Теоретические основы организации малого бизнеса в развитых странах, его сущность, роль, основные черты и место в экономической системе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы организации малого бизнеса в развитых странах, его сущность, роль, основные черты и место в экономической системе.



 

Существует множество определений малого бизнеса. В широком смысле в большинстве случаев понимается самая активная часть физических и юридических лиц, которые не объединены в монополии. А в узком смысле обычно подразумевают частную организацию или предприятие, основанное на предпринимательстве и которое создано для получения прибыли.

Часто вместо понятия "малый бизнес" используется термин "малое предпринимательство". Однако такая замена весьма спорна. Обоснованных серьезных разграничений этих терминов нет, и считается, что разница лишь в том, что "малый бизнес" больше экономическое понятие. А "малое предпринимательство" - юридическое. В пользу того, что эти термины надо разграничить, приводят следующий аргумент: само понятие "бизнес" не учитывает социальную и экологическую составляющие, которые присущи предпринимательству. А также "бизнес" подразумевает не только легальную деятельность, но и незаконную деятельность с точки зрения действующего законодательства государства.

Но в данной курсовой работе понятия малого бизнеса и малого предпринимательства будем считать равнозначными.

К малому предпринимательству обычно относят организации, которые осуществляют деятельность небольшой группой лиц или управление, в которых осуществляется одним лицом. Поэтому основным критерием, на основе которого предприятие можно отнести к малым, является численность занятых работников. Этот показатель далеко не единственный. В целом существует около 50 критериев, по которым предприятия можно отнести к малому предпринимательству. [16, c 8-9]

В отдельной стране критерии классификации бизнеса могут различаться. При этом часто внимание уделяется еще и виду деятельности предприятия. Европейский Союз предлагал следующие критерии: размер основного капитала не превышает 75 млн. евро, а количество работников не больше 100 человек.

Во Франции в сельском хозяйстве и пищевой промышленности к малым относятся предприятия с численностью работников до 200 человек. В отрасли производства - до 500 человек. Но при этом в любой отрасли годовой оборот не должен превышать 200 млн. Франков.

В России организации с численностью персонала до 19 человек определяются к весьма малым (микропредприятиям), а от 20 до 99 человек - к малым.

В США к малым относятся предприятия, которые не занимают доминирующего положения на рынках и управляются независимыми собственниками. Причем занятых сотрудников должно быть не более 500, а годовая прибыть не должна превышать 2 млн. Долларов. Однако нормы отличаются для разных отраслей экономики.

Можно выделить основные черты, присущие малому предпринимательству:

1. Ограниченные масштабы производства.

2. Узкая специализация, небольшой ассортимент выпускаемого ассортимента.

3. Право собственности принадлежит непосредственным управляющим организацией. Управляющие активно участвуют в жизни предприятия. Семейные и родственные связи оказывают существенное влияние на кадровую политику.

4. Небольшое количество сотрудников. И, как следствие, отсутствуют громоздкие управленческие структуры, неформальное планирование и контроль, простые и быстрые функциональные связи между отделами.

5. Гибкая структура, легко принимаются нововведения

6. Часто присутствуют неформальные и дружеские взаимоотношения с поставщиками и потребителями из-за локальности рынков ресурсов и сбыта.[4, c.15-16]

Малое предпринимательство является важной составляющей любой экономической системы. Хотя "лицо" государства, как правило, представляют крупные фирмы, в некоторых странах малые предприятия, гибкие и динамичные, являются жизненной основой стран с развитой рыночной экономикой, играют ведущую роль по количеству занятых рабочих и по объему выпускаемых и реализованных товаров и услуг. Малый бизнес может во многом определять качество и структуру валового национального продукта, решать социальные проблемы, оказывать существенное влияние на развитие народного хозяйства, предоставлять значительное количество рабочих мест, тем самым снижая уровень безработицы.

Несмотря на то, что научный потенциал в большинстве своем сосредоточен на крупных фирмах, выпуск новой, инновационной продукции чаще всего начинают мелкие предпринимательства. Именно малые корпорации удовлетворяют потребности большинства потребителей, выпускают товары, производство которых нерентабельно для средних и крупных фирм. Это связано с тем, что они хотят наладить массовое и успешное производство как можно скорее и самым рациональным путем. А если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. На счету изобретений малого бизнеса есть такие важные изобретения, как ксерокс, персональный компьютер, различные виды пылесосов, миксеров и т.д. Однако последующее внедрение чаще всего осуществляется крупными компаниями, имеющими необходимыми финансовыми и материальными ресурсами. [16, c 63]

Нередко возникают условия, неблагоприятные для крупных предприятий, но достаточно благоприятных для малого бизнеса:

- региональная дифференциация рынка (малые предприятия менее привередливы к местам открытия бизнеса);

- нерегулярность спроса (спрос сезонного характера отрицательно влияет на крупные предприятия из-за недостаточной их гибкости);

- оперативность и гибкость структур (важно при разработке проектов, для которых необходима быстрая перегруппировка финансовых и интеллектуальных ресурсов);

Невозможно представить современную экономику без хорошо развитого малого бизнеса. С одной стороны, он в какой-то мере противостоит крупному бизнесу, и с этой точки зрения помогает экономике быстрее приспособиться к конъюнктурным изменениям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, к структурной перестройке экономики. С другой - значительная часть мелких предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм.

Помимо этого через самостоятельную предпринимательскую деятельность раскрывается внутренний потенциал личности, развитие малого бизнеса обеспечивает увеличению доли среднего класса.

Роль малых предприятий состоит еще и в том, что они вынуждены постоянно развиваться и вводить новые технологии, реализовывать революционные идеи, чтобы соответствовать требованиям рынка. Малые корпорации удовлетворяют потребность в ремонте и обслуживании продукции, которая выпускается крупными предприятиями.

Существует мнение, что основным мотивом малого предпринимательства, да и всего предпринимательства в целом, является получение максимальной прибыли. Но это не совсем верно. Конечно, желание получить прибыль это неотъемлемый элемент предпринимательства. Однако нельзя забывать о таких важных факторах, как стремление к общественному признанию, возможности самовыражения, нежелание работать на другого человека. А для многих предпринимателей важнее всего сохранение и развитие своего дела, что часто невозможно при одном лишь стремлении к максимальной прибыли. [4, c. 11-13].

Великобритания была одной из первых стран, которые обратили свое внимание на роль малого предпринимательства. Проведенные там исследования показали, что фирмы с количеством работников до 20 человек являются очень эффективными. Сейчас в Великобритании собственным бизнесом занята приблизительно 1/8 часть трудоспособного населения.

Итак, как мы можем видеть, успешное и устойчивое развитие малого бизнеса весьма важно для экономического развития стран. Особенно тех стран, где формируется или уже сформирована рыночная экономика. А для развивающихся стран малое предпринимательство может стать перспективным элементом структуры экономики, который воодушевит и подтолкнет общество к новым открытиям и процветанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.80.203 (0.025 с.)