огородом, домашними животными, является его мёртвое однообразие. В городе сознанию человека становится нечего отражать, ибо оно каждый день сталкивается с неизменяющейся материей, для которой уже давно созданы отражения. Городской человек гонится за новыми товарами просто для того, чтобы у него появились хоть какие-то новые впечатления, чтобы нарушить монотонность своей жизни.

 

Поэтому в условиях города телевизор становится чуть ли не единственной постоянно меняющейся частью мира. Но телевизор предлагает мозгу готовые образы, готовые отражения.

 

Религия денег управляет отражением, пытаясь монополизировать всё, что изменяется вокруг человека. Она сознательно уничтожает или удаляет из окружения человека живое, чтобы или продать человеку изменения (цветы в магазине [338], новый вид витрины, новую упаковку), или продать и вставить ему готовый образ.

 

* * *

Надо чётко представлять, что с точки зрения бизнеса, основная функция любого из каналов СМИ – это не новости, не информация и не художественные достоинства. Это контроль сознания человека.

 

Стоимость (valuation) многих Интернет-компаний прямо оценивается по числу «eyeballs», «глазных яблок», которые прикованы к сайтам этой компании, то есть по количеству сознаний, которые она контролирует.

 

Рейтинг теле- и радиопередач, а соответственно и стоимость рекламы в них, тоже напрямую оценивается по числу зрителей, которые смотрят или слушают ту или иную передачу. В глянцевых журналах стоимость рекламы, которая является главным источником их доходов, определяется количеством читателей.

 

Концентрации капитала соответствует концентрация собственности на каналы управления сознанием. 100 крупнейших корпораций США покупают 75 процентов рекламного времени на коммерческом телевидении и 50 процентов на общественном ТВ.

 

В Америке очень много телевизионных каналов, широковещательных, спутниковых, кабельных, местных и общих. Но каналы, которые смотрят 2/3 всех телезрителей, контролируются шестью крупнейшими компаниями [339]. Шесть человек могут единолично, и никому не отчитываясь, решать, что показать, и что не показывать двумстам миллионам.

 

* * *

На уровне колоний, метрополиям крайне нежелательно, чтобы в колониях сохранялись свои национальные каналы доступа к сознанию, точно так же, как им не нужна развитая национальная промышленность. Метрополии пытаются полностью вытеснить местное кино, телепередачи, музыку, содержание газет и журналов (естественно, под видом экономической нецелесообразности) [340].

 

Откройте популярные в России глянцевые журналы и подсчитайте, сколько статей посвящено западным темам и знаменитостям (или подражанию им), а сколько посвящено русским. Просмотрите обычную программу телепередач и подсчитайте, сколько в ней импортных передач или сделанных по американским шаблонам. Подсчитайте, какой процент отечественных фильмов идёт в кинотеатрах.

 

С другой стороны, по американскому телевидению не показывают ни одного мультфильма [341], телепередачи или репортажа, созданных где-либо, кроме США и Великобритании. Изредка показывают иностранные фильмы, но их даже не дублируют, ограничиваясь субтитрами.

 

Тот же подход применяется к историческим памятникам и музеям. Правительства колоний находятся под постоянным нажимом с целью закрытия музеев и сокращения расходов на них как «экономически» неоправданных. Наоборот, каждый пивной бар в метрополии приобретает историческое значение.

 

 

Рассматривая другие каналы доступа, надо отметить, что корпорации и метрополии пытаются активно войти во все каналы и внедрить через них свои точки привязки.

 

 

Операции С Точками Привязки

 

I.

Введение точки привязки

Первая операция – введение новой точки привязки в оперативную зону сознания.

 

Что для этого надо? Чтобы изображение постоянно попадалось человеку перед глазами, звуки постоянно достигали его ушей, и чтобы он постоянно сталкивался с употреблением слов, которые мы хотим ввести в его оперативное сознание.

 

Если ребёнка учат, например, литературе, то эту роль выполняет учебник, учитель, домашние задания. «Повторение – мать учения».

 

Обучение, как правило, это открытый процесс. Точку привязки можно ввести и скрыто, просто предъявляя её много раз человеку «невзначай». Можно показать брэнд фирмы в рекламе по телевизору, в журнале, на рекламном щите на улице, упоминать его в новостях, и так далее. Главное – ввести его в сознание человека.

 

* * *

На введение новых точек привязки будут влиять частота, продолжительность и очерёдность их упоминания.

 

Например, если каждую программу новостей начинать с курса доллара, это будет более сильным введением, чем упоминание курса в конце программы или не во всех новостях.

 

*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.175 с.)