Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Социальное как специфический феномен
Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”. Социальное, как специфический феномен рассматривался в концепциях многих авторов, таких как Анисимов О.С., Шихирев П.Н, Ковалев А.Г., Парыгин Б.Д. и др. Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка. Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-нибудь. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587). По мнению Анисимова О.С., ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как существующей независимо от ее участника или участников. В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников). Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида. Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема. Классификация социально-психологических явлений Широта и глубина взаимодействия человека с другими людьми различна, поэтому социально-психологические явления многообразны.
Б.Д.Парыгин первым в нашей стране предпринял попытку классифицировать социально-психологические явления. Он говорил о семи компонентах составляющих предмета социальной психологии. 1. Особенности проявления всех компонентов индивидуальной психологии - потребностей, интересов, воли и т.д. - в коллективе и массе людей. 2. Формы психической общности и структурно-психологические особенности различных социальных групп. 3. Способы общения и социально-психологического взаимодействия индивидов внутри группы и групп между собой. 4. Особенности механизмов мотивации поведения индивида в группе и в совокупной деятельности членов различных групп. 5. Особенности психологического механизма отражения социальной среды и ее воздействие членами различных социальных групп и массой людей. 6. Закономерности группового и коллективного поведения. 7. Законы динамики и формирования общественной психологии различных социальных групп, слоев и классов общества. Ковалев А.Г. считает, что следует сначала определить объекты социально-психологического исследования (малые и большие группы, а также личности). Это будет основным критерием классификации феноменов общественной психики (то есть классифицировать через «носителей» явлений). Автор приводит следующую классификацию: 1.Феномены общественной психики, которые свойственны малым группам и их характеризуют (групповые цели, мотивы, групповые мнения, психологический климат); 2. Феномены общественной психики, которые характеризуют личность как члена групп и коллективов (роль и статус личности в группе, ее ценностные ориентации, установки, уровень притязаний и т.д.); 3. Те явления общественной психики, которые присущи большим социальным группам (общественное мнение, умонастроение масс, национальный темперамент и характер, нравы и т.д.). 4. Как самостоятельная подструктура феноменов общественной психики выделяются явления общения и психологического воздействия (убеждения, внушения, подражания, конформизма и др.). 5. Все эти явления общественной психики, во-первых, направляют дела и поступки конкретных личностей (это потребности, интересы, взгляды, установки, традиции, обычаи и пр.), а, во-вторых, влияют на степень эффективности этих дел и поступков за счет использования потенциальных сил и способностей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.004 с.) |