Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формационный подход к определению типов государств.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса. В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой). Сторонниками формационного подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: 1) первобытнообщинная, 2) рабовладельческая, 3) феодальная, 4) буржуазная и 5) коммунистическая. Критериями классификации типов государств в формационном подходе являются: 1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений; 2) господствующая форма собственности (частная либо государственная); 3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.
Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств: · Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры. · Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; · Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; · Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализмаи коммунизма; Посткапиталистическая. Достоинства формационной типологии: · продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; · она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: · формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; · недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
15. Цивилизационный подход к определению типов государств. Цивилизационный подход при определении типов государства основывается не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах. Цивилизационный подход основываетсяна понятии "цивилизация" (от лат. civilis — гражданский), означающее духовно-культурный и материально-технический уровень развития общества. Английский философ и историк Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации — есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры. А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): • египетскую, • китайскую, • западную, • православную, • дальневосточную, • арабскую, • иранскую, • сирийскую, • мексиканскую и др. По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на • демократические и недемократические, • государства западной и восточной цивилизации, • а по отношению государства к религии — на • светские (отделение церкви от государства), • клерикальные (государственно-религиозные), • теократические (религиозные) и • атеистические (запрещение деятельности религиозных организаций). В цивилизационном подходе государства могут быть классифицированы по различным основаниям. С позиций истории развития государства — оно может быть • древним, • средневековым и • современным. С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть • аграрными, • индустриальными, • постиндустриальными, • информационными. С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства • европейского, • американского, • азиатского, • африканского типов. Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть • православными, • католическими, • мусульманскими, • индусскими, • буддистскими. С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства • романо-германской правовой системы, • англо-американской правовой системы, • традиционно-религиозной правовой системы.
Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др. При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации: Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: · Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); · Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. · Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.006 с.) |