Формационный подход к определению типов государств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формационный подход к определению типов государств.



Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).

Сторонниками формационного подхода выделяются пять общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная,

2) рабовладельческая,

3) феодальная,

4) буржуазная и

5) коммунистическая.

Критериями классификации типов государств в формационном подходе являются:

1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений;

2) господствующая форма собственности (частная либо государственная);

3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.

 

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

· Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

· Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

· Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

· Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализмаи коммунизма;

Посткапиталистическая.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

· она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

· формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

 

15. Цивилизационный подход к определению типов государств.

Цивилизационный подход при определении типов государства основывается не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах.

Цивилизационный подход основываетсяна понятии "цивилизация" (от лат. civilis — гражданский), означающее духовно-культурный и материально-технический уровень развития общества.

Английский философ и историк Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации — есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры.

А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21):

• египетскую,

• китайскую,

• западную,

• православную,

• дальневосточную,

• арабскую,

• иранскую,

• сирийскую,

• мексиканскую и др.

По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на

• демократические и недемократические,

• государства западной и восточной цивилизации,

• а по отношению государства к религии — на

• светские (отделение церкви от государства),

• клерикальные (государственно-религиозные),

• теократические (религиозные) и

• атеистические (запрещение деятельности религиозных организаций).

В цивилизационном подходе государства могут быть классифицированы по различным основаниям.

С позиций истории развития государства — оно может быть

• древним,

• средневековым

и

• современным.

С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть

• аграрными,

• индустриальными,

• постиндустриальными,

• информационными.

С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства

• европейского,

• американского,

• азиатского,

• африканского типов.

Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть

• православными,

• католическими,

• мусульманскими,

• индусскими,

• буддистскими.

С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства

• романо-германской правовой системы,

• англо-американской правовой системы,

• традиционно-религиозной правовой системы.

 

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

· Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

· Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

· Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.033 с.)