Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии.
Лекция 1. Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки
Задолго до возникновения социальной психологии как науки, знания накапливались и использовались интуитивно и хаотично. Как правило, это происходило в фольклоре, в искусстве, в народных традициях и обычаях, в религиозной практике. Нарастание интереса исследователей к вопросам социальной психологии и ее развитию немало способствовали успехи и потребности развития различных отраслей научного знания. Социальная психология была подготовлена четырьмя группами школ: 1) социальными философами (Платон, Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо и др.); 2) пионерами философской антропологии (Лацарус, Штейнталь, Вундт); 3) представителями английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.); 4) ранними социологами (О. Конт, Э. Дюркгейм). Важную роль в возникновении социальной психологии сыграло и развитие антропологии, этнографии и археологии. Труды английского антрополога Э.Тейлора, американского этнографа и археолога Л.Г. Моргана, социолога и этнографа Л.Леви-Брюля поставили ряд важных социально-психологических проблем, дали ценный фактический материал. Глубокими корнями Социальная психология уходит в область общей психологии и психиатрии. Труды Б. Болдуина и В. Мак-Дауголла, В. Вундта, Т. Рибо положили начало социально-психологическому направлению в психологической науке. Основы социально-психологического направления в юриспруденции были заложены работами немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа, занимавшегося проблемами формирования и функционирования общественного мнения, и исследованиями русского юриста Л.И. Петражицкого об эмоциональной и мотивационных сторонах правосознания. В числе первых работ по социальной психологии были труды не только философов, языковедов, этнографов, историков, юристов, психологов, но и экономистов, биологов, зоопсихологов, политических деятелей, публицистов, писателей, журналистов и представителей многих других отраслей знаний и профессий. Все это, несомненно, свидетельствует о многообразии корней и истоков социально-психологической теории. Кроме того, в обществе складывались и объективные факторы, которые требовали социально-психологических знаний.
Перечислим наиболее существенные социальные предпосылки: 1) сильная миграция населения (освоение новых земель). Следовательно – большее взаимодействие и общение различных слоев и групп. Отсюда и количество проблем и социальных конфликтов; 2) производство претерпевает существенные изменения. Концентрация производства растет, следовательно, увеличиваются проблемы с управлением больших и малых групп (проблема управления колониальными народами); 3) все больше в обществе растет потребность в образовании и это рождает необходимость большего общения, управляемого взаимодействия между различными возрастными группами общества. Этапы развития социальной психологии 1) Описательный период – сер. 19 по 20-е годы 20 в. 2) Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и построение собственных методов – 20-е годы 20 в. по настоящее время
1. Описательный период в социальной психологии 1) Психология народов (возникает в Германии) 2) Психология масс ((в основном в Италии и Франции) 3) Теории социальных инстинктов (в нач. 20-х годов в Англии и США) Психология народов Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине 19 в. в Германии. Психология народов предлагала "коллективистическое" решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование "сверхиндивидуальной души", подчиненной "сверхиндивидуальной целостности", каковой является народ. Теоретическими источниками теории послужили: философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психология Гербарта. Психология народов попыталась соединить эти два подхода. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус и языковед Г.Штейнталь в 1860 г. Они считали, что главная сила истории - народ, или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь продукт. Задача социальной психологии - "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".
Социальная психология, изучая «дух народа», должна ответить на следующие вопросы: 1) Каковы законы и условия развития «духа народа»? 2) Каковы этапы его развития? 3) От чего зависит его изменения и преобразования? В описательной форме они обсуждали эти вопросы. Психология народа В. Вундта. В дальнейшем психология народов получила развитие во взглядах В.Вундта. Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863г. в "Лекциях о душе человека и животных". Основное же развитие идея получила в 1900г. в первом томе "Психологии народов" (десятитомный труд, над которым В.Вунд работал 60 лет). Уже в первых работах, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной и она изучает индивидуальное сознание до определенных границ. В.Вунд считал, что эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. И именно с этого пункта и начинается психология народов. Психология народов изучает мышление и законы психологии социальных общностей. Здесь необходимы другие методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Существовали теории, которые носили явно реакционный характер. Это психология народов Лебона. По его теории психология народов это врожденное качество и оно передается по наследству. При этом а) душа народа неизменна; б) психологические отличия также неизменны и в отдельных группах. Следовательно, есть и будут высшие, средние и низшие расы. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина. В России идеи психологии народов развивались в учении А.А.Потебни. Несмотря на различия, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься назваными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии методы. Эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. Психология масс Номиналистическая социология Г. Тарда. Французский юрист Габриэль Тард. «Законы подражания». Впервые высказал о роли подражания и внушения. Попытался объяснить социальное поведение людей через эти механизмы. 1) Выделил особое значение инициативных личностей в массах 2) Поведение массы сводится к подражанию героев. Взгляды С. Сигеле (1868 – 1913) «Преступная толпа – опыт коллективной психологии» Пытался раскрыть истоки возникновения преступлений в толпе. Особую роль отводил фактору внушения. Социально-психологические взгляды Г. Лебона (1841 – 1931) «Психология народов и масс» Вывел особые психологические принципы массы как толпы. Человек попав в толпу приобретает специфические признаки: 1) Обезличенность (индивидуальная манера поведения отступает) 2) Резкое преобладание чувств над разумом 3) Утрата личной ответственности (коллективный эгоизм больше эгоизма отдельных членов толпы;
4) Подражание толпе (в зависимости от численности растет и степень, но до определенного предела). Следовательно, массе нужны вожди, которые рационально выше и способны вести толпу. Взгляды Михайловского «Герой и толпа». Н.К. Михайловский подчеркивал роль сознательной деятельности людей в историческом процессе. Действующие силы социального развития – это предводители и толпа (в отличие от идей Маркса, где главное экономические силы). Толпа – это самостоятельное социально-психологическое явление, которое должно управляться вожаком. Психологическими факторами социального развития являются подражание, общественное настроение и социальное поведение. Итогом его работы был вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем существенный пробел в системе социальных наук. Теория социальных инстинктов Теория У. Макдугалла. Одной из первых самостоятельных концепций в социальной психологии, является теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла. Работа Макдугалла "Введения в Социальная психология" вышла в 1908г., и считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (рождение становление социальной психологии как науки) (Шихирев П., с.34) Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию "целевой" или "гормической" (от греческого "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. Они врождены и закреплены в человеке. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.
Макдаугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: * инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; * инстинкт бегства и чувство самосохранения; * инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; * инстинкт приобретения и чувство собственности; * инстинкт строительства, преобразования и чувство созидания; * инстинкт и чувство справедливости * стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов Макдаугалл выводил формирование всех социальных учреждений: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Роль этой теории в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.
Итоги описательного периода Достижения 1) Произошло выделение социально-психологических явлений 2) Сформировался первичный понятийный аппарат 3) Собран первичный эмпирический материал 4) Выделены специфические проблемы (лидерство, проблемы групп и масс, движущие силы социальных явлений) Недостатки 1) Методы этого периода умозрительны 2) Изучение явлений сводилось к описанию и умозрительному объяснению, без проверки на эксперименте.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.022 с.) |