ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документооборот первичных бухгалтерских документов



Составление первичного документа
Передача документа в бухгалтерию
Проверка и обработка принятых документов
Составление учетных регистров
Сдача документов в архив

Срок хранения первичных документов – не менее 5 лет после отчетного года (ст. 29 402 ФЗ).

Движение документов производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Ответственным за составление графика является главный бухгалтер, утверждает его руководитель.

 

Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью.

В первичном учетном документе допускаются исправления (п. 9 402-ФЗ). Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, с указанием их фамилий и инициалов или других реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Ответственность за хранение первичных документов

- ст. 15.11. КоАП РФ – грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (нарушение сроков хранения учетных документов) – штраф на должностных лиц – 2000 – 3000 руб.

- ст. 120 НК РФ – отсутствие первичных документов или счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета:

- в течение одного налогового периода – 10000 руб.

- более одного налогового периода – 30000 руб.

- те же нарушения, если они повлекли занижение налоговой базы – 20% от суммы налога, но не менее 40000 руб.

Регистры бухгалтерского учета

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов.

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

 

Хозяйственные средства

Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер их использования зависят от вида, объема деятельности организации.

Хозяйственные средства – это объекты имущества организации, которые имеют стоимостное выражение.

Хозяйственные средства любой организации бухгалтерия рассматривает с двух точек зрения:

1. Хозяйственные средства по составу и размещению являются активом организации

Активы организации

 

 

Внеоборотные активы
- нематериальные активы - результаты исследований и разработок - нематериальные поисковые активы - материальные поисковые активы - основные средства - доходные вложения в материальные ценности - долгосрочные финансовые вложения - отложенные налоговые активы - прочие внеоборотные активы  
- запасы - НДС по приобретенным ценностям - дебиторская задолженность - краткосрочные финансовые вложения - денежные средства и денежные эквиваленты - прочие оборотные активы
Оборотные активы

 

 


Внеоборотные активы – это активы, срок использования которых составляет более одного года.

Нематериальные активы – это средства, не имеющие материально-вещественной (физической) основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход, которые используются в течение периода свыше 12 месяцев (патенты, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.п.).

Результаты исследований и разработок – это затраты фирмы на завершенные НИОКР, давшие положительный результат, но не относящиеся к нематериальным активам (спецоборудование для использования в качестве объектов испытаний и исследований, стоимость материально-производственных запасов, используемых при выполнении НИОКР, затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования и т.п.)

Поисковые активы существуют у организаций, осуществляющих затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр. Нематериальные поисковые активы не имеют материально-вещественной формы (право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений и (или) разведке полезных ископаемых; информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований; результаты разведочного бурения; результаты отбора образцов; оценка коммерческой целесообразности добычи).Материальные поисковые активы имеют материально-вещественную форму (сооружения, оборудование, транспортные средства).

Основные средства – часть средств труда, с помощью которых человек в процессе производства воздействует на предмет труда с целью получения продукта труда, срок службы основных средств составляет более 12 месяцев. Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время в неизменной форме участвуют в процессе производства и постепенно переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт с помощью амортизационных отчислений.

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества (здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму), предоставляемого организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.

Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в последующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Оборотные активы – это активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла организации (если он превышает 1 год).

Запасы – материалы и продукция, не используемые в данный момент в хозяйственной деятельности, хранимые на складах или в других местах и предназначенные для последующего использования (сырье, материалы, запасные части, топливо, тара и т.п.). Запасы представляют собой способ резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, снижения опасности возникновения простоев.

НДС по приобретенным ценностям отражает остаток сумм «входного» НДС, которые поставщики и подрядчики предъявили организации к оплате при приобретении ею товаров (работ, услуг), при этом организация не приняла их к вычету и не включила в стоимость приобретенных активов или в состав расходов.

Дебиторская задолженность – это задолженность различных организаций и отдельных лиц данной организации. Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.

Краткосрочные финансовые вложения – вложения предприятия на срок не более одного года в доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других организаций, денежные средства на срочных депозитных счетах банков, процентные облигации государственных и местных займов и др.

Денежные средства – совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Денежные эквиваленты – краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения организации, легко обратимые в денежные средства и незначительно подверженные риску изменения рыночной цены.

Прочие оборотные активы – активы, стоимость которых несущественна (стоимость недостающих или испорченных материальных ценностей, в отношении которых не принято решение об их списании в состав затрат на производство (расходов на продажу) или на виновных лиц; суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, пеней и штрафов, взносов на обязательное страхование, в отношении которых не принято решение о зачете (возврате из бюджета); суммы НДС, начисленные при отгрузке товаров, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете).

Пассивы организации
Хозяйственные средства по источникам образования и целевому назначению являются пассивом организации.

 

Собственный капитал
- уставный капитал - добавочный капитал - резервный капитал - накопленная нераспределенная прибыль
Краткосрочные обязательства
- краткосрочные заемные средства - кредиторская задолженность
- долгосрочные кредиты банков и займы, предоставленные организации другими лицами - отложенные налоговые обязательства - оценочные обязательства
Долгосрочные обязательства
Заемный капитал (обязательства организации)

 

 

 


Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал акционерного общества не является постоянной величиной, акционерное общество может увеличивать или уменьшать свой уставный капитал, менять его структуру.

Добавочный капитал в отличие от уставного капитала не разделяется на доли, внесенные конкретными участниками, – он показывает общую собственность всех участников. Добавочный капитал формируется за счет: эмиссионного дохода акционерного общества; прироста стоимости внеоборотных активов (переоценка); положительной курсовой разницы по вкладам иностранной валюты в уставный капитал.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством (не менее 5% от уставного капитала). Акционерные общества должны ежегодно отчислять в этот фонд не меньше 5°% от чистой прибыли. Отчисления прекращаются, когда фонд достиг размера, установленного уставом общества. Общества с ограниченной ответственностью вправе создавать резервы в соответствии с положениями своего устава. Такие резервы также создают за счет чистой прибыли фирмы. Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытка, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) или израсходована иным образом.

Кредиты организация получает в коммерческом банке:

- долгосрочные на срок от одного года;

- краткосрочные на срок до одного года

Заемные средства – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до одного года, являются краткосрочными, а на срок более одного года – долгосрочными.

Отложенные налоговые обязательства появляются, когда расходы в бухгалтерском учете признают позже, чем в налоговом, а доходы — раньше.

Оценочные обязательства могут возникнуть:

  • из законодательных норм, судебных решений, договоров;
  • в результате действий организации, из которых следует, что она принимает на себя определенные обязанности, а третьи лица могут обоснованно ожидать их выполнения.

Для признания оценочного обязательства в бухгалтерском учете необходимо одновременное соблюдение условий, которые установлены пунктом 5 ПБУ 8/2010:

  • у фирмы существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее деятельности, исполнения которой нельзя избежать;
  • в результате исполнения обязательства вероятно уменьшение экономических выгод компании;
  • величину оценочного обязательства можно обоснованно оценить.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды.

Кредиторская задолженность – это задолженность другим организациям (кредиторам). Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, – прочими кредиторами. Кредиторская задолженность – это также задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и обеспечения, налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты.

 

Счета. Двойная запись

 

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Двойная запись – способ регистрации фактов хозяйственной жизни, состоящий в том, что сумма каждого факта записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого.

Двойная запись обусловлена экономической сущностью операций, вызывающих изменения в объектах бухгалтерского учета. Каждый факт хозяйственной жизни вызывает равновеликие изменения не в одном, а в двух объектах учета.

Счет состоит из номера и названия. Каждый счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении определенного актива или обязательства организации.

Счет состоит из двух частей. Это связано с тем, что любая хозяйственная операция вызывает изменения в объектах учета, которые могут характеризоваться лишь как увеличение или уменьшение. Поэтому каждый счет делиться на две части: одна предназначена для отражения увеличения, а другая – уменьшения объекта учета. Эти части счета называют дебетом и кредитом.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта учета. Например, счет «Касса», счет «Материалы». Левая сторона таблицы называется «Дебет», правая – «Кредит». Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «Сальдо» (остаток счета). Сальдо бывает на начало и конец отчетного периода.

Схема счета:

Счет № 50
«Касса»
Дебет Кредит
   
   

 

Субсчет (или счет второго порядка) – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

Бухгалтерская проводка – двойная запись, с помощью которой бухгалтер отражает операции.

Классификация счетов

По отношению к балансу  
Балансовые
Забалансовые
Активные
Пассивные
Активно-пассивные

 


На активных счетах (01, 10, 20, 41, 51 и др.) учитываются активы организации (внеоборотные и оборотные), их наличие, состав и движение. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо счета может быть только дебетовым и отражается в активе бухгалтерского баланса.

Схема активного счета

Дебет Кредит
Сальдо начальное (Сн)  
Увеличение (+) Уменьшение (-)
Дебетовый оборот (ОБд) Кредитовый оборот (ОБк)
Сальдо конечное (Ск=Сн+ОБд-ОБк)  

 

На пассивных счетах учитываются источники формирования активов организации (собственные и заемные) (66, 67, 80, 82,83). В этих счетах увеличение источников записывается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо может быть только кредитовым, оно отражается в пассиве баланса.

Схема пассивного счета

Дебет Кредит
  Сальдо начальное (Сн)
Уменьшение (-) Увеличение (+)
Дебетовый оборот (ОБд) Кредитовый оборот (ОБк)
  Сальдо конечное (Ск=Сн+ОБк-ОБд)

 

Активно-пассивные счета имеют признаки активных и пассивных счетов. На них отражается процесс реализации (90, 91), его результат (99, 84), некоторые виды расчетов (60. 62, 68, 69, 71, 76), результат переоценки ТМЦ (14), отклонения в стоимости материалов (16).

Сальдо такого счета может быть и дебетовым, и кредитовым либо одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо) (76). Дебетовое сальдо по счету отражается в активе баланса, кредитовое – пассиве.

Активно-пассивные счета бывают двух видов:

- с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) – например, счет «Прибыли и убытки»;

- с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно) – расчетные счета.

Схема активно-пассивного счета

Дебет Кредит
Сн – задолженность дебиторов Сн – задолженность кредиторам
Увеличение (+) задолженности дебиторов Уменьшение (-) задолженности кредиторам Уменьшение (-) задолженности дебиторов Увеличение (+) задолженности кредиторам
Дебетовый оборот (ОБд) Кредитовый оборот (ОБк)
Ск – задолженность дебиторов Ск – задолженность кредиторам

 

Забалансовые счета – предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, МЦ на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах (по дебету одного счета и кредиту другого).

Получены с расчетного счета деньги в кассу предприятия – 10000 руб.

- «расчетный счет» - «касса»

Поступили от поставщиков материалы на сумму 20000 руб.

- «расчеты с поставщиками» - «материалы»

Выдана из кассы заработная плата работникам

- «касса» - «расчеты с персоналом по оплате труда».

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникла эта взаимосвязь, - корреспондирующими.

Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой.

План счетов

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов, необходимых для учета хозяйственной деятельности.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Балансовые счета имеют номер от 01 до 99, забалансовые – от 001 до 011.

План счетов вступил в действие с 01.01.2001г. (утвержден Приказом Минфина России №94-н от 31.10.2000 г.). Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы. Ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (основных средств, материалов и т.п.).

В Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов – в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

 

Учетная политика

Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Нормативно-законодательные документы, регулирующие формирование учетной политики:

1. Для целей бухгалтерского учета

1.1. 402-ФЗ

1.2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

2. Для целей налогового учета

2.1. НК РФ.

 

Принципы учетной политики выражены в требованиях, предъявляемых к ней.

Требования к учетной политике:

1. Полноты – полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

2. Своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

3. Осмотрительности – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых

4. Приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования

5. Непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца

6. Рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

 

Состав учетной политики. В обязательном порядке утверждаются:

- рабочий план счетов организации, необходимый для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты

- формы первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

- способы оценки активов и обязательств

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации

- порядок контроля за хозяйственными операциями

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Этапы формирования учетной политики

1. Определение объектов бухгалтерского учета в отношении которых должна быть разработана учетная политика

2. Выявление и анализ факторов. Под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета

3. Выбор исходных положений построения бухгалтерского учета

4. Определение способов бухучета для каждого объекта учета

5. Отбор способов бухучета из всего множества теоретически возможных

6. Оформление учетной политики.

Форма учетной политики нормативно не урегулирована. Поэтому учетная политика может быть изложена в приказе (текстовый форма с выделением отдельных пунктов) или положении.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

 

Структура учетной политики

Раздел Содержание
Общие положения - законодательные и нормативные документы, применяемые при ведении бухгалтерского учета в организации; - задачи и функции бухгалтерии; - общие принципы ведения документооборота и составления первичных документов
План финансово-хозяйственной деятельности  
Организация бухгалтерского учета - специфика бухгалтерского учета в организации; - общие принципы учета; - организация бухгалтерской службы; - порядок документооборота; - перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; - порядок учета и списания материальных ценностей; - учет расчетов с дебиторами и кредиторами; - учет расчетов по оплате труда; - учет кассовых операций и т.д.
Порядок проведения инвентаризации - состав инвентаризационной комиссии по видам инвентаризируемого имущества; - порядок проведения инвентаризации
Порядок и сроки предоставления отчетности  
Учетная политика в целях налогообложения - особенности учета по тем налогам и обязательным платежам в бюджет, плательщиками которых является организация

 

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером предприятия и утверждается его руководителем.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.45.252 (0.028 с.)