Лекция 2. Социальное как специфический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Социальное как специфический феномен



Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”. Социальное, как специфический феномен рассматривался в концепциях многих авторов, таких как Анисимов О.С., Шихирев П.Н, Ковалев А.Г., Парыгин Б.Д. и др.

Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-нибудь. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587).

По мнению Анисимова О.С., ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как существующей независимо от ее участника или участников.

В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).

Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида.

Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия.

Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.

Классификация социально-психологических явлений

Широта и глубина взаимодействия человека с другими людьми различна, поэтому социально-психологические явления многообразны.

Б.Д.Парыгин первым в нашей стране предпринял попытку классифицировать социально-психологические явления. Он говорил о семи компонентах составляющих предмета социальной психологии.

1. Особенности проявления всех компонентов индивидуальной психологии - потребностей, интересов, воли и т.д. - в коллективе и массе людей. 2. Формы психической общности и структурно-психологические особенности различных социальных групп. 3. Способы общения и социально-психологического взаимодействия индивидов внутри группы и групп между собой. 4. Особенности механизмов мотивации поведения индивида в группе и в совокупной деятельности членов различных групп. 5. Особенности психологического механизма отражения социальной среды и ее воздействие членами различных социальных групп и массой людей. 6. Закономерности группового и коллективного поведения. 7. Законы динамики и формирования общественной психологии различных социальных групп, слоев и классов общества.

Ковалев А.Г. считает, что следует сначала определить объекты социально-психологического исследования (малые и большие группы, а также личности). Это будет основным критерием классификации феноменов общественной психики (то есть классифицировать через «носителей» явлений).

Автор приводит следующую классификацию:

1.Феномены общественной психики, которые свойственны малым группам и их характеризуют (групповые цели, мотивы, групповые мнения, психологический климат);

2. Феномены общественной психики, которые характеризуют личность как члена групп и коллективов (роль и статус личности в группе, ее ценностные ориентации, установки, уровень притязаний и т.д.);

3. Те явления общественной психики, которые присущи большим социальным группам (общественное мнение, умонастроение масс, национальный темперамент и характер, нравы и т.д.).

4. Как самостоятельная подструктура феноменов общественной психики выделяются явления общения и психологического воздействия (убеждения, внушения, подражания, конформизма и др.).

5. Все эти явления общественной психики, во-первых, направляют дела и поступки конкретных личностей (это потребности, интересы, взгляды, установки, традиции, обычаи и пр.), а, во-вторых, влияют на степень эффективности этих дел и поступков за счет использования потенциальных сил и способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.004 с.)