Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы логоритмической работы по развитию моторики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Моторика (лат. Motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную (общую) и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению, поэтому развитие мелкой моторики рук является важным моментом в логопедической работе. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Рядом исследований М.И. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антакова-Фоминой доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Логоритмическая работа по развитию моторики освещена фрагментарно в работах лишь некоторых ученых-исследователей: В. А. Гринер, Н. А. Рычковой, Е. В. Оганесян, Г. А. Волковой, а также в методических пособиях современных авторов Е. В. Кузнецовой, М. Ю. Картушиной. Развитие моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить к школе. Логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов. Без анализа моторных навыков педагог не может дать полную картину индивидуальных особенностей ребенка. В связи с этим очевидна актуальность выбранной темы курсового проекта. Объект исследования – логоритмическая работа по развитию моторики. Предмет исследования – основные особенности, направления логоритмической работы по развитию моторики. Цель исследования – проанализировать теоретические и практические аспекты логоритмической работы по развитию моторики у детей дошкольного возраста. Основные задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - изучить содержание и основные направления логоритмической работы; - раскрыть особенности развития детской моторики; - провести экспериментальное исследование состояния общей и мелкой моторики у дошкольников; - рассмотреть и проанализировать систему логоритмической работы по развитию как общей, так и мелкой моторики. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической литературы; - констатирующий экперимент.
Таблица 1. – Развитие общей моторики у детей
Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи [4]. Развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже, исходя из них, разучивает новые. Следует отметить основные действия, связанные с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте. 0-4 месяца В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным. 4-12 месяцев В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь. Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик. 1-2 года Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю использует их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной. Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии. 2-3 года В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье. После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно). 3-4 года Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии. 4-5 лет В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется). Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности. 5-6 лет Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления [6]. Таким образом, развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую связан с «взрослением» коры головного мозга.
Таблица 2. – Результаты обследования общей моторики
В результате обследования состояния общей моторики у детей получены следующие результаты. У всех обследованных детей наблюдается трудности нахождения отдельных поз. Двое из 8-ми детей выполняют движения точно, плавно. Дети нарушают последовательность при выполнении движений, почти у всех обследуемых детей нарушена двигательная память. Не сформировано умение воспроизводить координированные движения. Переключения с одного движения на другое замедленное. Темп выполнения движений либо замедленный, либо ускоренный. У одного ребенка наблюдается повышение тонуса мышц всего тела, гиперкинезы, сопутствующие движения, нарушения координации движения, двигательной памяти. В результате обследования состояния мелкой моторики у детей получены следующие результаты. 1. Символический праксис (сначала по образцу, затем по инструкции) Плетнев А., Валеев Р. испытывают трудности в нахождении отдельных поз, наличие персевераций. Семенов В., Попова Н., Белов Р., Мишина Н., Паньков Д., Соколов С. почти точно передали идеи жеста, действия. 2. Предметные действия Белов Р. дифференцирует движения, осуществляет контроль за своими действиями, почти точно выполняет задания. Валеев Р., Семенов В., Паньков Д., Мишина Н., Попова Н., Соколов С. испытывают трудности нахождения поз, наличие персеверации. Наблюдается способность к переключению с одного движения на другое, но с ошибками. Плетнев А. не может передать действие, нет контроля за своими действиями. 3. Праксис позы кисти руки (выполнения действия правой – левой рукой, перенос позы с одной руки на другую – по подражанию, затем по инструкции) У Семенова В., Плетнева А. наблюдаются трудности переноса позы справа налево, трудность переключения, персеверации. У Мишина Н. - длительность поиска поз. Паньков Д., Соколов С., Белов Р., Попова Н. испытали трудность выполнения задания левой рукой. Валеев Р. затруднялся в выполнении заданий правой рукой. 4. Условные реакции и действия У Белова Р., Поповой Н. отмечались условные реакции выбора, контроль за своими действиями. У Валеева Р., Панькова Д., Соколова С., Мишиной Н. отмечалось наличие персевераций, соскальзывание с одного действия на другое. У Плетнева А., Семенова В. – несоответствие реакций и действий. 5. Пространственный праксис Белов Р., Валеев Р. осуществляли контроль за своими действиями. Семенов В., Мишина Н., Попова Н. затруднялись в пространственной ориентировке рук. У Панькова Д., Соколова С., Плетнева А. отмечены персеверации, явления зеркальности. 6. Моторика пальцев рук У Панькова Д., Соколова С., Валеев Р. не было дифференцированности движений пальцев рук, координация движений пальцев рук снижена. У Семенова В., Поповой Н, Плетнева А. - инертность, персеверации, пропуски поз. У Мишиной Н., Белова Р. отмечались точные движения пальцев рук. 7. Динамический праксис Белов Р. - усвоение программы, контроль за своими действиями. Валеев Р., Плетнев А., Паньков Д., Соколов С., Семенов В., Мишина Н., Попова Н. – испытывали трудности нахождения поз, наличие персевераций. 8. Графические пробы У Мишиной Н., Белова Р. отмечались точные движения пальцев рук. Паньков Д., Соколов С., Валеев Р., Плетнев А. затруднялись воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев. 9. Конструктивный праксис У Плетнева А., Паньковой Д., Соколова С. отмечались оптико-пространственные дефекты. Белов Р. усвоил программу. У Мишиной Н., Поповой Н., Семенова В., Валеева Р. отмечалось явление зеркальности. Таким образом, в процессе обследования выявлены трудности в нахождении отдельных поз, наличие персевераций, не всегда точно передают идеи жеста, действия. Наблюдается способность к переключению с одного движения на другое, но с ошибками. Не все дети могут передать действия. Слабо сформирован контроль за своими действиями. У большинства учащихся с нарушенным речевым развитием наблюдаются трудности переноса поз справа налево, трудности переключения, персеверации, длительный поиск поз, трудности выполнения заданий левой и правой рукой, перенос позы с одной руки на другую. У детей также наблюдается затруднение в пространственной ориентировке рук, явление зеркальности. Нет дифференцированности движений пальцев рук, координация движений пальцев рук снижена. У некоторых детей наблюдаюдтся оптико-пространственные дефекты. Мелкая моторика учащихся развита слабо, что требует логоритмической работы по ее развитию.
Заключение
Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом общеобразовательном учреждении. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев. Логопедическая ритмика является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи. Изучив особенности и основные черты развития детской моторики, можно сделать вывод о прямой закономерности развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает - отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты диагностики целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей вызывают недоразвитие речевой деятельности. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения в поколение. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В ходе написания работы были проанализированы теоретические и экспериментальные основы изучения вопроса логоритмической работы по развитию моторики. В частности, раскрыты сущность, состав и основные направления логоритмической работы, изучены особенности и основные черты детской моторики. Анализ вопроса диагностики общей и мелкой моторики детей позволил раскрыть основные методики ее проведения. Обследование детской моторики позволило выявить трудности у некоторых детей, которые требуют непосредственной логоритмической работы. Система логоритмической работы по формированию общей и мелкой моторики детей достаточно многообразна, включает различные игры и упражнения. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками Таким образом, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Поэтому важным аспектом в преодолении таких трудностей и является логоритмическая работа по развитию моторики.
Введение Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Моторика (лат. Motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную (общую) и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению, поэтому развитие мелкой моторики рук является важным моментом в логопедической работе. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Рядом исследований М.И. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антакова-Фоминой доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Логоритмическая работа по развитию моторики освещена фрагментарно в работах лишь некоторых ученых-исследователей: В. А. Гринер, Н. А. Рычковой, Е. В. Оганесян, Г. А. Волковой, а также в методических пособиях современных авторов Е. В. Кузнецовой, М. Ю. Картушиной. Развитие моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить к школе. Логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов. Без анализа моторных навыков педагог не может дать полную картину индивидуальных особенностей ребенка. В связи с этим очевидна актуальность выбранной темы курсового проекта. Объект исследования – логоритмическая работа по развитию моторики. Предмет исследования – основные особенности, направления логоритмической работы по развитию моторики. Цель исследования – проанализировать теоретические и практические аспекты логоритмической работы по развитию моторики у детей дошкольного возраста. Основные задачи исследования: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - изучить содержание и основные направления логоритмической работы; - раскрыть особенности развития детской моторики; - провести экспериментальное исследование состояния общей и мелкой моторики у дошкольников; - рассмотреть и проанализировать систему логоритмической работы по развитию как общей, так и мелкой моторики. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической литературы; - констатирующий экперимент.
Теоретические основы логоритмической работы по развитию моторики 1.1 Сущность, содержание и основные направления логоритмической работы
На сегодняшний день, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. А сочетание пения и движений на фоне музыки оказывают положительное воздействие на разного рода речевые нарушения. Аксанова Т.Ю. говорит, что логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логопедическая ритмика связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Все логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки [1]. Главная цель в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Волкова Г.А. выделила основные задачи логоритмики: - развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; - развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; - активизация всех видов внимания и памяти; - развитие артикуляционной и мимической моторики; - формирование фонематического слуха; - коррекция речевых нарушений. Логопедическая ритмика включает в себя: - логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата; - пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук; - упражнения на развитие общей моторики; - вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; - песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; - упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления; - упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения [2]. Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений проводятся в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное сопровождение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру [2]. Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям: Педагог должен учитывать возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, особенности нарушений речевых и неречевых процессов; Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей; Продолжительность занятий от 20 до 25 минут в соответствии с возрастной нормой; Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом – логопедом, владеющим инструментом или использующим магнитофонную запись музыкального сопровождения, возможно и взаимодействие двух специалистов – логопеда и музыкального руководителя. Присутствие воспитателя группы является обязательным; Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков и имеющегося в запасе активного словаря. Вначале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки, затем они переносятся на речь; При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными [3]. Таким образом, развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.01 с.) |