Лекция 3. Общая специфика социальной психологии (методология социальной психологии как науки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Общая специфика социальной психологии (методология социальной психологии как науки)



 

В современном научном значении термин "методология" обозначает три различных уровня научного подхода к исследованию.

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые - осознанно или неосознанно - применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2.Частная или специальная методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знаний. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому в Социальная психология важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группу, общество, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" - данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, т.о., в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика".

Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием - анкета, тест, социометрия - всегда применяется в определенном "методологическом ключе".

 

Методы социальной психологии

Социальная психология рождалась на стыке наук. Это привело к тому, что ее методы сложились из разных областей.

Можно выделить следующие основные социально-психологические группы методов, опираясь на классификацию Семенова В.Е.

1. Методы эмпирического исследования:

1) метод наблюдения;

2) изучения документов;

3) опрос (интервью и анкетирование);

4) специализированные социально-психологические методы (социометрия, ГОЛ, полярные профили и т.п.);

5) тесты;

6) эксперимент.

2. Методы моделирования.

3. Управленческо-воспитательные методы (активные методы).

 

Направления исследований в социальной психологии

Взаимодействие и общение это система взаимоотношений, и рассматривать ее необходимо на следующих уровнях:

- как психологию личности;

- психология взаимоотношений в диаде (пара);

- психологию малых групп;

- психологию больших групп, общностей.

 

Соответственно этим уровням развернуты и 4 направления исследования:

1) социальная психология личности, где личность рассматривается как проекция групповых взаимоотношений.

Основные проблемы:

- социализация индивида и становления личности (усвоения социальных установок);

- социально-психологическая структура личности;

- отдельные элементы структуры личности, определяемые социализацией (самооценка, установки, ценности и направленность личности).

2) Исследования взаимотношений в диаде:

- типы межличностных отношений;

- психологические механизмы влечения (аттракции);

- психологические механизмы агрессии (отторжения).

3) Проблема исследования психологии малых групп.

- классификация и типология групп;

- проблема коллектива;

- групповые и межличностные отношения;

- проблема лидерства;

- психологическая сплоченность и совместимость группы;

- изучение специфических малых групп (семья, группы в экстремальных условиях, дивиантные группы и т.п.).

4) проблемы исследования больших групп и массовидных явлений:

- психология этнических групп;

- психология классов, социальных слоев, стратов;

- массовидные явления: слухи, мода, внушение, подражание, поклонение кумирам, средства массовой коммуникации.

 

Практические отрасли социальной психологии

Разработка этих проблем идет не только в теории, но и в практике - как прикладные исследования и решение социальных проблем. Это и есть основная задача социальной психологии.

В настоящее время сформировались такие прикладные области социальной психологии:

- промышленная социальная психология;

- социальная психология коммуникаций, пропаганды и рекламы;

- социальная психология спорта;

- социальная психология управления;

Многие отрасли психологии включают социально-психологический аспект в своей области проблем: юридическая психология, психология обучения и воспитания, психология искусства и т.д.

Отличия прикладной социальной психологии от других прикладных направлений психологии

В этом плане существует специфика социальной психологии по отношению к другим психологическим отраслям:

а) включенность в большей мере в социальные и политические проблемы общества (отношение социальных групп - это уже политика);

б) взаимосвязь с государственной идеологией (критика социальных и социально-психологических теорий - это уже идеологический фронт);

в) практическая работа требует не только профессионализма, но и общественной и политической позиции исследователя (не только профессиональная этика, но и политическая позиция может определять нормы работы).

 

Контрольные вопросы к теме 1

 

1. Раскройте объект и предмет социальной психологии.

2. Покажите на конкретных примерах отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии.

3. В чем заключалась дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной психологии.

4. Раскройте сущность социального – как специфического феномена.

5. Назовите три уровня существования научного знания. Раскройте их сущность относительно специфики социальной психологии.

6. Раскройте иерархию и соотношение социально-психологических феноменов.

7. Перечислите методы социально-психологических исследований.

8. Назовите прикладные отрасли социальной психологии и обозначьте их отличие от других прикладных отраслей психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.008 с.)