Экономическая и финансовая рентабельность: факторный анализ экономической рентабельности; управление экономической рентабельностью с учетом взаимосвязи факторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая и финансовая рентабельность: факторный анализ экономической рентабельности; управление экономической рентабельностью с учетом взаимосвязи факторов.



Экономическая рентабельность - коэффициент равный отношению балансовой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли.

Основной целью деятельности любой компании является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Преимущества использования данных показателей в анализе заключаются в возможности сравнения эффективности деятельности не только в рамках одной компании, но и применения многомерного сравнительного анализа нескольких компаний за ряд лет. Кроме того, показатели рентабельности, как любые относительные показатели, представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода компаний.

Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности.

Для анализа рентабельности, используют следующую факторную модель:

R = P/N, или

R = (N - S)/N * 100

где Р - прибыль; N - выручка; S - себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

RN = (N1 - S0)/N1 - (N0 - S0)/N0

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

RS = (N1 - S1)/N1 - (N1 - S0)/N1

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

R = RN + RS

Целью управления рентабельностью предприятия является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Объектом управления является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Цикл управления рентабельностью состоит из двух этапов:

1. Анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность.

2. Прогнозирование финансовых параметров

Основная цель анализа рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;

- анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;

- расчет и факторный анализ показателей рентабельности;

- анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;

- анализ использования прибыли предприятия;

- оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;

- анализ выполнения плана по использованию прибыли.

Основным источником информации для анализа рентабельности организации является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Он построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации.

По данным Отчета о прибылях и убытках про­анализировать влияние изменения затрат на прибыль и рентабельность можно, но оценить влияние факторов на изменение самих затрат - нельзя. Для такого анализа необходимо располагать данными уп­равленческого учета и формой № 5, где отражены расходы, про­изведенные организацией в отчетном и прошлом году по экономическим элементам.

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного распределения применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов производства.

 

9. Структура капитала и эффект финансового рычага: понятие и экономическое содержание структуры капитала и факторов, ее определяющих; влияние структуры капитала на финансовую рентабельность предприятия; сущность, оценка и условия положительности эффекта финансового рычага.

 

Структура капитала представляет собой соотношений собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.

От структуры капитала в значительной мере зависят условия формирования таких финансовых результатов предприятия как рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, уровень финансовой стойкости и платежеспособности, уровень финансовых рисков и в конечном счете эффективность финансового менеджмента в целом. именно поэтому структура капитала является объектом исследования многих ученых-экономистов.

Существует ряд факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивать условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии:

1. Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции вследствие высокого удельного веса вне оборотных активов имеют более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет разную продолжительность операционного цикла. Чем меньше период операционного цикла, тем в большей степени может быть использован предприятием заемный капитал.

2. Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия на ранних стадиях жизненного цикла должны могут использовать большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий стоимость этого капитала может быть выше средне рыночной. Предприятия в стадии зрелости должны в большей мере использовать собственный капитал.

3. Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильнее конъюнктура, чем стабильнее спрос на продукцию предприятия, тем безопаснее становится использование заемного капитала.

4. Конъюнктура финансового рынка.

5. Уровень рентабельности операционной деятельности. При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг предприятия высок и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала.

6. Коэффициент операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным влиянием эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущими объемами реализации продукции, и имеющие низкий коэффициент операционного левериджа, могут в большей мере увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.

7. Отношение кредиторов к предприятию.

8. Уровень налогообложения прибыли.

9. Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. неприятие высоких уровней риска формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором основу составляет собственный капитал. И, наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, несмотря на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.

10. Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением предприятия (контрольный пакет акций), собственникам предприятия не хочется привлекать дополнительный капитал из внешних источников, несмотря на благоприятные условия.

Влияние структуры источников финансирования на рентабельность собственного капитала можно представить в виде формулы:

При расчете показателей рентабельности необходимо использовать единый подход - проводить расчет на основании средних значений за период анализа, либо на основании значений на конкретную отчетную дату. Это обеспечит сопоставимость результатов расчета.

Анализ факторов, повлиявших на изменение рентабельности собственного капитала, проводится с помощью формулы DUPONT. Формула DUPONT устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций.

Эффект финансового рычага это показатель, отражающий изменение рентабельности собственных средств, полученное благодаря использованию заемных средств и рассчитывается по следующей формуле:

Где DFL - эффект финансового рычага, в процентах;

t - ставка налога на прибыль, в относительной величине;

- рентабельность активов (экономическая рентабельность по EBIT) в %;

r - ставка процента по заемному капиталу, в %;

D - заемный капитал;

E - собственный капитал.

Эффект финансового рычага проявляется в разности между стоимостью заемного и размещенного капиталов, что позволяет увеличить рентабельность собственного капитала и уменьшить финансовые риски.

Положительный эффект финансового рычага базируется на том, что банковская ставка в нормальной экономической среде оказывается ниже доходности инвестиций

Дифференциал финансового рычага является условием возникновения эффекта финансового рычага. Положительный ЭФР возникает в тех случаях, если рентабельность совокупного капитала (Ра) превышает средневзвешенную цену заемных ресурсов (Цзк).

Разность между доходностью совокупного капитала и стоимостью заемных средств позволит увеличить рентабельность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемных средств в структуре капитала предприятия. Если Ра меньше Цзк, создается отрицательный ЭФР, в результате чего происходит уменьшение рентабельности собственного капитала, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия.

Чем выше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях его эффект.

Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов:

- в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (падения объема предложения ссудного капитала) стоимость привлечения заемных средств может резко возрасти, превысив уровень бухгалтерской прибыли, генерируемой активами предприятия;

- снижение финансовой устойчивости в процессе интенсивного привлечения заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает заимодавцев повышать процентные ставки за кредит с учетом включения в них премии за дополнительный финансовый риск. В результате дифференциал финансового рычага может быть сведен к нулю или даже к отрицательному значению. В результате рентабельность собственного капитала снизится, так как часть генерируемой им прибыли будет направляться на обслуживание долга по высоким процентным ставкам;

- кроме того, в период ухудшения ситуации на товарном рынке и сокращения объема продажпадает и величина бухгалтерской прибыли. В таких условиях отрицательное значение дифференциала может формироваться даже при стабильных процентных ставках за счет снижения рентабельности активов.

Плечо финансового рычага характеризует силу воздействия финансового рычага. Данный коэффициент мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага вызывает еще больший прирост его эффекта и рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового рычага приводит к еще большему снижению его эффекта и рентабельности собственного капитала.

 

Основные способы долевого финансирования стратегического развития предпринимательских структур: бизнес-ангелы, венчурные фонды, IPO; методика выбора наиболее выгодных для предпринимателя источников долгосрочного финансирования.

Бизнес-ангелы – частные инвесторы, инвестирующие в рискованные (прежде всего инновационные) проекты ранних стадий, при этом объем инвестиций в один проект, как правило, не превышает миллиона долларов. Чаще всего бизнес-ангелами выступают физические лица, хотя это могут быть и лица юридические. Обычно последними являются небольшие инвестиционные фирмы, инвестирующие собственный капитал. Встречаются и инвестиции крупных корпораций в бизнес-ангельском формате – в данном контексте говорят о «корпоративных бизнес-ангелах». Важной характеристикой бизнес-ангельского инвестирования является отсутствие формально зарегистрированных инвестиционных фондов с отдельной управляющей компанией.

Термин пришел из сферы американского шоу-бизнеса, где под «ангелом» подразумевали спонсора, финансирующего проект на безвозвратной основе и претендовавшего на прибыль только в случае успеха постановки. Тем не менее современный бизнес-ангел – это не благотворитель, а именно инвестор, предоставляющий в проект средства с расчетом на коммерческую прибыль. В обмен на финансирование он получает значительную долю в капитале проинвестированной им компании.

Цель бизнес-ангела – рост капитализации проинвестированной компании и фиксация прибыли через «выход» – продажу своей доли по значительно более высокой цене, чем объем инвестиций. Бизнес-ангел должен обладать значительными средствами, потеря части которых от неудачного вложения в проект не повлияет на его уровень жизни и дальнейшую коммерческую деятельность. Кроме того, бизнес-ангелы диверсифицируют свои вложения, вкладываясь в несколько проектов одновременно.

Обычно бизнес-ангел подключается к проекту на самом раннем и рискованном этапе его развития, когда имеются лишь «сырая» идея и нуждающееся в доработке бизнес-предложение и не всегда возможно дать достоверный финансовый прогноз развития бизнеса. Привлекательность проектов начальных стадий состоит в их потенциальной сверхприбыльности, поскольку при удачном сценарии развития проекта рост капитализации происходит буквально с «нуля» и превышает сотни процентов годовых.

Однако столь высокие прибыли компенсируются не менее высокими рисками.

В проекты стадии старт-ап инвестируют венчурные фонды, а в компании поздних стадий — фонды прямых инвестиций (private equity фонды). Особенность венчурных фондов – их экспертиза в области формирования и постановки бизнес-процессов проинвестированных компаний, тогда как фонды прямых инвестиций имеют дело с отлаженными производственными и бизнес-процессами и сформированной корпоративной структурой.

В последнее время появились региональные венчурные фонды с участием государственного капитала, созданные в виде закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, в частности Московский Венчурный Фонд под управлением УК «Альянс РОСНО Управление Активами».

Фиксация прибыли инвестором – «выход» – может осуществляться одним из следующих способов:

• продажа его доли стратегическому инвестору (Trade Sale) или инвестиционному фонду;

• слияние и поглощение;

• первичное размещение на фондовом рынке (IPO) с продажей доли инвестора на бирже;

• выкуп его доли менеджментом (MBO);

• выкуп его доли с привлечением заемных средств (LBO).

Обычно «выход» большинства инвесторов происходит перед переходом на стадию устойчивого развития, но может происходить и раньше (перепродажа другому венчурному или private equity-инвес- тору). Бизнес-ангелы иногда осуществляют «выход» через продажу своих долей венчурным фондам, т. е. при переходе проекта на стадию старт-ап.

Процедуру IPO с продажей доли инвестора очень часто считают основной конечной целью венчурных инвестиций. Однако правильной целью инвестора должен выступать прибыльный «выход», а его форма должна выбираться в зависимости от специфики бизнеса. Тем более, что подавляющее большинство инвесторов осуществляют «выходы» без использования фондового рынка. Согласно данным Национальной ассоциации венчурного капитала (NVCA) в США соотношение IPO и прочих типов «выхода» (Trade Sale, M&A, выкуп менеджментом и др.) при осуществлении венчурных инвестиций составляет примерно 1:10 в пользу последних. Кроме того, не любое IPO, т. е. появление акций компании на бирже, сопровождается «выходом» инвестора.

Экзотическим для России, но относительно распространенным на Западе (прежде всего в США) способом привлечения финансирования старт-апа является раннее IPO, т. е. первоначальное публичное предложение акций на альтернативной фондовой площадке для растущих компаний. Примером подобной биржевой площадки является американская система NASDAQ, лондонская AIM, для которых характерны относительно невысокие требования для листинга компаний. В контексте раннего IPO первоначальное предложение акций на фондовом рынке становится не инструментом фиксации прибыли, а еще одним – по сути, параллельным венчурному – способом финансирования проекта, хотя инвестор ранней фазы иногда осуществляет продажу части своих акций.

В России в последние годы появилась возможность для ранних IPO на двух альтернативных площадках раннего финансирования – сектор ИРК ММВБ и РТС «Старт».

Выбор источника финансирования следует начать с рассмотрения следующих вопросов:

1. Какого размера финансирование требуется?

2. Каковы размеры юридического лица, получающего средства?

3. Какую часть контроля вы готовы отдать?

4. Какова степень риска проекта?

1. Количество требуемых средств ограничивает выбор источников финансирования следующим образом:
- Для финансирования в крупных размерах приоритетными источниками являются: иностранные банки, стратегические инвесторы, публичная эмиссия, облигации и конвертируемые облигации.

- Финансирование в средних и малых размерах вполне возможно осуществить из следующих источников: российские банки, частные инвестиционные фонды (зависит от фонда), фонды помощи, лизинг.
Различные источники имеют широкий диапазон размеров предлагаемого финансирования.

2. Размер предприятия определяет источник финансирования исходя из следующих предпосылок:

1) некоторые источники финансирования требуют, чтобы предприятие было хорошо известно, для того чтобы добиться успеха (публичная эмиссия, выпуск облигаций, выпуск конвертируемых облигаций);
2) акции более крупных предприятий обычно бывают более ликвидными; это является предметом внимания некоторых источников финансирования (портфельные инвесторы - частные фонды);

3) некоторые фонды помощи, наоборот, имеют мандат на инвестирование в малые и средние предприятия.
3. Различные источники краткосрочного финансирования требуют различных видов обеспечения:

стратегические инвесторы хотят осуществлять контроль над оперативными и другими решениями;

- частные фонды и фонды помощи могут захотеть иметь представителя в совете директоров;

- иностранные банки могут иметь строгие условия предоставления кредитов;

- российские банки меньше заинтересованы в осуществлении контроля;

- публичные эмиссии акций, облигаций и т.д. стремятся диверсифицировать состав акционеров, противодействуя получению крупного пакета акций одним акционером.

4. Степень риска проекта снижает круг потенциальных источников финансирования:

- фонды помощи, имеющие политические мотивы для инвестирования в различные проекты в России, больше склонны рассматривать рискованные инвестиции;

- стратегические инвесторы, знающие бизнес и имеющие связи, которые могут снизить риски конкретных проектов, могут также рассматривать финансирование проектов, которые другие источники отказываются рассматривать или за финансирование которых они требуют чрезмерно высокий уровень дохода;

российские банки чрезвычайно опасаются риска, но понимают политические и специфические для России риски;

- иностранные банки обычно являются наиболее опасающимися риска источниками долгосрочного финансирования.

 

 

Основные способы заемного финансирования стратегического развития предпринимательских структур: номенклатура и качественный сравнительный анализ различных способов долгосрочного финансирования; методы оценки денежных потоков платежей заемщика при различных способах долгосрочного финансирования; методика выбора наиболее выгодных для заемщика источников долгосрочного финансирования.

способы привлечения средств существенно различаются в зависимости от источника, а также от цели и иных особенностей привлечения финансовых ресурсов. Поэтому помимо выбора оптимального источника финансирования перед финансовой службой компании одновременно возникает задача выбора наиболее эффективного метода привлечения необходимых средств.

Методов долгосрочного финансирования довольно много, они весьма сильно различаются между собой по сложности, условиям применения и иным характеристикам.

Привлечение акционерного капитала. Данный метод применяется в основном при привлечении дополнительного финансирования – при принятии решения об увеличении акционерного капитала. Существует две основные разновидности данного метода:

– привлечение акционерного капитала по закрытой подписке (т.е. дополнительно выпущенные акции/доли размещаются среди ограниченного круга акциоперов/участников – способ, чаще всего применяемый в обществах с ограниченной ответственностью);

– привлечение акционерного капитала по открытой подписке (Initial Public Offering, IPO), т.е. среди неограниченного круга акционеров.

Наиболее интересен способ привлечения капитала по IPO, который имеет следующие преимущества:

– проведение IPO существенно повышает деловой имидж компании, а также се статус заемщика (в частности, повышается кредитный рейтинг компании – за счет того, что акции могут служить в качестве залога по обеспечению долга);

– обращение акций компании на фондовых биржах предоставляет акционерам дополнительные возможности по диверсификации финансовых рисков либо получению дополнительного дохода;

– формируется рыночная оценка стоимости компании, что обеспечивает более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов.

К основным недостаткам финансирования путем IPO можно отнести:

– значительные дополнительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг;

– возникновение специфических транзакционных издержек, связанных с отношениями между компанией и ее акционерами;

– возможность потери контроля над компанией;

– более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками.

Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Данный метод финансирования является разновидностью привлечения уставного (чаще – акционерного) капитала. От предыдущего способа его отличает прежде всего то, что акции в данном случае приобретаются инвестором "пакетом" (т.е. в определенной доле от общей величины акционерного капитала), кроме того, в данном методе речь идет о сделке с конкретным лицом (лицами). Выделяют два типа инвесторов: финансовые инвесторы и стратегические инвесторы.

Инвестора финансового типа отличают следующие особенности:

– стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из состава акционеров (либо из проекта);

– не стремится к приобретению контрольного пакета;

– не стремится сменить менеджмент компании;

– предпочитает горизонт инвестирования 4–6 лет;

– обычно закрепляет свой контроль участием в совете директоров.

Привлечение средств финансовых инвесторов наиболее распространено в финансировании инновационных компаний, а сами финансовые инвесторы чаще всего представлены инвестиционными компаниями и фондами, фондами венчурных инвестиций.

Инвестор стратегического типа отличается следующим:

– стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности (поэтому часто участвует в финансировании компаний смежных видов деятельности по отношению к своей основной компании);

– стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;

– активно участвует в управлении компанией;

– участие инвестора в капитале компании часто не ограничивается конкретными сроками.

Несмотря на определенные риски потери контроля при привлечении средств от стратегических инвесторов, получающая такие инвестиции компания может получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересованными в получении полного контроля над бизнесом.

Эмиссия облигаций. Эмиссия облигаций направлена на привлечение временно свободных денежных средств широкого круга инвесторов, включая физических лиц. Срок облигационного займа, как правило, превышает средний срок осуществления инвестиционного проекта, с тем чтобы погашение обязательств по облигационному долгу происходило после получения отдачи от вложенных средств.

В предыдущем параграфе было отмечено, что ценность облигационного займа как источника долгосрочного финансирования повышается в случае, если облигации обращаются на фондовом рынке. Для обеспечения этого предлагаемые компанией условия облигационного займа должны быть привлекательными для инвесторов и обеспечивать достаточную ликвидность облигаций.

Обычно в качестве метода финансирования эмиссию облигаций сравнивают с эмиссией акций. При таком сравнении облигационное финансирование проигрывает акционерному по основным параметрам – срочности и платности:

– акционерное финансирование предполагает бессрочность привлечения средств в любом случае, облигационное – только в отдельных случаях;

– акционерное финансирование не предполагает обязательности платы за привлеченные средства (исключение составляют привилегированные акции – квази-облигации), облигационное – требует соблюдения условия платности в любом случае.

Вместе с тем с позиций оценки рисков облигационное финансирование имеет преимущества перед акционерным:

– отсутствуют риски обесценения предшествующих выпусков ценных бумаг;

– отсутствует риск утраты контроля над компанией.

Однако в одном оба метода – облигационное и акционерное финансирование – схожи друг с другом: оба они эффективны лишь для конкурентоспособных компаний.

Лизинг (финансовая аренда). В данном методе финансирования одна компания (лизингополучатель) обращается к другой (лизингодатель) с просьбой приобрести необходимое оборудование и передать его ей в пользование. По своей экономической сущности лизинг одновременно содержит элементы кредита и аренды.

Можно выделить следующие основные преимущества лизинга для лизингополучателя:

– финансирование осуществляется в точном соответствии с фактической потребностью компании в активах;

– возможность привязки суммы лизингового платежа к объемам и графику поступления выручки позволяет обеспечить стабильность работы компании;

– лизинговое финансирование осуществляется точно в течение всего срока использования актива (при банковском кредите срок финансирования обычно меньше, что приводит к ухудшению финансового состояния компании за счет более быстрой выплаты кредита; при облигационном финансировании срок привлечения средств обычно больше, что приводит к дополнительным расходам в виде выплаты "лишних" процентов);

– лизинг не изменяет соотношения собственных и заемных средств в балансе компании, таким образом, он не оказывает влияния на финансовую независимость, кредитоспособность и прочие аналогичные характеристики компании.

Однако лизинговое финансирование имеет ряд недостатков:

– большее количество участников сделки по сравнению с банковским кредитом значительно усложняет саму сделку (что приводит к увеличению времени на ее заключение, а также к дополнительным расходам);

– лизинговые платежи не прекращаются до конца контракта вне зависимости от фактического состояния объекта лизинговой сделки;

– компания не имеет возможности получить дополнительную выгоду за счет увеличения стоимости своих активов в случае роста рыночной стоимости лизингового оборудования.

Проектное финансирование. Это сравнительно молодой и перспективный комплексный метод долгосрочного финансирования, который отличается рядом специфических особенностей.

Объектом финансирования при данном методе выступает конкретный инвестиционный проект, а не производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств в целом. При этом часто для использования этого метода создают отдельную так называемую проектную компанию.

Источником возврата вложенных средств служит прибыль от реализации инвестиционного проекта, обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проекта.

Комплексный характер данного метода финансирования выражается в том, что одновременно могут использоваться разнообразные методы финансирования (кредит, лизинг, приобретение доли в уставном капитале проектной компании, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).

При проектном финансировании отсутствует характерный для долгосрочного банковского финансирования механизм гарантий (однако отсутствие гарантий в целом не исключает получения частных гарантий на отдельных этапах проекта), поскольку банку предлагается войти в состав участников проекта, приобретя долю в капитале проектной компании.

 

 

Финансовое кредитование: критерии сравнения выгодности условий финансового кредитования; сравнение выгодности условий финансового кредитования на основе грант – элемента; сравнение выгодности условий финансового кредитования на основе эффективной процентной ставки.

Финансовый кредит – это передача банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, при котором заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить процент по нему. При финансовом кредите происходит прямая выдача кредитором денег заемщику.

Главными критериями при выборе кредита являются:

1.Процентная ставка зависит от нескольких факторов. Процентная ставка ниже, если заемщик согласен на длительное оформление кредита, которое включает поручительство и залоговое обеспечение. Также ставка зависит от срока потребительского кредита. Для определения годовой ставки поставщики потребительского кредита, как правило, пользуются специальными таблицами годовых процентных ставок, которые позволяют получить величину ставки, исходя из графика погашения долга.

2.Сроки кредита.

3.Виды комиссий - является самым опасным аспектом кредитования. Самые распространенные комиссии: комиссия за досрочное погашение кредита, комиссия за несвоевременную оплату кредита…

4.Дополнительные требования по договору кредита - каждый банк хочет себя обезопасить от невыплаты заемщиком кредита. При этом вводя разные дополнительные условия.

5.Залоговое обеспечение - заемщик обязан оставить в залог либо недвижимость, либо автомобиль в зависимости от величины денежной массы.

6.Поручительство - заемщик оформляет кредит еще на поручителя. В случае неуплаты заемщиком кредита, поручитель будет должен выплатить кредит заемщика. Поручитель - лицо, принимающее на себя обязательства (полностью или частично) по исполнению должником своих обязанностей по кредитному договору.

7.Страхование кредита - в основном все банки предлагают страхование. Если оформлять страхование, процентная ставка уменьшается.

Грант-элемент — показатель, используемый в международной статистике для сопоставления условий предоставления различных кредитов и займов в качестве обобщающей оценки степени льготности кредитов. Условия каждого кредита характеризуются параметрами: сроком кредита, льготным периодом и ставкой процента. Грант-элемент рассчитывается как интегральный показатель, учитывающий различия этих показателей по сравниваемым кредитным сделкам. Он показывает, какую часть платежей в счет погашения долга недополучает кредитор в результате предоставления кредита на условиях более льготных, чем обычный коммерческий кредит.

Грант-элемент позволяет оценивать степень льготности кредита и сравнивать в международной статистике кредиты с различными условиями. Определяет (в % к номиналу) потери кредитора, которые связаны с предоставлением кредитов с процентными ставками, более низкими, чем рыночные. Положительные значения грант-элемента означают упущенную выгоду (поскольку предоставленные в кредит средства могли бы быть размещены по более высокой ставке), отрицательные – дополнительные доходы кредитора (при размещении кредита на условиях, более жестких, чем рыночные). Грант-элемент равен 100% в случае безвозмездной субсидии и 0% – при оплате наличными и в случае, если кредит предоставлен по ставке, равной ставке сравнения.

В основе расчета грант-элемента лежит сравнение современных величин погашаемых платежей по телу кредита и начисленных процентов с номинальной величиной кредита. В качестве ставки сравнения используется превалирующая на рынке капиталов ставка по долгосрочным депозитам (в настоящее время принята равной 10%; предложения об ее изменении, периодически вносимые на рассмотрение в международные организации, в т.ч. с учетом динамики ставок по экспортным кредитам стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР, пока официально не одобрены).

Грант-элемент в % рассчитывается по формуле:

где ГЭ — показатель грант-элемента, характеризующий размер отклонений стоимости конкретного кредита на условиях, предложенных коммерческим банком, от среднерыночной стоимости аналогичных кредитных инструментов, в процентах;

диница платежного периода;

t — количество единиц платежного периода в течение общего срока предоставления кредита;

В — сумма выплат процента и основного долга в i-ом периоде по конкретному кредиту;

КР — сумма привлекаемого банковского кредита;

Сп— средняя ставка процента за кредит, сложившаяся на денежном рынке, по аналогичным кредитным инструментам.

Эффективной процентной ставкой называют величину ставки по кредиту за год, где учитывается не только заявленный банком процент по займу, но и остальные расхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.115 с.)