Философия формирования правелного сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия формирования правелного сознания



Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа») ЭТО СОЕДИНИТЬ Сознание человека; это его способность к отражению реальности внешнего мира, и самого себя в нём. При этом, человек может быть полностью пробуждённым и осознавать в каждый момент времени влияния внешнего мира и свои ответные реакции на эти влияния. Он может быть в состоянии своеобразного сна, хотя и выглядит в это время бодрствующим, при котором восприятие мира и ответные реакции на внешние влияния, основаны на врождённых и приобретенных стереотипах и автоматизмах. То же самое может происходить с человеком и во время сновидений в ночном сне, в которых он чаще всего не сознателен и его ответные реакции на внешние обстоятельства сновидений так же основаны на автоматизмах. Но иногда человек может осознать себя в реальности сновидения, так же, как это может произойти с ним и в состоянии бодрствования. Автоматизмы человека связаны с его подсознанием, и человек большую часть своей жизни проводит именно на этом уровне, и говорить о человеке, осознание мира которым основано на врожденных инстинктах и приобретенных автоматизмах, как самоосознающем, бодрствующем существе, далеко не всегда обосновано.

Для различных людей горизонты реальности не одинаковы. Для одних они ограничены работой, магазином и семьей, для других; они могут включать в себя зрелища, поверхностную бульварную литературу, поп-музыку и ещё многие другие удовольствия. Другими словами, как первые, так и вторые живут, опираясь как на условные, так и безусловные рефлексы и инстинкты, что характерно и для животных, но, возможно, на более примитивном уровне. Есть люди, в поле деятельности которых входит стремление жить для других, и есть те, которые живут только для самих себя, и всё это может быть на уровне инстинктов и условных рефлексов, основанных на штампах и автоматизмах. Есть и те, которые готовы отдать свою жизнь для своего народа и даже всего человечества, и в то же время есть много человеческих существ, которые стремятся, чтобы им служили как свой собственный народ и даже всё человечество Сознание человека невозможно без восприятия, которое всегда субъективно, в связи с чем, один и тот же мир в сознании различных людей выглядит не одинаково, и любые их отношения к внешней реальности, да и к самим себе, только относительно адекватны Можно говорить о сознании клеточных и даже доклеточных форм жизни, например, сознание вирусов. На первый взгляд это звучит абсурдно, но если в квантовой физике даже электроны ведут себя сознательно, то вирус организован неизмеримо более сложно и поэтому он не может быть несознательным. Правда, горизонты его сознания ограничены границами его тела и, взаимодействуя с реальностью, он определяет пригодны ли она для его существования или нет, меняя при этом своё отношение к реальности. Разумеется, вирус осознаёт реальность, если можно так сказать, только органолептически и то разнообразие воспринимаемых качеств, которые доступны человеку, абсолютно не доступны вирусам или бактериям. Но их мир так же недоступен для понимания человеком И есть ещё одно фундаментальное отличие восприятия и осознания реальности; человек может осознавать не только то, что он воспринимает, но и своё внутреннее отношение к воспринимаемому. Таким образом, сознание человека, да и всего живого на Земле обеспечивает реакции и само существование, более или менее адекватное внешним обстоятельствам. И в то же время, сознание является опорой для мировоззрения человека, которое может быть сосредоточено вокруг самого себя, быть направленным на гармоничное бытие внешней реальности и быть опорой для устремления к Божественной истине. И, кроме того, мировоззрение, осознаётся это человеком или нет, определяет суть окружающей реальности и её предназначение. Правда, это определение индивидуально и может только незначительно отличаться от мировосприятия животного, и может быть бесконечно обширным и глубоким, и во многом определять взаимоотношения человека с миром. Именно мировоззрение определяет, будет ли человек привязан к ценностям этого проявленного мира, или же изберёт для себя путь, ведущий к Божественной истине. Это становится возможным для человека, когда он осознает не только структуру реальности этого мира, но и его предназначение. Названные здесь два направления человеческих стремлений, имеют целый спектр уровней от примитивного, животного до космического Божественного.

Речевая манипуляция – это один из способов управления людьми, их поступками, решениями и мнениями. Ей свойственны искажения фактов, общая недосказанность, утаивание информации. Такие манипуляции встречаются в ежедневной жизни, многие случаи становятся причинами душевных травм, неуверенности в себе, осознания собственной неспособности противостоять чужим указаниям или советам. Сколько раз я обещала себе не прислушиваться к часто нелепым указаниям окружающих, но давление вокруг мешало мне сделать свой собственный, осознанный выбор. Часто человеку даже не требуется посторонний толчок к невыгодному действию, окружающие его стереотипы и давление делают свое дело. Но это вещи, которые постоянно существуют вокруг, то, с чем каждый сталкивается. На эту тему написаны целые руководства, разделенные на главы, указывающие, на какую точку нужно посильнее надавить. Целая наука по управлению поведением людей сформировалась за многие годы нашего существования. И не за одно столетие это произошло, а издавна люди пытались извлечь выгоду для себя, не отдав при этом ничего стоящего взамен. И с каждым днем, месяцем, годом происходило развитие способности манипулировать людьми. Ею может обладать человек, который способен стать лидером, который может повести людей за собой. Внушить или просто разделить с другими свои взгляды и убеждения, те принципы, идеи, которые он считает правильными. И вот ‒ началась борьба за признание и первенство.

С появлением демократии насильственные методы стали отходить на второй план. Общество развивалось в интеллектуальном плане, и первые места постепенно заняли искусные ораторы. Люди, умеющие захватить своим словом, люди, внушающие восхищение. Такие ораторы от Бога – редко встречающаяся категория. Но ведь многие люди хотят научиться вести за собой. И не только в плане захвата власти или в каких-либо других глобальных вещах. Опытные бизнесмены учатся искусству манипулирования и с его помощью заполучать контракты, нужные им договоры. Люди, работающие в сфере рекламы, также умело используют знания о манипулировании потребителем. Опираются они на достижения современной психологии ‒ науки об устройстве внутреннего мира человека. О том, что ему нужно, что он чувствует, в каких ситуациях его чувства проявляются сильнее, чем обычно. Они знают нужное слово, знают нужное предложение. Слоганы, включающие в себя фразы «Свидание с Америкой», «Почувствуй аромат Парижа», сразу создают ощущение того, что предлагаемый продукт престижен ‒ и хочется его приобрести. Взаимоотношения между людьми также подвержены влиянию одного человека на другого, будь то семейные или любовные отношения. Даже флирт можно отнести к одному из способов манипулирования.

 

Речевое манипулирование в каком-то плане можно отнести к искусству – используются особенности языка и его употребления для скрытого воздействия. Один из сильнейших языков для манипулирования ‒ это русский, так как он особо богат синонимами и позволяет плести причудливые речевые конструкции, накидывать вуаль искренности и скрывать в подтексте то, что не хочется афишировать. Русский язык позволяет назвать одну и ту же вещь несколькими именами, создать иллюзию правды. Не каждый сможет использовать различные суждения так, чтобы повернуть ситуацию в выгодном свете. Часто такое воздействие влияет на те чувства и потребности человека, которые стремятся быть удовлетворенными.

Путь человека можно описать, как череду событий в его жизни, начиная от момента рождения и заканчивая глубокой старостью. В большинстве литературных произведений и художественных фильмов используют именно такой подход. Эту последовательность событий обычно называют «жизненный путь» или «судьба». На основании анализа этих событий делается вывод о том, легкой или тяжелой была судьба у человека, достойно или недостойно прошел он свой жизненный путь, счастливо ли он прожил свою жизнь или не очень счастливо.

В рамках этой публикации под фразой «путь человека» мы будем подразумевать совершенно другое явление. Мы опишем путь человека как процесс совершенствования его мировоззрения. На наш взгляд такой подход гораздо информативнее, чем простой анализ ряда событий в жизни одного человека или многих людей. Наш подход позволит найти ответы на многие «извечные» вопросы. Причем ответы эти будут более точными и конкретными, чем общепринятый ответ: «пути господни неисповедимы».

Наш подход сформировался в результате обобщения, практической апробации и «осовременивания» множества различных источников – от древних философских учений, астрологии и китайской «книги перемен», до различных древних и современных духовных практик, методик духовного совершенствования и современной психологии. В каждом из этих источников используются свои термины, подходы и основные понятия. Дабы наше изложение не было похоже на «кашу» из терминов различных учений и практик, мы вынуждены перед началом этого изложения уточнить значение тех терминов, которые используем мы.

  • Сознание – это сложный инструмент для познания окружающего мира, данный каждому человеку. Конечный продукт работы человека этим инструментом (сознанием) – мировоззрение этого же человека.
  • Мировоззрение человека – комплекс представлений этого человека об окружающем его мире как конечный продукт работы его сознания. Фундаментальная отличительная особенность мировоззрения от других конечных продуктов работы человека это его целостность. Эта особенность мировоззрения очень важна и требует дополнительного объяснения. Воспользуемся для этого примером:

·

    • Если человек возьмет вязальные спицы (инструмент) и начнет вязать шарфик (конечный продукт), то сначала будет связана треть шарфика, потом его половина и только в конце работы появится целый и законченный шарфик. С мировоззрением, как конечным продуктом, так не получится. Сколько бы ни работал человек своим сознанием (инструментом), его мировоззрение (конечный продукт) не может быть сформировано только на треть или наполовину. Мировоззрение всегда будет целым. Процесс совершенствования мировоззрения больше похож на процесс роста яблока. Яблоко в начале своего роста может быть очень маленьким, затем оно становится больше, но зрелости еще не достигает. В конце процесса яблоко достигает своего полного размера и зрелости. Но на любом этапе роста яблоко остается одним целым.
  • Путь человека – это процесс совершенствования его мировоззрения. В ходе этого процесса человек использует как инструмент свое сознание.

 

И так значение основных терминов уже описано. В следующей публикации мы начнем более подробно описывать путь человека исходя из указанных понятий «сознание» и «мировоззрение». И вы сможете убедиться, что эти три понятия неразрывно связаны и почти неразделимы. Одно из них может плавно перетекать в другое и этим вносить изменения в третье.

 

 

Список использованной литературы

1) Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е изд. – М.: 2003

2) Тормасов Б. А. Философы и философия: Учебное пособие – М.: Острожье, 1998

3) Баллаев А. Б. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия XV-XIX вв. Учебник для вузов – М.: Академический проспект, 2012

4) Интернет сайт: http://psyfaq.ru/shpora/307-2_Soznanie_kak_problema_filosofii__Razvitie_predstavlen.html

5) Интернет сайт: http://www.psyoffice.ru/6-464-glavnye-idei-filosofi-f-byekona-byekonovskii-zamysel-velikogo-vostanovlenija-nauk-prepjatstvija-na-puti-k-novoi-nauke.htm

6) Интернет сайт: http://www.studfiles.ru/preview/5176564/page:16/

 

 

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972

Спиркин А.Г. Философия. М., 2004.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Военная академия воздушно-космической обороны

имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

кандидат психологических наук,

доцент

Ю. Думиникэ

«__» декабря 2016 г.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

_на_тему: Сознание как философская проблема

(тема курсовой работы)

 

Курсанта Болдырев Артем Юрьевич

(воинское звание, фамилия, имя, отчество)

 

 

Руководитель: доцент кафедры кандидат философских наук,

Доцент А. Погорелов

 

Тверь 2016 г.

 

 

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

· мир материален;

· всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;

· в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;

· человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.037 с.)